Опубликовано в разделе Звезды и судьбы, 26.04.2011, 5477 просмотров

Сны и сновидения. Толкование по Фрейду

Что такое сновидения? Это, по существу, — перевод мыслей в галлю­цинаторное переживание. Наяву наши желания исполняются не всегда, а во сне они легко достижимы. Но можно ли говорить об исполнении желаний во всех сновидениях без исключения?

Ребенок, безуспешно просивший отца покатать его в лодке, во сне видит себя скользящим по водной гла­ди. Это открытое исполнение желания. Но, взрослея, человек может испыты­вать такие желания, в которых не признается даже себе. Они остаются в подсознании. Внутренняя цензура мешает им проникнуть в сознание. Запретные, отвергнутые желания, про­никая в сновидение, сильно искажают его — исполнение их не может прояв­ляться открыто. И тем не менее в иска­женных и запутанных галлюцинатор­ных переживаниях происходит замас­кированное исполнение вытесненного желания.

Многие сновидения сопровожда­ются страхами. Это может показаться неправдоподобным: если сновидение есть исполнение желания, то мучительные ощущения не должны были бы омрачать его. Однако отношение лица, видевшего сон, к своим желаниям отличается некоторыми особенностя­ми. Человек заменяет, «цензурирует» те желания, которые считает неприем­лемыми, несовместимыми с моралью. Ведь их исполнение может доставить ему не наслаждение, а противополож­ное чувство. Вот это противоположное чувство и проявляется в виде страха. Видевшего такой сон можно сравнить с двуликим существом: одна часть его натуры страстно чего-то  желает, дру­гая — не менее настойчиво отвергает это желание.

Нередко содержание страшных снов совершенно свободно от искаже­ния. Оно, как в детстве, представляет собой откровенное исполнение жела­ния. Это происходит потому, что роль цензуры в нем исполняет страх.

Именно страх заставляет нас прос­нуться среди ночи. В этом случае мы просыпаемся до того, как вытесненное из сознания недостойное желание, несмотря на сопротивление цензуры, добивается полного осуществления во сне. Можно сравнить сновидение с ноч­ным сторожем, охраняющим наш сон, чтобы ничто ему не помешало. Но в данном случае сторож вынужден раз­будить спящего — он чувствует себя слишком слабым, чтобы в одиночку устранить опасность.

Почему отвергнутые желания шевелятся в ночное время, мешая нашему сну? Днем они находятся под тяжелым давлением внутренней цен­зуры, не дающей им возможности про­явиться в каком-нибудь действии. В ночное время цензура  ослабевает. Запретные желания обязаны этой ее утере бдительности тем, что получают возможность оживать. Нервные боль­ные, страдающие бессонницей, часто признаются, что первоначально сами, не решались заснуть, потому что боялись своих сновидений, то есть последствий ослабления цензуры.

В страшном сне исполнение жела­ния связано с ожиданием чего-то  в высшей степени неприятного — а именно наказания. Однако наказание, как ни странно, тоже является испол­нением желания. Вспомним сравнение с двуликим существом: с одной стороны, стремление выполнить желание, с другой — не допустить этого, наказать за это. И оба стремления присущи одному и тому же человеку.

Попробуем истолковать такое довольно запутанное сновидение.

Дама, которой муж сообщил днем, что ее подруга Элиза стала невестой, видит во сне, что сидит с мужем в теат­ре. Партер почти пуст. Муж говорит ей, что Элиза с женихом тоже собирались пойти, но им достались плохие места. Она с досадой отвечает, что в этом нет никакого несчастья.

По мере совместного анализа мы догадываемся, что в сновидении выра­жена досада на то, что она так рано вышла замуж, и недовольство своим мужем. Но каким образом эти мрачные мысли превращены в исполнение желания и где кроется его след в странном содержании сновидения?

Замужество здесь заменено посе­щением театра: ранняя покупка биле­тов — раннее (поспешное) замужество. Но, по ее словам, дама раньше не приз­навалась себе в недовольстве своим замужеством. Это проявилось только в тот день, когда она получила известие, что ее подруга стала невестой. Более того, в свое время она гордилась своим замужеством и чувствовала в этом превосходство над подругой. Часто девушки, став невестами, радуются тому, что им теперь будет доступен запретный плод, что они смогут пойти в театр на все до той Поры запретные пьесы. Изрядная доля сексуального любопытства — сильный мотив, толка­ющий девушек на раннее замужество.

