Народные средства для лечения лямблиоза проверены жизнью. Прежде всего это полынь и пижма, и сейчас не самое лучшее время заготавливать эти травы. Пока вы можете купить их и в аптеке. Заваривать их надо так, как написано на упаковке…
С рождения ребенок окружен множеством звуков: разговоры людей, шелест листьевл щебетание птиц... Но из всех звуков—лишь звуки слова помогают реально общению маленького человека со взрослыми, являются средством передачи различной информации. Речь — это основа общения человека. А правильная речь — гарантия того, что ребенок в любом возрасте будет успешно усваивать знания. Для лучшего запоминания ребенок должен в уме правильно "проговорить" полученную информацию. Если у малыша правильная речь — он чувствует себя защищенным и уверенным. При дефекте речи, даже небольшом, дети становятся робкими, стеснительными, постепенно развивается комплекс неполноценности, они стараются не говорить, а молчать, замыкаются в себе. Не принимая участия в общем разговоре, дети мысленно уходят в сторону и лишают себя нужной информации, эмоционально обедняются. В дальнейшем вовремя не исправленные дефекты речи могут существенно повлиять на судьбу молодого человека.
Немало профессий, где правильная речь просто необходима: воспитатели детских садов, учителя, преподаватели, артисты. Например, военные командиры должны кратко и четко отдавать приказы и уметь быстро в нужный момент сформулировать команду, особенно если она отдается по рации. Весной все абитуриенты военных и летных училищ проходят медицинскую комиссию. При заикании, нечеткости речи их сразу отправляют на консультацию к логопеду. И бывали случаи, когда именно логопед ставил крест на военной карьере абитуриентов. То же самое происходит при поступлении в театральные училища и институты. А что за юрист с плохой речью? Или диктор телевидения? В последние 10—15 лет сильно снизились требования к речи. Включая ежедневно телевизор, мы часто наблюдаем косноязычие многих ведущих. Считаю это недопустимым, хотя бы потому, что это слышат дети, которые их копируют, поскольку подобные речи воспринимают как норму.
Как и почему
Чаще всего это случается по направлению участкового педиатра, но иногда родители сами приводят своих детей к логопеду. Врач обследует ребенка, уточняет, какой именно у него дефект речи, и устанавливает его причины. Детей с заиканием логопед направляет в психоневрологический диспансер, где ими последовательно будут заниматься специалисты восьми врачебных специальностей. Детьми с врожденными анатомическими челюстно-лицевыми дефектами оудут заниматься сначала логопеды, затем в детской хирургической больнице врачи — пластические хирурги, а потом опять логопеды. Если у ребенка выявляется патология слуха (он слышит плохо или совсем не слышит) — его направляют в сурдологический центр, где с ним будут заниматься сурдопедагоги. Дети со сниженным интеллектом наблюдаются и проходят медицинскую и педагогическую коррекцию у психиатров в психдиспансере.
Если ребенок физически и психически здоров, но выявлены явные дефекты речи — он пациент логопеда. В России создана и успешно работает целая сеть учреждений, занимающихся такими детьми. Для малышей есть центры диагностики дефектов речи и их коррекции, где работают логопеды. Дошкольников родителям рекомендуют отдать в детский садик, где есть специальные речевые группы для детей с серьезными дефектами речи. В такой группе обычно 10—12 детей, с ними работают по специальным программам два воспитателя и логопед. В некоторых детских садиках существуют логопедические пункты, где логопед индивидуально занимается с детьми из разных групп, у которых выявлены недочеты в звукопроизношении или речи. Подобные пункты есть в некоторых школах города, но не во всех. Поэтому врачи-логопеды работают и в Центрах социальной помощи, и в группах при Домах культуры. Потребность в логопедической помощи, к сожалению, велика.
Основные причины различных дефектов речи здоровых детей — черствость родителей и социальная безысходность. Папы и мамы не занимаются своими детьми, не разговаривают с ними, не рассказывают сказок, не читают книжек. Порой из-за тяжелых материально-бытовых условий оба родителя и бабушка вынуждены работать. Ребенок никому не нужен, растет как сорная трава. Никого из родных совершенно не интересует, правильно ли развивается и говорит их малыш, насколько богат его словарный запас. А ведь для малыша так важно внимание родителей. И для этого не надо много времени. Порой достаточно по дороге в детский сад поговорить с малышом о погоде, обратить его внимание на небо, деревья и саму дорогу. Вечером же прочитать сказку и обязательно поговорить с ребенком о ней: кто в сказке хороший, а кто плохой и почему. Но в реальности — нет желания у родителей заниматься ребенком. Спохватываются только перед школой, когда неправильное произношение становится устоявшимся. И требуются большие усилия и долгие упражнения, чтобы исправить дефекты речи.
