Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 26.01.2012, 7137 просмотров

Научите ребенка говорить правильно или как исправить дефекты речи

С рождения ребенок окружен мно­жеством звуков: разговоры людей, ше­лест листьевл щебетание птиц... Но из всех звуков—лишь звуки слова помога­ют реально общению маленького чело­века со взрослыми, являются средством передачи различной информации. Речь — это основа общения человека. А пра­вильная речь — гарантия того, что ребе­нок в любом возрасте будет успешно усваивать знания. Для лучшего запоми­нания ребенок должен в уме правильно "проговорить" полученную информацию. Если у малыша правильная речь — он чувствует себя защищенным и уверен­ным. При дефекте речи, даже неболь­шом, дети становятся робкими, стесни­тельными, постепенно развивается ком­плекс неполноценности, они стараются не говорить, а молчать, замыкаются в себе. Не принимая участия в общем раз­говоре, дети мысленно уходят в сторону и лишают себя нужной информации, эмо­ционально обедняются. В дальнейшем вовремя не исправленные дефекты речи могут существенно повлиять на судьбу молодого человека.

Немало профессий, где правильная речь просто необходима: воспитатели детских садов, учителя, преподаватели, артисты. Например, военные командиры должны кратко и четко отдавать приказы и уметь быстро в нужный момент сфор­мулировать команду, особенно если она отдается по рации. Весной все абитури­енты военных и летных училищ прохо­дят медицинскую комиссию. При заика­нии, нечеткости речи их сразу отправля­ют на консультацию к логопеду. И быва­ли случаи, когда именно логопед ставил крест на военной карьере абитуриентов. То же самое происходит при поступле­нии в театральные училища и институты. А что за юрист с плохой речью? Или дик­тор телевидения? В последние 10—15 лет сильно снизились требования к речи. Включая ежедневно телевизор, мы часто наблюдаем косноязычие многих ведущих. Считаю это недопустимым, хотя бы пото­му, что это слышат дети, которые их ко­пируют, поскольку подобные речи вос­принимают как норму.

Как и почему

Чаще всего это случается по направ­лению участкового педиатра, но иногда родители сами приводят своих детей к логопеду. Врач обследует ребенка, уточ­няет, какой именно у него дефект речи, и устанавливает его причины. Детей с заиканием логопед направляет в пси­хоневрологический диспансер, где ими последовательно будут заниматься спе­циалисты восьми врачебных специаль­ностей. Детьми с врожденными анато­мическими челюстно-лицевыми дефектами оудут заниматься сначала логопе­ды, затем в детской хирургической больнице врачи — пластические хирур­ги, а потом опять логопеды. Если у ре­бенка выявляется патология слуха (он слышит плохо или совсем не слышит) — его направляют в сурдологический центр, где с ним будут заниматься сур­допедагоги. Дети со сниженным интел­лектом наблюдаются и проходят меди­цинскую и педагогическую коррекцию у психиатров в психдиспансере.

Если ребенок физически и психи­чески здоров, но выявлены явные де­фекты речи — он пациент логопеда. В России создана и успешно рабо­тает целая сеть учреждений, занимаю­щихся такими детьми. Для малышей есть центры ди­агностики дефектов речи и их коррек­ции, где работают логопеды. Дошколь­ников родителям рекомендуют отдать в детский садик, где есть специальные речевые группы для детей с серьез­ными дефектами речи. В такой группе обычно 10—12 детей, с ними работают по специальным программам два вос­питателя и логопед. В некоторых дет­ских садиках существуют логопедичес­кие пункты, где логопед индивидуаль­но занимается с детьми из разных групп, у которых выявлены недочеты в звукопроизношении или речи. Подоб­ные пункты есть в некоторых школах города, но не во всех. Поэтому врачи-логопеды работают и в Центрах соци­альной помощи, и в группах при Домах культуры. Потребность в логопедичес­кой помощи, к сожалению, велика.

Основные причины различных де­фектов речи здоровых детей — чер­ствость родителей и социальная бе­зысходность. Папы и мамы не занима­ются своими детьми, не разговаривают с ними, не рассказывают сказок, не чи­тают книжек. Порой из-за тяжелых ма­териально-бытовых условий оба роди­теля и бабушка вынуждены работать. Ребенок никому не нужен, растет как сорная трава. Никого из родных совер­шенно не интересует, правильно ли развивается и говорит их малыш, на­сколько богат его словарный запас. А ведь для малыша так важно внимание родителей. И для этого не надо много времени. Порой достаточно по дороге в детский сад поговорить с малышом о погоде, обратить его внимание на небо, деревья и саму дорогу. Вечером же прочитать сказку и обязательно по­говорить с ребенком о ней: кто в сказ­ке хороший, а кто плохой и почему. Но в реальности — нет желания у родите­лей заниматься ребенком. Спохваты­ваются только перед школой, когда неправильное произношение стано­вится устоявшимся. И требуются боль­шие усилия и долгие упражнения, что­бы исправить дефекты речи.

