Воспитание детей, пожалуй, самое серьезное из наших жизненных дел. Нет ничего значительнее ответственности за судьбу маленького существа. И вместе с тем нет ничего естественнее и радостнее, чем растить детей.
Едва появившись на свет, ребенок начинает приспосабливаться к окружающему его миру. Он входит в жизнь, узнает ее, учится взаимодействовать с миром и с людьми. Первые люди, с которыми ребенок вступает в контакт, — его родители. Долгое время они остаются самыми главными для него, и если они не станут его близкими друзьями, он будет одинок в самое важное для него время.
Переживания ребенка не менее значительны, чем наши, взрослые. Он нуждается в нашем сочувствии, а не в торопливом «ну ничего, пройдет», которым мы часто отделываемся от детской боли или обиды, нуждается в справедливости. Он живет настоящей, а не игрушечной жизнью, какой бы игрой ни был поглощен.
Языком игры малыш овладевает раньше, чем первыми словами. Игра — это его способ постижения мира. Это самое важное его занятие. Оно требует с нашей стороны уважения. Поддержки и терпения. Малыш играет во время переодевания — нужно дать ему эту возможность. Он лезет пальцами в кашу — надо дать попробовать и это. Дайте ему поиграть со всем, что привлекло его внимание и не представляет особой опасности.
Поразительно, с какой изобретательностью ребенок придумывает новые игры. Трава и земля, камушки, песок, любой прутик могут вдруг превратиться в предмет игры. Поэтому, возвращаясь домой с прогулки, не заставляйте малыша бросить, на ваш взгляд, просто грязный, а в его глазах волшебный прутик — лучше подождите, когда его волшебство иссякнет и ребенок потеряет к нему интерес.
Общение с ребенком в игре ничем не заменимо. Играя с ребенком, мы лучше узнаем его, чем в любой другой ситуации. Может быть, это важнее всего. Во всяком случае, не торопитесь непременно превратить игру в средство передачи знаний. Не спешите наполнить мир малыша взрослыми представлениями. Присмотритесь, прислушайтесь, постарайтесь войти в его мир.
Играть с ребенком надо всерьез. Если мы участвуем в игре снисходительно, пытаясь совмещать ее с выполнением какого-то взрослого дела или погрузившись в свои взрослые мысли, толку не будет, потому что не будет главного — общения, общего существования в общей жизни. Не с этой ли рассеянной отстраненности от игрового общения с малышом начинается то отчуждение, которое обнаруживается годы спустя? Нам не всегда легко дается искусство игры. Но нашему ребенку необходимо, чтобы мы этим искусством овладели.
Игры в «дочки-матери», в магазин или больницу, в часовщика или почтальона, создание своего города или своей планеты — все это работа по освоению мира. Малыш не просто развивает навыки приспособления к взрослому миру. Он творчески осваивает внешний мир, воспроизводя его в игре, как властелин жизни. Наше дело суметь понять фантазию малыша, признать его право на творчество, поддержать игру, войти в нее полноправным членом, а не занудным критиком, стремящимся подправить ее и приблизить к реалиям взрослой жизни.
Однако среди детских игр и забав встречается всякое. И очень-многое в характере ребенка зависит от нас, взрослых. Ребенок, давящий муравьев, играет, но к этой игре нельзя относиться терпимо. Такая игра, несущая навыки разрушения и насилия, не приведет к созиданию. Или другой пример. Малыш шлепает маму по щеке, и оба смеются — в этом пока нет ничего страшного. Но если он втягивается в эту забаву, если она начинает доставлять ему все большее удовольствие, то мы не имеем право умиленно посмеиваться. Ничего, если малышу нравится игрушечный пистолет, все дело в том, как он им играет. Если он стреляет из пистолета в кошку или человека, его лучше остановить.
