Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 08.05.2011, 1333 просмотра

Ребенок, развитие, творчество

Воспитание детей, пожалуй, самое серьезное из наших жизненных дел. Нет ничего значительнее ответственности за судьбу маленького существа. И вместе с тем нет ничего естественнее и радостнее, чем растить детей.

Едва появившись на свет, ребенок начинает приспосабливаться к окру­жающему его миру. Он входит в жизнь, узнает ее, учится взаимодействовать с миром и с людьми. Первые люди, с которыми ребенок вступает в контакт, — его родители. Долгое время они остаются самыми главными для него, и если они не станут его близкими друзь­ями, он будет одинок в самое важное для него время.

Переживания ребенка не менее значительны, чем наши, взрослые. Он нуждается в нашем сочувствии, а не в торопливом «ну ничего, пройдет», которым мы часто отделываемся от детской боли или обиды, нуждается в справедливости. Он живет настоящей, а не игрушечной жизнью, какой бы игрой ни был поглощен.

Языком игры малыш овладевает раньше, чем первыми словами. Игра — это его способ постижения мира. Это самое важное его занятие. Оно тре­бует с нашей стороны уважения. Поддержки и терпения. Малыш играет во время переодевания — нужно дать ему эту возможность. Он лезет паль­цами в кашу — надо дать попробовать и это. Дайте ему поиграть со всем, что привлекло его внимание и не пред­ставляет особой опасности.

Поразительно, с какой изобрета­тельностью ребенок придумывает новые игры. Трава и земля, камушки, песок, любой прутик могут вдруг прев­ратиться в предмет игры. Поэтому, воз­вращаясь домой с прогулки, не застав­ляйте малыша бросить, на ваш взгляд, просто грязный, а в его глазах волшеб­ный прутик — лучше подождите, когда его волшебство иссякнет и ребенок потеряет к нему интерес.

Общение с ребенком в игре ничем не заменимо. Играя с ребенком, мы лучше узнаем его, чем в любой другой ситуации. Может быть, это важнее все­го. Во всяком случае, не торопитесь непременно превратить игру в сред­ство передачи знаний. Не спешите наполнить мир малыша взрослыми представлениями. Присмотритесь, прислушайтесь, постарайтесь войти в его мир.

Играть с ребенком надо всерьез. Если мы участвуем в игре снисходи­тельно, пытаясь совмещать ее с выполнением какого-то взрослого дела или погрузившись в свои взро­слые мысли, толку не будет, потому что не будет главного — общения, общего существования в общей жизни. Не с этой ли рассеянной отстраненно­сти от игрового общения с малышом начинается то отчуждение, которое обнаруживается годы спустя? Нам не всегда легко дается искусство игры. Но нашему ребенку необходимо, чтобы мы этим искусством овладели.

Игры в «дочки-матери», в магазин или больницу, в часовщика или почтальона, создание своего города или своей планеты — все это работа по освоению мира. Малыш не просто раз­вивает навыки приспособления к взро­слому миру. Он творчески осваивает внешний мир, воспроизводя его в игре, как властелин жизни. Наше дело суметь понять фантазию малыша, признать его право на творчество, поддержать игру, войти в нее полно­правным членом, а не занудным крити­ком, стремящимся подправить ее и приблизить к реалиям взрослой жизни.

Однако среди детских игр и забав встречается всякое. И очень-многое в характере ребенка зависит от нас, взрослых. Ребенок, давящий муравьев, играет, но к этой игре нельзя отно­ситься терпимо. Такая игра, несущая навыки разрушения и насилия, не при­ведет к созиданию. Или другой при­мер. Малыш шлепает маму по щеке, и оба смеются — в этом пока нет ничего страшного. Но если он втягивается в эту забаву, если она начинает достав­лять ему все большее удовольствие, то мы не имеем право умиленно посме­иваться. Ничего,  если  малышу нравится игрушечный пистолет, все дело в том, как он им играет. Если он стре­ляет из пистолета в кошку или челове­ка, его лучше остановить.

