Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 24.02.2012, 4934 просмотра

Дислексия и дисграфия — заболевание или...

Причины ошибок в детских диктантах — не всегда результат пробелов в знаниях. Умненький и сообразительный по отзывам учителей ребенок вдруг получает одну за другой двойку по русскому языку, и никакая зубрежка правил не помогает исправить ситуацию. После очередной отрицательной оценки педагог чаще всего рекомендует родителям обратиться к логопеду-дефектологу, произнося при этом не очень понятные слова «дисграфия» и «дислексия».

На самом деле эти термины, одним из которых — дислексия — обозначают про­блемы с чтением (в том числе «раскоди­рованием» смысла печатного слова), а другим — дисграфия — трудности с пись­мом, специалисты начали использовать еще в XIX веке. Больше того, дислексиками были миллионер Джон Рокфеллер, изобретатель Томас Эдисон, сказочник Андерсен и многие другие. В числе тех, кто читал с большим количеством оши­бок, — и видные политические деятели — Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, а сейчас — Джордж Буш-младший.

По разным оценкам, проблемы с пись­мом и чтением испытывают от 15 до 50 процентов российских школьников, и отнюдь не всегда отрицательные оцен­ки по русскому языку и чтению связаны с тем, что дети не учат правила. Неред­ко первопричина нарушений кроется в другом. В чем — об этом мы спросили педагога-дефектолога городского соци­ально-реабилитационного центра несо­вершеннолетних «Забота» Ирину Федо­сееву и логопеда этого центра Лию Зяпарову.

— Первый вопрос, который волнует, наверное, всех родителей: дислексия и дисграфия — это заболевание или не­ значительное отклонение от нормы?

Лия Зяпарова: — Наверное, стоит говорить о дислексии и дисграфии как об отклонении от нормы. Это микропоражение головного мозга, и оно незаметно, пока ребенок растет — до шести-семи лет, а проявляется, когда малыш идет в школу. Причины таких поражений пока четко не определены, но ученые отмечают, что количество детей, подверженных таким на­ рушениям, постоянно увеличивается.

В раннем дошкольном возрасте пер­вопричину школьных проблем может определить невропатолог, но таких спе­циалистов с направленностью на выяв­ление дефектов речи очень мало. В четыре-пять лет можно обратиться за консультацией к логопеду.

— Как определить, в чем причина отрицательных оценок, например, по русскому языку — в том, что ребенок просто не учит правила или же в том, что у него иные нарушения?

Ирина Федосеева: — Дисграфики нередко повторяют слова при пись­ме или, наоборот, пропускают строки. Они не всегда используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк.

— Когда стоит «бить тревогу»? В первые же месяцы учебы, если ребенку трудно дается освоение чтения и он с трудом выполняет общепринятые нормы, или стоит год-два подождать, в надежде, что проблему удастся преодолеть упорной учебой?

Лия Зяпарова: — Нарушение чтения чаще становится очевидным к концу первого класса. В начале первого года обучения проблемы с грамотностью могут возникать из- за того, что у ребенка просто-напросто не сформирован навык чтения и письма. А когда дети начинают писать диктанты из двух-трех предложений, уже можно сделать определенные выводы.

Первым на нарушение письма чаще всего обращает внимание учитель, кото­рый непосредственно работает с ребен­ком и каждый раз отмечает часто повто­ряющиеся ошибки. Но выявить пробле­му могут и родители, если регулярно проверяют письменное домашнее зада­ние своего ребенка и отмечают, что тот постоянно допускает одни и те же ошиб­ки.

Что касается предупреждения, профи­лактики дислексии и дисграфии, то луч­ше всего провести ее в дошкольном воз­расте. Когда ребенок приходит в пер­вый класс и начинает учиться менее ус­пешно, чем одноклассники, на одну про­блему наслаиваются другие. Малыш отказывается идти в школу, страдает пси­хика.

— Можно ли определить, что у малыша могут возникнуть проблемы с письмом или чтением еще до того момента, когда он пошел в школу?

Ирина Федосеева: — Для детей разного возраста существуют нормативы, в том числе и по развитию речи. Обычно девочки начинают говорить на 8—9-м месяце жизни, а маль­ чики — чуть позже, на 11—12-м месяце. От 1,9 месяца до 2 лет словарь ребенка обычно доходит до трехсот слов, при этом большая их часть (около 63 процентов) — существительные.

И если ребенок в 2—2,5 года не говорит, это уже должно обеспокоить родителей.

В 4—5 лет в речи малыша, как прави­ло, появляются придаточные предложе­ния, длинные фразы, монологи. Перед школой ребенок может уже проводить звуковой анализ слов, рифмовать слова.

И, конечно же, большое значение в развитии речи имеет среда, в которой развивается ребенок. Важно, чтобы ро­дители перестали сюсюкаться со сво­им малышом после того, как ему испол­нится два-три года, общаясь с ним, го­ворили четко и внятно.

— Есть ли определенные группы риска, когда вероятность развития проблем с чтением или грамотностью более велика?

