Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 18.07.2011, 1563 просмотра

Кризис воспитания: ребенок меняется на глазах

Она меняется на глазах. И это очень заметно. Впрочем, ларчик от­крывается просто: моей внучке Кате исполнилось семь. А семь лет-это рубикон, перейдя который дитя начинает осознавать свою непо­вторимость, индивидуальность и… в очередной раз удивляет нас, уже основательно подзабывших собственное детство, взрослых.

Господи! Это же потрясающе интересно — наблюдать, как из девочки-мальчишки, из резвого дворового сорванца вдруг, будто ба­бочка из кокона, вылупляется, прорывается, неуловимо, точно следы на асфальте, проступает юная женственность.

Еще каких-то пару месяцев назад шестилетняя Катюша, издали за­приметив в незнакомом дворе сво­ими острыми глазками деревянную горку, стремглав мчалась к цели, чтобы, не задумавшись и на секун­ду, съехать с нее на «пятой точке» в своих новеньких наимоднейших брючках песочного цвета, которые после сей процедуры представляли весьма жалкое зрелище. А сегодня она уже придирчиво разглядывает себя в зеркале и делится впечатле­ниями: «Ой! Бабушка, какая я ста­ла красивая!» И больше не дичится незнакомых людей, а с легкостью, с осознанием своей значимости и привлекательности, вступает с ними в контакт.

Это вчера ее любимыми игра­ми были прятки, жмурки и… раз­личные страшилки. Деду она неиз­менно отводила роль Привидения, Темных Сил. От него надо было бе­жать со всех ног, через всю комна­ту, на спасительный диван, где Зло не могло ее достать, схватить, раз­давить, будто незадачливую букаш­ку. Мне доставалась роль Добра. В моих объятиях она пряталась от Черных Сил, от коварного и везде­сущего Чудища, неизменно оказы­вавшегося в проигрыше, в опале. Катя любила исключительно счаст­ливые концы, а мир делила на «чер­ное» и «белое», на друзей, которым была предана всей душой, и «сун­дуков». Так малышка называла лю­дей скучных и пресных, слезливых и вечно ноющих, непроизвольно соз­дающих округ себя атмосферу уны­ния либо недоброжелательных, рав­нодушных, не сумевших запасть ей в душу.

Обладая редким инстин­ктом самосохранения, Катеринка хоть и не умела еще назвать вещи своими име­нами, произносила как при­печатывала звонким голо­ском: «Сундук». И больше уже не обращала внимания на этого человека! Точно великосветская леди, вела себя с ним вежливо, но отстраненно. Держала дистан­цию почище иной королевы.

Друзей было мень­ше, «сундуков» больше. Но Катю это обстоятельство не смущало. Она и в четыре года понимала: друзей мно­го не бывает. Оттого они так и ценны, так желанны. По ним скучаешь в разлуке. Им радуешься при встрече…

Сейчас она уже разли­чает нюансы. Начинает со­знавать, что помимо черной и белой красок, существуют еще и серая, оранжевая, ко­ричневая, весь   радужный спектр (она смеется над присказкой «Каж­дый охотник желает знать, где си­дит фазан», раскладывая восковые мелки в нужном порядке). Семилет­няя Катенька больше не обзывает взрослых «сундуками». Во всяком случае, в лицо. И к сверстникам-мальчишкам, о которых прежде го­ворила: «Ненавижу…», относится иначе. Она к ним присматривает­ся, изучает, пока еще не принимая в свой круг, предпочитая по привычке умниц-подружек, коими можно вер­ховодить, командовать.

И игры ее стали другими, и ри­сунки. Бесшабашность, бесцеремон­ность, резкость и угловатость, точно наносная шелуха, отошли в прошлое. Откуда-то взялись черты полностью противоположные. Изменилась сама манера вести себя. И на первый план выступило то, что давно ждало свое­го часа — плавность и грациозность движений, мягкость в обращении с окружающими, бросающаяся в глаза вдумчивость, контроль за мыслями и речью. Так, если в шесть лет внучка ничтоже сумняшися клала деду одну диванную подушку на лицо, другую — на грудь, после чего скатывалась с него аки с горки с радостным виз­гом, то нынешняя первоклассница того уже не сделает. Ей не доставля­ет удовольствия на дедушке верхом ездить или по роялям скакать (был, был у нас такой момент, когда внуч­ка, живая и непоседливая, как ртуть, обожала вспрыгивать на мамино пи­анино и ласточкой пикировать вниз, так, что клавиши жалобно звенели, издавая возмущенное: «А-а-п-п-чч-хи-и!…»).