Однако для того, чтобы сновидение осуществилось, мало скрытых дневных мыслей. Главный двигатель в образо­вании сновидения — бессознательное желание. Досада, испытанная дамой днем, сама по себе не была способна вызвать сновидение, пока эти мысли не разбудили желания вновь почув­ствовать, что происходит, когда выхо­дишь замуж. Это желание и образо­вало содержание сновидения, заменив замужество посещением театра и придав ему форму прежнего исполнения желания: я могу идти в театр и видеть все запрещенное, а ты этого не можешь; я замужем, а ты должна ждать. Таким образом настоящее положение вещей было обращено в противоположное, давний триумф поставлен на место нынешнего пора­жения. Слились вместе удовлетворе­ние сексуального желания и утвержде­ние победы над соперницей в достиже­нии жизненного успеха.

Обычно расшифровать сон помо­гают ассоциации. Это один из приемов психоанализа. Однако бывает так, что ассоциации вдруг обрываются. Причем при определенных элементах сновиде­ния этот обрыв повторяется регулярно, превращаясь в закономерность.

В этих случаях можно попытаться истолковать «немые» элементы снови­дения, заменяя их определенными символами, почерпнутыми из многочи­сленных опытов. Если произвести такую замену, то сновидение получает вполне удовлетворительный смысл. Из прежних бессвязных обрывков про­ступает логичный сюжет.

Ввиду того, что символы имеют постоянное значение, они в известной мере реализуют идеал народного тол­кования снов, от которого так далеко ушел психоанализ. Следует сразу ого­вориться, что толкование, основанное на знании символов, никогда не заме­нит ассоциативную технику. Символи­ческое толкование может быть лишь дополнением к ассоциативной технике и, только дополняя ее, приносит хоро­шие результаты.

Роды почти всегда связаны во сне с водой: кто-то  бросается в воду или вылезает из нее, кого-нибудь спасают из воды или кто-нибудь  вытаскивает из воды самого видевшего сон, что указывает на мате­ринское отношение к лицу, появивше­муся в таком сновидении.

Для сравнения немно­гочисленных по содержанию объектов имеется огромное количество симво­лов. При толковании таких снов полу­чается картина, производящая на всех впечатление непристойной. Всем, кто об этом узнаёт, это решительно не нра­вится, но что же поделаешь?

В страшных снах девочек и женщин большую роль играет преследование со стороны мужчины, часто вооружен­ного ножом или пистолетом. Это, может быть, самый характерный слу­чай символики сновидения, который нетрудно понять: мужской половой орган символически заменяется, во-первых, предметами, сходными с ним по форме (например, палками, зонти­ками, деревьями, кольями и т. п.), а во-вторых, предметами, обладающими способностью проникать в тело и ранить (всякого рода ножами, кинжа­лами, копьями, саблями, пистолетами).

Приведу пример сновидения, в котором легко увидеть самые распро­страненные символы — преследова­ние и взбегание вверх по ступеням.

…На улице даму преследует офи­цер. Она убегает от него, поднимается, сильно задыхаясь, вверх по лестнице, а он все идет за ней.

При анализе сновидения пациентка сама пришла к выводу, что это симво­лическое изображение полового акта. Все ее ощущения во сне и ассоциации при его анализе указывали на это.

Среди символов, изображающих мужское начало, почти не встречаются такие, которые не употреблялись бы в шуточных выражениях или в поэтичес­ком языке, особенно древнеклассических поэтов. Очень часто это орудия разных производств — например, плуг.

Особую роль в сексуальной симво­лике играет священное число 3. Не подлежит никакому сомнению, что многие встречающиеся в природе предметы, разделенные на три части, благодаря такому символическому значению были избраны гербами и эмблемами (например, трилистник, французская лилия и др.). Изображе­ния мужских гениталий в древности считались самыми сильными защит­ными средствами против вредоносных воздействий. В современных амулетах, приносящих счастье, тоже легко узнать сексуальные символы.