Формирование правильной речи начинается в младенчестве со звукопро-изношения. Сначала ребенок осваивает простые гласные звуки: "а", "у", "и". Затем согласные—"м", "п", "б", "к", "г" и др. Следующий этап —звуки "ы", "э", "х" и твердые свистящие — "с", "з". И в последнюю очередь — звук "ц", все шипящие: "ж", "ч", "щ" и звуки "р" и "л". Окончательное формирование звуко-произношения заканчивается к 5 годам. В норме малыш начинает "гулить", то есть произносить отдельные гласные и согласные звуки, в 2—3 месяца. А к 6 месяцам он уже должен начать произносить отдельные слоги: "ба-ба-ба, ма-ма-ма..." и тому подобное. К году ребенок должен произносить 10—15 слов типа "мама, папа, баба, дай". Среди этих слов есть и "лепетные" слова, например: "ням-ням, куп-куп" и прочие. Это — первый этап развития речи. Через эту норму проходят почти все малыши. И не надо бояться этих слов, тем более сердиться, когда малыш их произносит. Именно этим облегченным "лепетным" фразам —"ляля бух", "киса ням-ням" — рекомендуют логопеды родителям учить молчащего полуторагодовалого малыша, чтобы стимулировать его начать говорить. Когда малыш освоит эти лепечущие фразы, тогда родители вслед за ребенком должны говорить эти фразы правильно: "Кукла упала", "Кошка ест", то есть переводить на правильную речь. А вот сюсюкать и разговаривать с малышом теми словами, которые он произносит неправильно, нельзя, иначе ребенок будет "лепетать" долго.
В норме же лепет прекращается к двум годам, когда ребенок уже может строить правильные фразы из 2—3 слов. То есть лепет в полтора года—норма, а в два с половиной — три ребенок — пациент логопеда.
У каждого участкового врача-педиатра есть специальные методические разработки, где четко прописаны все возрастные речевые и двигательные нормы у ребенка. По ним педиатры сверяют развитие своих маленьких пациентов.
Начинаем говорить правильно
Есть специальный правительственный декрет, который четко определил: логопед должен осмотреть ребенка при любом состоянии развития речи трижды: в 3 года, когда заканчивается формирование связной речи, в 5 лет, когда сформировано звукопроизношение, и перед школой — в 7 лет. Но если педиатр считает, что у ребенка опаздывает развитие речи по сравнению с нормой или если родители считают, что есть какой-то дефект речи у их ребенка — независимо от возраста, стоит сразу обратиться к специалисту — логопеду. И чем раньше — тем эффективнее будет помощь. Бывают случаи, когда ребенком надо заниматься еще до года, а не ждать 3-летнего возраста.
Все логопеды ведут большую разъяснительную работу. Это — и беседы с родителями в детских садиках, и оформление специальных стендов в детских поликлиниках. Обратите на них внимание. Там расписано не только что и в каком возрасте должен говорить ребенок, но и рассказано об общей двигательной активности детей. Если маленький ребенок плохо двигает руками и ногами, то он будет плохо работать и языком. Логопеды обращают на двигательную активность ребенка очень большое внимание. Для развития речи необходимы и гимнастика, и массаж, и всевозможные игры, направленные на развитие движений. Например, чтобы хорошо работали пальчики рук, надо научить малыша рисовать, вырезать, застегивать пуговицы и собирать мелкую мозаику, а для хорошего развития ног — научить играть с мячом, ходить босиком по камушкам, перепрыгивать и перешагивать через полоски...
Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем лучше развивается его речь и быстрее пополняется словарный запас. Но надо обязательно следить не только за тем, что вы ему говорите, но и за тем, как вы говорите. При разговоре с малышом любого возраста речь взрослого должна быть спокойной, ясной, по возможности выразительной. Логопеды не раз замечали, что родители их маленьких пациентов говорят очень быстро и невнятно, проглатывая целые слоги. Они не могут взять в толк, что ребенок просто не понимает их речи или сам начинает неправильно произносить слова и звуки, а впоследствии и писать с немыслимыми ошибками.
Если вас смущает произношение вашего ребенка — не слушайте советов тетушек и соседок. Только врач-логопед поможет вашему ребенку исправить речь.
Материал подготовила Татьяна Попова