Но времена меняются, и ныне ей интереснее устроить кукольное представление собственного со­чинения, где актеры — игрушки, а она — режиссер, сценарист, и про­дюсер в одном лице.

И сказки Катюша раньше лю­била слушать, а теперь предпочи­тает соавторство. Я начну, она про­должит. Глядишь, общими усилиями чего путного и сочиним. Мне такие совместные импровизации нравят­ся, Кате — тоже. Мы с Катей любим разыгрывать домашние спектакли. Благо, игрушек полон дом, а Катенька — талантливая актрисуля. Ее хле­бом не корми — дай кого-нибудь поизображать. Соседи смеются: вам ее в театр надо отдать, как подрастет. Готовая же актриса!

Но у внучки другие планы. Она хочет быть ветеринаром и лечить животных. Правда, не всех. Она любит собак, кошек, поросят, хо­мяков и коз. А вот удавов, мышей и крыс лечить отказывается. Пока. Потому что еще не настоящий ве­теринар. Те в своих частных кли­никах всех подряд лечат. Лишь бы деньги платили…

А рисует наша Катя исключи­тельно коней и оленей. Причем, если не знать, кто именно нарисован, ни­почем не догадаешься. Ибо Кати­ны олени очень походят на коней, а кони соответственно на оленей. Но это не суть важно. Главное, они бе­гут: и кони, и олени. Они всегда в движении, как и сама Катя, которая может часами гонять на велосипеде и ни чуточки не устать. Или кататься на роликах. Или бегать с подружка­ми наперегонки. А лучше всего пла­вать в бассейне. Можно на животе, а можно и на спине. Можно брассом, а можно — кролем. Еще можно прыг­нуть с трехметровой вышки. Там, где вышка, глубина — 6 метров. Но Катя не боится. Она смелая.

Елена БЕРЕЗИНА

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:

Анна ВАРГИ, клинический психолог: — У одних детей он может начаться в семь лет. У других — в шесть или восемь. Независимо от того, по­шел ребенок в школу или нет. Хотя необходимость адаптироваться к школьной жизни еще больше ослож­няет сей непростой период. И все же существует такое понятие в психологии: кризис семи лет. Родители се­милеток часто жалуются на то, что ребенка будто под­менили. Родители, ну, и бабушки, конечно, приходят в замешательство. Они не понимают, что делать.

Если до кризиса поведение ребенка подчинялось лишь его желаниям (захотел — сделал!), то теперь, пре­жде, чем что-то сделать, он (она) начинает думать, чем это для него (нее) обернется и чего может ему (ей) сто­ить. Пугаться не надо. Это — необходимый этап взрос­ления. Ведь у взрослых людей детской наивности и непосредственности обычно очень мало. Больше того, избыток этих качеств нередко производит комическое впечатление. Итак, переживания приобретают смысл. Радующийся ребенок понимает, что он радуется, сер­дящийся — что он сердит. Некоторые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и отмечаемые значимыми для ребенка взрослыми, бу­дут влиять на развитие самооценки малыша. Цепь не­удач или неуспехов (в учебе, в общении) приводит к формированию чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. И наоборот, успешное применение своих знаний, опыта укрепляет самоува­жение, чувство собственной умелости, компетентно­сти, исключительности. Поэтому очень важно помочь ребенку составить адекватное представление о са­мом себе, избежав слишком завышенной или слиш­ком заниженной самооценки.

В сущности, для взрослого критический пери­од развития его ребенка оказывается кризисом соб­ственной системы воспитания. Прежние стратегии уже не срабатывают, и приходится искать иные способы взаимодействия. Так, например, семилетка обычно хо­чет поступать «как взрослый». Однако ребенок должен сознавать, что получение новых прав сопряжено с по­явлением новых обязанностей. Он (она) может сам (а) сходить в гости к другу (подруге). Но также он (она) мо­жет ходить за хлебом в магазин рядом с домом…