Что касается женских символов, то к ним относятся белое белье, полотно, дерево — как материал. Вам, вероят­но, приходилось слышать, как жен­щину обзывают старой колодой. Произнося это ругательство, никто обычно не осознает, что использовал определенный символ. В Новом Завете сказано: женщина — сосуд скудель­ный. А в древнееврейской литературе распространено изображение жен­щины в виде дома, в котором дверь символизирует половое отверстие. Например, в случае отсутствия девственности муж жалуется, что нашел дверь отпертой.

Перечень таких символов можно было бы продолжить, но думаю, вам и это покажется чрезмерным. Вы спро­сите: неужели все предметы, которые меня окружают, появившись во сне, приобретают исключительно сек­суальные значения, становятся сек­суальными символами? Ответ на этот вопрос можно найти в сказках, мифах, поговорках, песнях, в поэзии и даже в обычных выражениях нашего языка. Там повсюду встречается та же симво­лика, и мы понимаем ее без всяких подсказок.

Мы встречаемся здесь с тем фактом, что лицо, видящее сновидение, пользуется   символами, которых в состоянии   бодрствования оно как будто и не знает. Это так же удивительно, как если бы вы вдруг открыли, что ваша прислуга знает санскритский язык, хотя вам известно, что она родилась в богемской деревне и никогда его не изучала. Однако речь идет о бессознательном знании, сравнивании двух различных объектов, замене их друг другом. Сравнения эти не делаются каждый раз заново, они суще­ствуют готовые раз и навсегда. Они сходны у разных лиц и сохраняются, даже несмотря на языковые различия.

Вот сновидение женщины из про­стонародья, жены полицейского, кото­рая, наверное, никогда не слышала ничего о символике сновидений и о психоанализе.

…Кто-то ворвался в квартиру, и она в страхе звала на помощь полицейско­го. Но он пошел с двумя бродягами тихо и мирно в церковь, к которой вело несколько ступеней. Позади церкви возвышался холм, поросший густым лесом. На полицейском были остро­верхий шлем и плащ. У бродяг с бедер свисали передника.

Вы без труда узнаете здесь сек­суальные символы. Мужское начало изображено в виде акта нападения, одежды мужчин и их общего числа—3. Женское — в виде ландшафта: то, что в сновидении гфедстало как холм, поросший густым лесом, часто назы­вают «венериным холмом». Ступени как всегда символизируют половой акт.

Сильно искаженные сновидения выражают преимущественно (но не исключительно) сексуальные жела­ния.

Вот еще один пример.

…Человек едет по железной доро­ге, поезд останавливается в поле. Он думает, что грозит катастрофа, хочет спастись, проходит все вагоны и уби­вает всех, кого встречает: кондукто­ров, машинистов, пассажиров.

По поводу этого страшного сна у него воскресают воспоминания о рас­сказе одного знакомого: в Италии перевозили в купе душевнобольного, но по недосмотру впустили к нему пас­сажира — душевнобольной убил спут­ника.

Пациент сам находит повод, выз­вавший это сновидение. Накануне в театре он снова увидел девушку, на которой хотел жениться, но бросил ее, потому что она дала ему повод к рев­ности. Ему кажется, что он сошел бы с ума, если бы на ней женился, и из рев­ности стал бы убивать всех подряд. Хождение через ряд комнат (в данном случае вагонов) — символ состояния в браке.

При анализе этого сновидения ста­новится ясно, что у него все еще таится страстное желание стать таким сума­сшедшим — то есть жениться на этой девушке, хотя в состоянии бодрстования он ее с упорством отвергает.

Вас не должно поражать, что в сно­видениях символы употребляются для выражения почти исключительно сек­суальных объектов и отношений. По всей видимости (об этом написаны уче­ные труды), в древности многие свои действия человек соотносил именно с     сексуальными   ощущениями,   уподоблял им. Позже то, что было явным сексуальным символом, утратило это значение. Создается впечатление, что тут   мы имеем дело со старым, утерянным, уже способом выражения. Однако с уверенностью можно сказать, что до сих пор из этого языка символов сохранились основные: оружие и  инструменты означают вообще «мужское», а   материал и все, что обрабатывают, —   «женское».

Зигмунд Фрейд

Полезные метки: сновидения

Схожие по тематике статьи
Что такое сон и как осознать сновидения?

Когда мне было пять лет, мне сни­лись необыкновенные сны. После осо­бенно захватывающего сновидения, в котором я был подводным пиратом, у меня возникло желание возвратиться…