Ирина Федосеева: — Да, есть факторы, которые предрасполагают к развитию дисграфии и дислексии. К ним относятся стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, крикливость и беспокойство ребенка в грудничковом возрасте, недостаточная или, наоборот, чрезмерная реакция на звуки, гиперактивность. Если подобные факторы риска проявлялись, то во время консультации о них нужно обязательно сказать специалисту, поскольку чаще всего выясняется, что первопричина дисграфии или дислексии кроется в периоде вынашивания или рождения ребенка.

В преддошкольном возрасте родите­лям стоит обратить особое внимание в тех случаях, если ребенок не может сосредо­точиться на задании, быстро отвлекается, проявляет непоседливость, если в его речи часто встречаются неоправданные, монотонные повторы фраз или слов.

— Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, освоить грамоту?

Лия Зяпарова: — К сожалению, универсальных рекомендаций нет, так как причины нарушений могут быть разными и для разработки рекомендаций требуется индивидуальный подход, учитывающий особенности развития ребенка и те трудности, с которыми он сталкивается при выполнении письменных работ.

Нередко причиной словесной слепо­ты становятся смешанные браки. Попытка разговаривать на двух разных языках обречено на появление дислексии и дисграфии у ребенка. Кстати, у нас была идея собрать один класс, в котором учились бы дети из двуязыч­ных семей, и обучать их по особой про­грамме с учетом особенностей освоения такими ребятами русского языка. Безус­ловно, тогда им будет намного легче ос­воить чтение и письмо.

Ирина Федосеева: — В дошкольном возрасте очень важ­но развивать у ребенка тонкую моторику. Кажется, элементарные занятия —лепка из пластилина, собирание мозаики, рабо­та с мелкими деталями — очень нужны для детей старшего дошкольного возра­ста. Они действительно помогают развить те навыки, которые способствуют лучше­му усвоению школьного материала. Сей­час появилось очень много литературы по развитию моторики, которую можно ис­пользовать в том числе и в домашних за­нятиях. Не стоит забывать о таких упраж­нениях тогда, когда ребенок пошел в шко­лу — у учащихся начальных классов раз­витие мелкой моторики еще продолжа­ется.

— Можно ли «победить» дисграфию без занятий со специалистом?

Лия Зяпарова: — Неспециалист — учитель или родитель — может только предположить, что у ребенка дисграфия, и это уже хорошо, так как в этом случае следующим шагом должно быть обращение к специалисту. Но только логопед может установить причины дисграфических ошибок в письменных работах ребенка и определить направления коррекционной работы. Следовательно, лечить дисграфию или дислексию мож­ но только руководствуясь рекомендациями специалиста, работающего с такими детьми.

Лечение обычно предполагает интен­сивную коррекционную работу над чте­нием и речью, включая тщательно разра­ботанную последовательность занятий. Все зависит от индивидуальных особен­ностей ребенка. Важно создать чувство уверенности в своих силах, и чем раньше будет начата работа с проблемой, тем благоприятнее прогноз по ее преодоле­нию. Кстати, очень неплохие результаты дает программа подготовки в логопеди­ческих детских садах.

Ирина Федосеева: — В каждом конкретном случае специалисты ищут методы воздействия на конкретного ребенка, учитывая выявленный дефект и его личностные особенности. Если, например, выяснится, что это — результат нарушения слуха, то ребенку мо­ жет быть рекомендовано обучение в специализированной школе. Поэтому неслучайно психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание тетрадей, почерк, особенности речи ребенка.

Но и роль родителей очень велика, потому что специалисты дают рекомен­дации, по которым нужно заниматься в том числе и дома, а без помощи и контроля родителей ребенок вряд ли сможет их выполнить.

подготовила Татьяна Попова

Полезные метки: здоровье

Схожие по тематике статьи
Артериальная гипертония у детей и подростков: причины и лечение

В России сорок процентов взрослого населения имеют стойкое повышение уровня артериального давления и риск развития сосудистых катастроф. К сожалению, статистика выявила не самую благополучную ситуацию и среди детей (особенно…

Переломы позвоночника у детей: причины, симтомы и признаки, первая помощь

К такой травме могут привести падение с высоты, транспортные происшествия, занятия спортом, непосредственные ушибы спины. Общее состояние ребенка, как правило, не страдает. Он может жаловаться на небольшие боли в спине…

Как лечить лямлиоз у детей: схема, диета, народные средства

Народные средства для лечения лямблиоза проверены жизнью. Прежде всего это полынь и пижма, и сейчас не самое лучшее время заготавливать эти травы. Пока вы можете купить их и в аптеке. Заваривать их надо так, как написано на упаковке…

Как лечить атопический дерматит у детей

Диатез — это наследственная особенность организма, отвечающая за приспособление ребенка к внешнему миру и склонность к определенным заболеваниям. Диатез не является ни болезнью, ни диагнозом. Описано около…

Что делать при Аллергии у ребенка - Причины, профиклактика, лечение... советы специалиста

Аллергия поражает независимо от возраста. Однако, когда заболевает ребенок, это становится проблемой всей семьи. И потому, даже если оба или один из родителей страдает каким-либо аллергическим заболеванием, предотвратить…