Далеко не каждый человек имеет возможность (провести лето со своим ребенком: работа и дела не отпускают. Но и перспектива того, что ненаглядное чадо все три месяца будет предоставлено самому себе в пыльном городе, совсем не…
Анализ современной ситуации на российском телевидении показывает, что при росте количества каналов увеличиваются транслирующие преимущественно продукцию западной TV-индустрии.
Одним из предварительных этапов нашей экспериментальной работы был просмотр мультфильмов, названных детьми как наиболее популярные (например, «Spiderman» (Человек-паук) и «X-men» (Люди Икс). …При просмотре одного из названных мультфильмов, который длился 15 минут, нами регистрировалось количество показанных актов агрессии. Получились следующие результаты:
Количество актов агрессии, в которых: | Количество актов агрессии |
1) жертвы явно испытывают боль | 17 |
2) акты вербальной агрессии | 8 |
3) негативный исход | 10 |
4) насилие остается безнаказанным | 9 |
5) позитивный исход | 2 |
6) акты агрессии совершает «плохой парень» | 21 |
7) акты агрессии совершает «хороший парень» | 8 |
Общее количество актов агрессии | 29 |
Из приведенной выше таблицы видно, что в среднем на каждые 15 минут приходится около 25-30 актов агрессии.
Следует заметить, как демонстрирует нам таблица, что акты агрессии, демонстрирующиеся на телеэкране, совершаются не только отрицательными, но и положительными героями.
В литературе имеются ссылки на то, что эффект, оказываемый сценами насилия, особенно силен, когда привлекательный положительный герой совершает справедливый реалистичный, но не травмирующий чувства зрителя акт насилия, и остается безнаказанным.
Общий результат цветового теста Люшера показал, что просмотр мультфильмов, содержащих сюжеты агрессии, способствует росту тревоги, повышению уровня эмоционального возбуждения и психической напряженности. Результаты, полученные по ВК — коэффициенту энергетической установки, показывают, что если до просмотра у большинства детей преобладали установка на активное действие 11 и прогноз высокой работоспособности, то после просмотра у 65% детей наблюдается переутомление, а установка на активность сменяется установкой на покой.
Анализ по методике HAND-тест наглядно показал, что после просмотра мультфильмов происходит выдвижение на первый план таких негативных эмоций, как агрессия, тревожность.
Общий результат по рисуночным методикам подтверждает, что после просмотра эмоциональное состояние группы испытуемых в целом характеризуется как негативное, с преобладанием тревоги и агрессии, а также потребности в защите, безопасности, тогда как до просмотра рисунки несли положительный потенциал, передавали настроение радости, покоя, готовности к контакту, открытости.
Ю. Фомина, психолог