Опубликовано в разделе Бодибилдинг, в подразделе Методика тренировок, 24.05.2011, 11174 просмотра

Особенности системы тренировок начинающего культуриста. Комплекс упражнений для занимающихся первого года обучения

Как объединить различные упражнения, обра­тить их в систему, как в тренировочном процессе найти ключ к самому себе.

Начнем с разминки. Милан Яблонский а своей книге «Культуризмом к здоровью, силе и красоте», ставшей настоящим рари­ тетом среди занимающихся атлетической гимнастикой, пишет, что разминка является обязательной частью атлетической тренировки. Скоро двадцать лет, как издана эта книга, но данное методическое требование не устарело, мы находим его и в последних изданиях Международной федерации культуризма — журналах «Флекс», «Мускул» и им подобных.

Итак, разминаться следует в теплом тренировочном костюме, независимо от того, занимаетесь ли вы в зале или на открытом воздухе.

В разминку можно включить такие упражнения:

—  сидя на полу, наклоны вперед к ко­леням;

—  в висе на перекладине реверс бед­рами вправо-влево;

—  стоя, повороты туловища в стороны;

—  стоя у шведской стенки, махи ногами поочередно;

—  прыжки на месте поочередно на каждой ноге.

Темп движений — средний. Время раз­минки — 5—10 минут до легкой испарины и ощущения тепла во всем теле.

Замечу сразу, что мы обращаемся в первую очередь к новичкам, тем, кто за­нимается атлетической гимнастикой 6—8 месяцев. Эта статья не решает всех про­блем тренировочного процесса, поскольку в основе атлетической тренировки лежит принцип индивидуального эксперимента.

В практике атлетизма существует три варианта подбора упражнений: в трени­ровку включаются упражнения, при кото­рых ваши мышцы лучше развиваются (на­зовем условно такие упражнения любимы­ми), или упражнения, не дающие быстрого прогресса в силе и массе мускулатуры (или нелюбимые), или те и другие упраж­нения. У каждого занимающегося набор таких упражнений индивидуален.

Новичкам лучше начинать именно с лю­бимых упражнений, в этом случае трени­ровочный эффект будет выше. Набор обычно таков: жим штанги лежа или при­седания со штангой на плечах; подтягива­ния в различных положениях на турнике и отжимания на брусьях; проработка широ­чайших и длинных мышц спины за счет всевозможных наклонов и тяги мышц брюшного пресса.

Чаще всего упражнения для пресса ре­комендуют выполнять в конце тренировки. Но рациональнее это делать в середине занятия: эти упражнения требуют большо­го физического напряжения и для эффек­тивной работы над этой мышечной груп­пой в конце тренировки попросту может не хватить сил.

У начинающих атлетов должно быть 12—14 тренировочных дней в месяц, то есть примерно три занятия в неделю про­должительностью 1—2 часа. Планируя длительность тренировки, обязательно учитывайте климатические особенности того района, где вы живете. Если, допу­стим, это Средняя Азия, то, конечно, два часа работы с отягощениями — это чрез­мерная нагрузка в первую очередь для сердечно-сосудистой системы. Другое де­ло в северных широтах, где организм испытывает постоянный недостаток тепла. Видите, даже в этом простом случае мы сталкиваемся с тем, что атлетическая тре­нировка вещь сугубо индивидуальная.

Новичков часто интересует, какое чи­сло упражнений следует включать в одну тренировку и какова должна быть про­должительность пауз между подходами.

В стандартную тренировочную схему укладывается 12 упражнений: 4 — для рук, 3 — для груди, 3 — для спины и 2 — для пресса. (Если мышцы голени и предплечья развиты нормально, то специальные упражнения для этих групп в каждую тре­нировку можно не включать, но если они нарушают пропорциональность развития, то не следует ими пренебрегать.)

Часто дефицит времени мешает плано­мерным тренировкам. Как быть в этом слу­чае? Главное, следите за периодичностью занятий. Лучше заниматься через день все­го по часу, нежели пропускать тренировки, стараясь компенсировать пропуски чрез­мерной продолжительностью занятий. По­этому одну из тренировок лучше прово­дить в выходной день, когда спешить неку­да и можно полноценно позаниматься. Если же времени мало, сделайте 6—8 основных упражнений, но тренировку не отменяйте. Цикличность занятий — золо­тое правило атлетизма!

Теперь поговорим о подходах. Четыре-шесть подходов по 8—10 повторений — вот та модель, которую можно взять за основу. Вообще же число повторений во многом зависит от типа телосложения и нервной системы занимающегося. Так что экспериментируйте, ищите свой вариант.

Если вы занимаетесь, допустим, в груп­пе из 10 человек, то попробуйте разде­литься на две пятерки. Одна такая мини-группа будет, например, делать упражнения в 4 подходах по 6 раз, другая — в 6 по 8 раз. Через месяц-другой сравните ре­зультаты в группах в силе и массе. По­добный принцип следует использовать в занятиях постоянно. Ищите варианты и в скорости выполнения: одна группа, к при­меру, выполняет упражнения быстро, дру­гая — медленно, в третьей группе начи­нают упражнение медленно, а сделав 3—4 повторения, ускоряют темп. Что. для вас предпочтительнее, об этом вы узнаете уже через 3—4 месяца тренировок.