Детство — это «золотой век» в жизни человека. Ребенок очень любознателен, его интересует все на свете, он готов взяться за что угодно, стремится усвоить полученные знания и овладеть необходимыми навыками. От того, как мы откликнемся на эти его устремления, зависит и кем станет наш ребенок, и каким он станет. Если мы относимся к нашему малышу не как к личности в самом высоком понимании этого слова, а видим в нем лишь заурядное существо, если мы думаем лишь о том, как бы поскорее поставить его, на ноги и избавиться от забот, и не верим в то, что он найдет свою особенную судьбу, значит, мы не сумели понять собственное родительское призвание. Заурядных детей нет. Заурядными их делает наше безучастие, отсутствие любящего взгляда. Существует множество игр, которые развивают наших детей физически, умственно, эмоционально, духовно. Любой предмет может быть с толком вовлечен в игру, любая фантазия может послужить сюжетом. Чтобы познакомить малыша с буквами, не обязательно покупать доски с магнитным алфавитом. Буквы можно складывать и из сухих макарон — так даже интереснее!
Пусть все, кто могут, конструируют для детей домашние стадионы. Пусть в доме будут мяч и ракетки, велосипед и роликовые коньки. Пусть будут эспандеры и лыжи, шведские стенки и турники. Детям нужны походы и поездки, луга и леса, горы и горки, купание и плавание. Чем меньше у ребят таких возможностей, тем изобретательнее должны быть взрослые. Изобретательнее, а иногда и самоотверженнее, чтобы посвятить этому свое время и силы.
Детство наших детей — лучшее наше время. Будем дорожить каждым днем, прожитым вместе с ребенком, каждой минутой нашего с ним общения. Чтобы отношения с ребенком складывались гармонично, не забывайте о простых правилах общения с ним.
Дети очень любознательны. Старайтесь удовлетворять их естественное стремление знать как можно больше. Помните, ребенок никогда не задает глупых вопросов; просто он не всегда умеет четко выразить свою мысль. Постарайтесь понять его и не оставить без внимания его интерес.
Соревнование — это тоже игра. Можно состязаться, например, в количестве приседаний, или в скорости уборки игрушек, или в сложении чисел… Вместе с тем соревнование может быть опасной игрой, потому что разжигает самолюбие и тщеславие. Будьте осторожны!
Особенно полезны развивающие игры, то есть игры, приучающие думать, побуждающие к осмыслению, обобщению, анализу. Простые, а затем и сложные головоломки, игрушки, предназначенные для овладения формой и цветом, развивающие пространственное воображение, инструменты, позволяющие извлекать мелодичные звуки, очень важны для ребенка любого возраста.
Хорошо, если ребенок будет играть под музыку, негромкую, неназойливую, мелодичную. Он лучше узнает ее, найдет ту, которая по душе. Не заглушайте детскую восприимчивость к мелодии или ритму скучной тишиной или бесконечными телесериалами.
Пойте малышу, даже если у вас нет музыкального голоса и слуха, это вам простится. Читайте вслух стихи. Танцуйте с ним. Музыка, соединенная с движением, радует и развивает. Пусть малыш рисует. Не учите его рисовать, пусть фантазирует по-своему.
Пусть малыш лепит из пластилина или глины — как хочет, как может. И будем бережны к тем хрупким сооружениям, которые он создал своими руками. Если выстроенная посередине комнаты башня мешает вам ходить, наберитесь терпения, обходите ее и день, и три. У малыша свои понятия о времени и пользе своего труда.
Когда можно начинать учить ребенка читать? Если через игру, без принуждения, то когда угодно. Пусть учится узнавать буквы, слоги и слова. Пусть играет ими во всех видах, осваивает и пробует применить в дело. Легко придумывать языковые игры: искать слова на одну букву, составлять короткие слова из букв слова длинного, рифмовать слова друг с другом.
Цифры, счет, арифметика — еще одна область, которой можно в раннем возрасте заниматься понемногу, играючись, избавляя ребенка от скучных специальных занятий.
Давайте ребенку свободу выбора — чем заняться, во что поиграть. Не навязывайте ему во что бы то ни стало те занятия, которые выбрали для него сами. Уважайте выбор ребенка, не раздражайтесь и не укоряйте его за то, что он «не такой, как все».
И наконец, приучайте малыша через игру к творческому отношению к любой работе. Самые заурядные дела можно превратить в праздник, и малыш должен это отлично усвоить.
Виталий Котов