Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 05.06.2011, 3626 просмотров

Ребенок и психолог

Однажды я заметила, что мой ребенок, придя из школы, как-то очень серьезно смотрит на меня. На мой недоуменный вопрос он ответил: «Смотрю, какое ты у меня дерево, Рисовать тебя буду». Я приняла это за шутку, но через некоторое время увидела у него на столе готовый рисунок: три разных дерева, а над ни­ми надпись «Моя семья». На другом листе бумаги было изображено шат­кое построение из квадратов и тре­угольников, оно называлось «Порт­рет учительницы». На мой вопрос, что это значит, последовало объяс­нение: «Нам задали».

На родительском собрании вы­яснилось, что в гимназии № 1 Вла­дивостока, которую посещает мой сын, работают психологи. Вместе с учительницей рисования Юлией Черкасовой они проводят на уроках своеобразные тесты.

Психологам известно, что цвета и особенно их сочетания соответст­вуют определенным эмоциям. На­пример, черный с желтым выражают чувство страха, коричневый с чер­ным — тревогу, ярко-красный или оранжевый цвет символизирует возбужденное состояние психики.

Рисуя, дети инстинктивно выби­рают краски, выражающие их внут­ренний мир. А для психолога их ри­сунки — рассказ о разнообразных чувствах, которые они испытывают. Не менее информативны линии и фигуры. Детские рисунки — это сво­его рода шифрограммы, которые они отправляют взрослым. Не все­гда ребенок осознает, что именно его тревожит или волнует. Но, раз­глядывая его рисунки, можно опре­делить, какая обстановка царит в семье, дружит ли он со своими сверстниками, братьями и сестра­ми, как оценивает себя самого. Ри­сунки детей могут рассказать роди­телям о многом, главное — научить­ся понимать их символику.

Однажды Юлия Черкасова уст­роила в гимназии выставку портре­тов учителей, которых школьники рисовали акварелью в виде абст­ракции. Выставка вызвала много смеха, но дала и повод для размыш­лений. Например, склонного к авто­ритарности учителя почти все дети изобразили в черно-коричневых то­нах или в виде геометрических фи­гур с острыми углами.

Такие тесты помогают психологам определить, у кого из детей есть про­блемы или даже нарушения психики.

Я спросила Юлию, могут ли сами родители провести тестирование своего ребенка с помощью рисун­ков. Оказалось, что могут, только очень деликатно, остерегаясь од­нозначных выводов, категорических оценок и не допуская комментари­ев. Задание для этого случая можно давать самое простое. Например, попросите ребенка сделать рису­нок, который назывался бы «Моя се­мья». В том, как он его выполнит, вы обнаружите много любопытного.

Тот, кого дети изображают выше всех, по их мнению, глава семьи. Поэтому хрупкая, маленькая мама на рисунке сына может оказаться на голову выше двухметрового отца.

Очень важно, как расположены фигуры на рисунке. Если все члены семьи держатся за руки, а ребенок находится между родителями, это очень хороший знак: скорее всего, перед нами дружная семья, и ребе­нок уверен в любви родителей к се­бе и друг к другу. Если же ребенка держит за руку только один роди­тель, а другой изображен обособ­ленно, это должно вызвать беспо­койство: видимо, сын или дочь не ощущает в полной мере ласку и за­боту того, кого он изобразил отдельно. Один маленький мальчик, например, упорно изображал папу спиной к зрителю. А на вопрос, по­чему папа отвернулся, отвечал: «Он очень занят».

Иногда дети рисуют взявшимися за руки родителей и младших брать­ев или сестер, а себя не изобража­ют вовсе или располагают где-ни­будь в уголке. Это значит, что млад­шие дети поглощают все внимание родителей, а старшим его не хвата­ет. Рисунок, на котором младший ребенок изображен крупнее всех, тоже должен послужить сигналом о том, что старшему уделяется недо­статочно внимания.

Родителям очень важно знать, что может возбудить в ребенке чув­ство страха — это разрушительное переживание. Попросите ребенка изобразить самое страшное, что он может себе представить.

— Еще несколько лет назад, — рассказывает Юлия, — выполняя та­кое задание, дети рисовали что-ни­будь абстрактное. Сейчас все чаще изображают вампиров, гигантских гусениц, Дракулу, Рэмбо… Это зна­чит, что они смотрят по телевизору все подряд, без разбора, а потом не могут уснуть. Родителям не стоит позволять детям смотреть фильмы ужасов, тем более перед сном.

Но такие рисунки, по мнению пси­хологов, не должны настораживать родителей: они свидетельствуют о здоровой психике. Дети рисуют «зло» и выбирают для него подобающие краски. Чем страшнее «герой» такого рисунка, тем темнее или агрессивнее цвет подбирает для него ребенок. Это совершенно нормально. Значит, его страхи вполне конкретны, объяс­нимы. И раз он сумел изобразить их, то сможет от них освободиться. Бо­лее того, изобразив их, он уже осво­бодился. «Отреагированный» страх, как говорят психологи, теряет силу. Поэтому, если вашего ребенка муча­ют по ночам кошмары, попросите на­рисовать то, что его пугает.

Хуже, если ребенок изображает страх не конкретно, если весь его ри­сунок на эту тему состоит из одних ли­ний, углов и цветовых пятен. Значит, он сам не знает, что за опасность его мучает, но постоянно ощущает напря­жение. Одна девочка, например, по­лучив такое задание, нарисовала се­рую простыню. Это был самый страшный детский рисунок из всех, которые мне приходилось видеть.

— А зачем вы просите детей ри­совать своих родителей в виде де­ревьев? — поинтересовалась я.

— О, это очень хороший тест, ко­торый говорит о комфортности ма­лыша в семье, — ответила учитель­ница. — Вот смотрите, если он изо­бразил все деревья стоящими дале­ко друг от друга, значит, скорее все­го, члены его семьи разобщены, у каждого свои интересы, и ребенка это беспокоит. Если крона у деревь­ев ветвистая, пышная, с зелеными листьями — это прекрасно: семья живет интересной, наполненной жизнью, и ребенок этому радуется.

Выбор пород деревьев тоже имеет значение. Обычно рисуют па­пу дубом, а маму — березкой. Но вот, смотрите, другой рисунок: мама — огромная лиственница, раскинув­шая ветви на весь рисунок, а папа — маленький клен, укрывшийся в ее тени. А однажды мальчик нарисовал папу огромным баобабом с дуплом посередине. Я спросила, почему именно баобаб и что означает дупло. «По­тому что он очень большой, и в нем мож­но сделать квартиру», — ответил ребенок.

Родителям стоит присматриваться, что рисуют их дети, и ино­гда давать им похожие задания. Если компо­зиция рисунков повто­ряется, если цвета од­ни и те же или очень близкие, это инфор­мация, заставляющая задуматься.

Но только не пере­усердствуйте в своих попытках расшифровать рисунки ребенка. Творчество, в том числе и детское, — это плод фантазии, и его результаты не всегда укладываются в законы психологии.

Наталья Барбаш