Как мы уже отмечали, очень важно полностью сосредоточить свое внимание на выполняемом упражнении. Именно это обеспечивает качественную проработку мышцы. В паузах между подходами также не следует отвлекаться. Пока отдыхаете, мысленно проделайте упражнение. Обыч­ная пауза между подходами — 2—2,5 ми­нуты, но она может быть и больше в зави­симости от тренированности вашей сер­дечно-сосудистой системы. И еще: нико­гда не копируйте тренировки более подго­товленных атлетов, а тем более взятые из культуристских журналов. Все комплек­сы очень специфичны. Слепое подража­ние, перенесение чужих тренировок на себя может нанести вред здоровью. Поэ­тому думайте, анализируйте, идите своим путем.

В конце каждого месяца занятий атле­ты обычно делают так называемые при­кидки в одном-двух упражнениях. Чаще всего это касается жима лежа и присе­даний. Если из месяца в месяц на при­кидках ваши результаты растут, то это означает, что методика выбрана правиль­но. Если нет, то ищите новые пути. Их множество: ширина хвата и угол движе­ния штанги, варьирование веса отягощений и сбалансированность питания, режим дня (особенно сна!) и психологическая настро­енность на тренировочный процесс в це­лом.

Говоря о последнем, прибегну к при­меру, взятому из практики боевых искусств Востока. Изучающие искусство рукопашного боя применяют два очень ин­тересных методических принципа. Первый принцип. Человек, входящий в трениро­вочный зал, оставляет за порогом его свои заботы, и все тренировочное время мысли его направлены только на выпол­нение собственно упражнений, отработка которых в школах боевых искусств очень трудна. Второй принцип. Занимающийся стремится достичь состояния максималь­ной углубленности, при котором в орга­низме доминируют моторные действия. Применение этих двух принципов позво­ляет ученикам не только прогрессировать в своем предмете, но и весьма благот­ворно воздействовать на свою психику. Эти принципы вполне применимы и в атле­тической гимнастике.

Как мы уже говорили, неоднократный чемпион ми­ра по каратэ, популярный киноактер Брюс Ли строил методику своих трениро­вок в постоянной взаимосвязи атлетиче­ских упражнений с приемами каратэ. Не в этой ли взаимосвязи секрет его успеха? Возможно. Несомненно одно, гибкость тела, подвижность суставов, эластичность связок — те резервы, которые еще не полностью раскрыл для себя атлетизм. Об этом предмет нашего следующего раз­говора.

Публикуем вводный комплекс упраж­нений для занимающихся первого года обучения.

1. Подтягивания на перекладине широ­ким хватом до касания затылком.

2. Жим с груди стоя.

3. Жим из-за головы сидя, хват широ­кий.

4. Разведение рук с гантелями в сторо­ны.

5. Разведение рук в наклоне вперед.

6. Подъем на бицепс с опорой на пло­скость стоя (вариант А). Подъем на би­цепс сидя, упираясь спиной в плоскость (вариант Б).

7. Подтягивание на перекладине узким хватом на бицепс.

8. Отжимание на брусьях на трицепс (А). Опускание рук за голову, не сгибая локтей, с опорой на плоскость (Б).

9. Подъем туловища вверх — для прес­са.

10. Подъем ног вверх — для пресса.

11. Жим штанги лежа на скамье, хват средний.

12. Разводка гантелей сидя под углом 45° (А). Разводка гантелей лежа (Б).

13. Жим штанги сидя под углом 45°, хват широкий.

14. Опускание веса за голову, не сги­бая локтей.

15. Тяга штанги к поясу в наклоне впе­ред.

16. Наклоны со штангой на плечах вперед.

17. Наклоны с гантелью в. стороны по­очередно.

18. Повороты в стороны сидя со штан­гой (легкой!) на плечах.

19. Подъем на носках с партнером на спине.

20. Подъем веса с упором в плоскость кистями рук.

Упражнения 9, 10, 17—20 надо выпол­нять в трех подходах по 30 раз, остальные упражнения комплекса — в 3 подходах по 8—10 раз. В комплексе нет приседаний с весом. Предлагаем 1—2 месяца компенси­ровать это упражнение бегом трусцой и кроссами. Упражнения, данные в вариан­тах А и Б, можно выполнять на выбор.

Попов Андрей

Полезные метки: методика тренировок

Схожие по тематике статьи
Сплит-тренировки - инструмент современного бодибилдинга

До сороковых годов культуристы тренировались по довольно-таки примитивной методике. Считалось, что культурист должен нагружать сразу все мышцы по три раза в неделю, и в каждом упражнении работать с таким весом, с которым он может сделать не более одного…

Тренировочные секреты Бодибилдеров прошлых лет

Я фанатик разнообразия. Ни один технический прием для одной мышцы я не делаю дважды. Я постоянно варьирую упражнения, сеты, повторения. Например, если я «качал» грудь какими-то упражнениями, то в следующий раз упражнения будут совершенно другими…

Высокоинтенсивные тренировки и форсированные повторения

Высокоинтенсивные тренировки — это фундаментальная основа достижения мощной и красивой фигуры, которую мы видим у мастеров международного класса в культуризме. Почта все выдающиеся атлеты доводят свои серии упражнений до возможного предела…

Преодоление застоя при занятиях бодибилдингом

На наш взгляд, при существующих ускоренных методах тренировок, точки застоя становятся все более частыми и обыкновенными, а вот избегать их последствий…

Трой Зукколотто - чемпион из Калифорнии... тренировочная программа и питание

Именно Калифорния стала родиной многих знаменитых культуристов. В начале 90-х годов прошлого века имя Троя Зукколотто было у всех на устах. Соблюдая традицию своих пред­шественников Лерри Скотта, Дейва Дрепера и Билла Перла, он имел в своем активе…