Детство — это «золотой век» в жизни человека. Ребенок очень любознателен, его интересует все на свете, он готов взяться за что угодно, стремится усвоить полученные знания и овладеть необходимыми навыками. От того, как мы откликнемся на эти его устремления, зависит и кем станет наш ребенок, и каким он станет. Если мы относимся к нашему малышу не как к личности в самом высоком понимании этого слова, а видим в нем лишь заурядное существо, если мы думаем лишь о том, как бы поскорее поставить его, на ноги и избавиться от забот, и не верим в то, что он найдет свою особен­ную судьбу, значит, мы не сумели понять собственное родительское призвание. Заурядных детей нет. Заурядными их делает наше безуча­стие, отсутствие любящего взгляда. Существует множество игр, которые развивают наших детей физически, умственно, эмоционально, духовно. Любой предмет может быть с толком вовлечен в игру, любая фантазия может послужить сюжетом. Чтобы познакомить малыша с буквами,  не обязательно покупать доски с магнит­ным алфавитом. Буквы можно склады­вать и из сухих макарон — так даже интереснее!

Пусть все, кто могут, конструируют для детей домашние стадионы. Пусть в доме будут мяч и ракетки, велосипед и роликовые коньки. Пусть будут эспан­деры и лыжи, шведские стенки и тур­ники. Детям нужны походы и поездки, луга и леса, горы и горки, купание и плавание. Чем меньше у ребят таких возможностей, тем изобретательнее должны быть взрослые. Изобретательнее, а иногда и самоотверженнее, чтобы посвятить этому свое время и силы.

Детство наших детей — лучшее наше время. Будем дорожить каждым днем, прожитым вместе с ребенком, каждой минутой нашего с ним обще­ния. Чтобы отношения с ребенком складывались гармонично, не забы­вайте о простых правилах общения с ним.

Дети очень любознательны. Ста­райтесь удовлетворять их естествен­ное стремление знать как можно боль­ше. Помните, ребенок никогда не задает глупых вопросов; просто он не всегда умеет четко выразить свою мысль. Постарайтесь понять его и не оставить без внимания его интерес.

Соревнование — это тоже игра. Можно состязаться, например, в коли­честве приседаний, или в скорости уборки игрушек, или в сложении чисел… Вместе с тем соревнование может быть опасной игрой, потому что разжигает самолюбие и тщеславие. Будьте осторожны!

Особенно полезны развивающие игры, то есть игры, приучающие думать, побуждающие к осмыслению, обобщению, анализу. Простые, а затем и сложные головоломки, игрушки, предназначенные для овладения фор­мой и цветом, развивающие простран­ственное воображение, инструменты, позволяющие извлекать мелодичные звуки, очень важны для ребенка любого возраста.

Хорошо, если ребенок будет играть под музыку, негромкую, неназойливую, мелодичную. Он лучше узнает ее, най­дет ту, которая по душе. Не заглу­шайте детскую восприимчивость к мелодии или ритму скучной тишиной или бесконечными телесериалами.

Пойте малышу, даже если у вас нет музыкального голоса и слуха, это вам простится. Читайте вслух стихи. Тан­цуйте с ним. Музыка, соединенная с движением, радует и развивает. Пусть малыш рисует. Не учите его рисовать, пусть фантазирует по-свое­му.

Пусть малыш лепит из пластилина или глины — как хочет, как может. И будем бережны к тем хрупким соору­жениям, которые он создал своими руками. Если выстроенная посередине комнаты башня мешает вам ходить, наберитесь терпения, обходите ее и день, и три. У малыша свои понятия о времени и пользе своего труда.

Когда можно начинать учить ребенка читать? Если через игру, без принуждения, то когда угодно. Пусть учится узнавать буквы, слоги и слова. Пусть играет ими во всех видах, осваи­вает и пробует применить в дело. Легко придумывать языковые игры: искать слова на одну букву, состав­лять короткие слова из букв слова длинного, рифмовать слова друг с дру­гом.

Цифры, счет, арифметика — еще одна область, которой можно в раннем возрасте заниматься понемногу, играючись, избавляя ребенка от скучных специальных занятий.

Давайте ребенку свободу выбора — чем заняться, во что поиграть. Не навя­зывайте ему во что бы то ни стало те занятия, которые выбрали для него сами. Уважайте выбор ребенка, не раз­дражайтесь и не укоряйте его за то, что он «не такой, как все».

И наконец, приучайте малыша через игру к творческому отношению к любой работе. Самые заурядные дела можно превратить в праздник, и малыш должен это отлично усвоить.

Виталий Котов