Формирование правильной речи на­чинается в младенчестве со звукопро-изношения. Сначала ребенок осваива­ет простые гласные звуки: "а", "у", "и". Затем согласные—"м", "п", "б", "к", "г" и др. Следующий этап —звуки "ы", "э", "х" и твердые свистящие — "с", "з". И в последнюю очередь — звук "ц", все шипящие: "ж", "ч", "щ" и звуки "р" и "л". Окончательное формирование звуко-произношения заканчивается к 5 годам. В норме малыш начинает "гулить", то есть произносить отдельные глас­ные и согласные звуки, в 2—3 месяца. А к 6 месяцам он уже должен начать произносить отдельные слоги: "ба-ба-ба, ма-ма-ма..." и тому подобное. К году ребенок должен произносить 10—15 слов типа "мама, папа, баба, дай". Сре­ди этих слов есть и "лепетные" слова, например: "ням-ням, куп-куп" и прочие. Это — первый этап развития речи. Че­рез эту норму проходят почти все ма­лыши. И не надо бояться этих слов, тем более сердиться, когда малыш их про­износит. Именно этим облегченным "лепетным" фразам —"ляля бух", "киса ням-ням" — рекомендуют логопеды родителям учить молчащего полутора­годовалого малыша, чтобы стимулиро­вать его начать говорить. Когда малыш освоит эти лепечущие фразы, тогда родители вслед за ребенком должны говорить эти фразы правильно: "Кукла упала", "Кошка ест", то есть переводить на правильную речь. А вот сюсюкать и разговаривать с малышом теми словами, которые он произносит неправильно, нельзя, ина­че ребенок будет "лепетать" долго.

В норме же лепет прекращается к двум годам, когда ребенок уже может стро­ить правильные фразы из 2—3 слов. То есть лепет в полтора года—норма, а в два с половиной — три ребенок — пациент логопеда.

У каждого участкового врача-педи­атра есть специальные методические разработки, где четко прописаны все возрастные речевые и двигательные нормы у ребенка. По ним педиатры сверяют развитие своих маленьких па­циентов.

Начинаем говорить правильно

Есть специальный правительствен­ный декрет, который четко определил: логопед должен осмотреть ребенка при любом состоянии развития речи трижды: в 3 года, когда заканчивается формирование связной речи, в 5 лет, когда сформировано звукопроизношение, и перед школой — в 7 лет. Но если педиатр считает, что у ребенка опазды­вает развитие речи по сравнению с нормой или если родители считают, что есть какой-то дефект речи у их ребен­ка — независимо от возраста, стоит сразу обратиться к специалисту — логопеду. И чем раньше — тем эффективнее будет помощь. Бывают случаи, когда ре­бенком надо заниматься еще до года, а не ждать 3-летнего возраста.

Все логопеды ведут большую разъяснительную работу. Это — и бе­седы с родителями в детских садиках, и оформление специальных стендов в детских поликлиниках. Обратите на них внимание. Там расписано не только что и в каком возрасте должен говорить ре­бенок, но и рассказано об общей дви­гательной активности детей. Если ма­ленький ребенок плохо двигает рука­ми и ногами, то он будет плохо рабо­тать и языком. Логопеды обращают на двигательную активность ребенка очень большое внимание. Для развития речи необходимы и гимнастика, и массаж, и всевозможные игры, направленные на развитие движений. Например, чтобы хорошо работали пальчики рук, надо научить малыша рисовать, вырезать, за­стегивать пуговицы и собирать мелкую мозаику, а для хорошего развития ног — научить играть с мячом, ходить боси­ком по камушкам, перепрыгивать и пе­решагивать через полоски...

Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем лучше развивается его речь и быстрее пополняется словарный запас. Но надо обязательно следить не только за тем, что вы ему говорите, но и за тем, как вы говорите. При разгово­ре с малышом любого возраста речь взрослого должна быть спокойной, яс­ной, по возможности выразительной. Логопеды не раз замечали, что родите­ли их маленьких пациентов говорят очень быстро и невнятно, проглатывая целые слоги. Они не могут взять в толк, что ребенок просто не понимает их речи или сам начинает неправильно произ­носить слова и звуки, а впоследствии и писать с немыслимыми ошибками.

Если вас смущает произношение ва­шего ребенка — не слушайте советов тетушек и соседок. Только врач-лого­пед поможет вашему ребенку испра­вить речь.

Материал подготовила Татьяна Попова

Полезные метки: здоровье ребенка

Схожие по тематике статьи
Как лечить лямлиоз у детей: схема, диета, народные средства

Народные средства для лечения лямблиоза проверены жизнью. Прежде всего это полынь и пижма, и сейчас не самое лучшее время заготавливать эти травы. Пока вы можете купить их и в аптеке. Заваривать их надо так, как написано на упаковке…

Как лечить атопический дерматит у детей

Диатез — это наследственная особенность организма, отвечающая за приспособление ребенка к внешнему миру и склонность к определенным заболеваниям. Диатез не является ни болезнью, ни диагнозом. Описано около…

Что делать при Аллергии у ребенка - Причины, профиклактика, лечение... советы специалиста

Аллергия поражает независимо от возраста. Однако, когда заболевает ребенок, это становится проблемой всей семьи. И потому, даже если оба или один из родителей страдает каким-либо аллергическим заболеванием, предотвратить…

Почему ребенок сильно и часто капризничает - Что делать... рекомендации специалиста

У меня проблема с ребенком. До пяти лет мы с мамой в Саше просто души не чаяли, и вдруг ее словно подменили. Послушная, умная девочка стала часто и сильно капризничать — чуть что не так, устраивает истерики, падает на пол, бьется…

Вредны ли памперсы для здоровья ребенка - Можно ли носить мальчикам

Ваша тревога относительно памперсов не беспочвенна. Это удобное, с точки зрения родителей, изделие не рекомендуется использовать в течение долгого времени. Памперсы необходимы на прогулке, в дороге, на даче (в отсутствие необходимых…