В России сорок процентов взрослого населения имеют стойкое повышение уровня артериального давления и риск развития сосудистых катастроф. К сожалению, статистика выявила не самую благополучную ситуацию и среди детей (особенно…
Учителя и психологи в США все чаще говорят о том, что слишком узкое представление американских специалистов в области педагогики об определении уровня умственного развития американских детей может ограничить возможности для их интеллектуального роста.
Новые спорные теории в области определения умственных способностей разрабатываются исследователями, считающими, что общепринятые методы оценки применяются неверно и зачастую не отражают потенциальных возможностей учащихся в период учебы в школе и впоследствии.
В настоящее время примерно в 60 процентов средних школ проводится проверка на коэффициент умственного развития, или Ай-Кью, чтобы определить, по какой программе обучать учащихся. На основании этого классы формируются из детей одинакового уровня развития - например, из особо одаренных, "средних" и со значительным отставанием в развитии. Ученик средних способностей получит около 100 баллов. Для того чтобы учиться по программе для одаренных, в большинстве школ надо получить 135.
Критики этого метода утверждают, что, хотя, как предполагается, он позволяет определить уровень умственного развития в целом, на деле он служит проверкой лишь степени развития речи и абстрактного мышления.
В ответ на многочисленные критические выступления в отношении традиционной проверки на Ай-Кью ученые предложили недавно альтернативные способы оценки умственного развития и способностей. Преподаватель психологии Гарвардского университета Говард Гарднер положил начало широким дискуссиям, предложив оценивать уровень развития по семи различным критериям: общительности, способности к самоанализу, пространственному мышлению, физическому развитию, музыкальным, речевым и математическим способностям — в противовес прежней практике использования всего одного показателя умственного развития, измеряемого по стандартной шкале.
Гарднер оценивает возможности учащихся по каждому из критериев, предлагая ребенку решить задачу, которая потребует применения им своих способностей в данной области — например, построить из кубиков дом для оценки развития у него пространственного мышления или поработать с примитивным механизмом, чтобы продемонстрировать координацию движений и логические и математические данные.
Новые методы оценки интеллектульного развития меняют подходы к тому, как, по мнению педагогов, дети должны усваивать учебный материал. Сотни школ по всей стране пытаются применять теорию многосторонней оценки интеллекта в повседневной практике, чтобы дать учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности.
Например, в начальной школе в Такома-Парке в Мэриленде дети изучают такие предметы, как история, переходя в пределах одного класса из одной учебной "ячейки" в другую. Каждая "ячейка" занимается историей, ориентируясь на один из вышеупомянутых критериев умственного развития.
В одной из групп ученик может найти применение своим речевым и музыкальным талантам, написав песню на историческую тему. В другой - проявить пространственное мышление, нарисовав карту, или координацию движений, придумав танец по поводу какого-либо исторического события. Затем преподаватели смотрят, в какой сфере ребенок наиболее талантлив. В идеале результаты этого анализа должны использоваться для разработки индивидуальной программы обучения, которая поможет ребенку приобрести необходимые знания путем развития самых сильных сторон его личности.
Отмечая несоответствие между учебными результатами в школе и успехами на рабочем месте, которые тот же человек демонстрирует впоследствии, Боб Стернберг, профессор психологии Йельского университета, разработал тройной тест, позволяющий проверить научные, практические и творческие способности. По его словам, это сочетание дает более точную картину будущего потенциала ребенка. Используя модель Стернберга, преподаватель может выявить сильные стороны ученика и построить урок так, чтобы он использовал их для быстрого и полного усвоения материала. Например, на уроке истории ученика с аналитическим складом ума попросят разобраться в уже принятых исторических теориях, а ученика с творческими наклонностями — придумать собственную. Учащемуся с практической жилкой, возможно, предложат рассказать, как определенное историческое событие отразилось на конкретной группе населения.
подготовила Татьяна Попова