Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 12.05.2011, 2733 просмотра

Дети и деньги

Совместимы ли дети и деньги? В каком возрасте у ребенка должны появиться «свои собственные» деньги? Когда стоит на­чинать приучать ребенка к деньгам? Надо ли ему разрешать ко­пить деньги? На эти и другие темы размышляет детский пси­холог, директор Института демографической безопасности, вице-президент фонда «Социальная психологическая помощь семье и ребенку» Ирина Яковлевна МЕДВЕДЕВА.

— Конечно, проще всего кате­горично заявить: чем позже ребе­нок столкнется с «ценою» денег, тем лучше. (Особенно сегодня, ког­да во «взрослом» обществе широко распространено такое явление, как фиксация на деньгах). Но это, увы, невозможно и неправильно. Да, ре­бенка надо приучать к деньгам. Дру­гой вопрос — как.

Давно замечено: маленьким де­тям свойственно «копить». Они копят мелочь — на мороженое или на по­нравившуюся игрушку. И дело здесь вовсе не в том, что родители не мо­гут или не хотят эту игрушку ребенку купить. Просто собирать свойствен­но маленьким детям. Можно ли раз­решать малышу это «накопитель­ство»? Да, потому что запрет может усилить эту фиксацию на деньгах. И небольшие деньги ребенку давать можно. Но родители должны учитывать характер своего ребенка.

— Какие черты характера здесь важны?

— Жадность или расточительство. Это две стороны одной медали, и не надо бы им позволять развиваться с детства. Вообще еще несколько десятков лет назад считалось, что если взрослые разрешают складывать ребенку монетки в копилку, то тем самым они могут способствовать развитию в нем скупости. Эта точка зрения, конечно, не лишена оснований. В своей практике я сталкивалась с такими детьми. Они очень любят, например, скрупулезно пересчитывать свои накопления, буквально трясутся над ними. Кто-то из великих французских мыслителей говорил, что не понимает, почему такая невинная страсть, как жадность, возмущает людей куда больше, чем пороки гораздо более серьезные. И действительно, жад­ных не любят везде. Тем более, у нас в России. Склонность к расточительству, напротив, окружающими восприни­мается более благосклонно. Да и во­обще выглядит не так противно, как жадность. Но на пользу ли эта чер­та самому человеку, а главное, его близким? Конечно же, нет.

— Иначе говоря, будущему скупцу или моту деньги в детстве противопоказаны?

— Если ребенок склонен к скупости, ему можно давать деньги. И даже «минусы» обращать в достоинства: стремление подкопить можно даже поощрять. Всё дело в том, как ребенка ориентировать при этом. Например, говорить ему: «Конечно, откладывай, может понадобиться». Но на что-то конкретное, полезное для всей семьи.

Если ребенок склонен всё сра­зу потратить на ерунду, его надо ориентировать на другое. Напри­мер, разрешая оставить себе сда­чу, сказать, что эта мелочь, если её подкопить, может пригодиться в конце месяца, перед зарплатой ро­дителей (и не так уж важно здесь истинное материальное положение взрослых).

Вообще не бойтесь давать ре­бенку деньги, приучать его к ним. Но пусть это будет своеобразная игра. Одна из тех игр, которые являются репетицией жизни.

— Наверное, нет ничего плохого, если ребенок мечтает о какой- то игрушке и копит на нее само­стоятельно?

— Конечно. Я говорю о том, что не должно быть фиксации, чрезмерной сосредоточенности на деньгах. И скупость, и расточительность осно­ ваны именно на этой фиксации. Ре­ бенок должен знать, что деньги — не сверхценность. И не стоит их демонстративно разбрасывать, хвастаясь тем, какой ты щедрый. Или, наоборот, прятать в кубышку на веки вечные. Надо стараться воспитать чисто функциональное отношение к деньгам.

— Как правильно, на ваш взгляд, это лучше делать?

-  В первую очередь, как можно раньше дать ребенку возможность покупать что-то простое. Хлеб, на­ пример. Денег следует давать столько, сколько нужно, объясняя, что сколько может стоить. Если ребенок приносит сдачу, можно разрешить ему эту сдачу оставить себе.

Конечно, ситуации бывают раз­ные. Скажем, в семье нет лишних денег. Это тоже стоит объяснять. Во­обще всегда нужно допускать раз­ные варианты: «Сегодня можешь взять. А завтра не получится». Важ­но, чтобы ребенок понимал: в доме всякое бывает.

Еще, я думаю, очень важно при­учать ребенка давать милостыню. Это тоже одно из первых соприкос­новений с деньгами. И ни в коем случае до поры не надо рассказы­вать ему, что нищие — это мафия, и за безногим инвалидом могут стоять вполне здоровые бандиты. У ребенка еще душа не созрела для того, чтобы познакомиться с изнан­кой жизни. Сначала он должен по­знать её с романтической стороны. И стоит объяснить, что от хорошей жизни не просят, что это тяжело и унизительно.

— В каком возрасте у ребенка должны появиться свои собствен­ные, личные деньги?

— Тогда, когда он уже самостоя­тельно ориентируется в том, что та­кое магазин, прилавок, касса, сдача. Но здесь есть один важный момент — о правах и обязанностях. Если у ре­бенка появилось право иметь свои собственные деньги, то он должен знать и об обязанностях. Например, сходить за продуктами в соседний магазин.

До этого его материальные инте­ресы удовлетворяют родители. Если интересы не абсурдны и не чрезмер­ны. Капризы и прихоти, вне зависи­мости от благосостояния родителей, надо пресекать отказом. Деньги должны появиться у ребенка тогда, когда появляется разумное к ним от­ношение, уже нет моментальной по­требности купить всё яркое и бле­стящее, что попадает в поле зрения.

— Возрастные критерии существуют?

— Нет. Но начало, повторюсь, это умение ходить в магазин за простыми товарами. Кстати, к вопросу о накоплениях и мечте купить себе что-то серьезное самостоятельно. Иногда это полезно и в воспитательных целях. Если родители знают, что ребенку слишком легко всё достаётся, тогда, пожалуй, полезно ему сказать «Копи!».

А еще лучше создать другую си­туацию: «Если ты неделю подряд бу­дешь убирать игрушки в ящик, тогда куплю тебе то, о чём ты мечтаешь». В жизни ребенка всегда должно су­ществовать преодоление и награда за преодоление.

— Но родители сегодня, быва­ет, платят ребёнку деньги за хо­рошие оценки.

— Да, сегодня родители часто платят за «пятёрки» в школе или за какой-то домашний труд. И это без­образие. Подобное «баш» на «баш» — не средство борьбы с ленью. И не стимул для «хорошего поведения». Вообще в нашей культурной тради­ции такого отношения не было ни­когда. В отличие, например, от не­которых европейских стран, где родители платят ребенку за выпол­нение своих обязанностей. Да, в на­шем воспитании тоже есть система поощрений и наказаний, без это­го нельзя. Но никогда не поощряли деньгами. Купить игрушку, сходить в кино — это нормально, это правиль­но. Но только в отношении не слиш­ком взрослых детей. Великовоз­растные сами должны понимать: это их важное дело — хорошо учиться. Иначе не поступить в хороший вуз, не получить интересной профессии. «Сделай это — получишь это» — тоже своего рода игра. И в нее важно в какой-то момент перестать играть. У ребенка должны появиться самосто­ятельные серьезные мотивы, чтобы что-то делать. Например, помогать по хозяйству надо не потому, что по­лучишь награду. А потому, что роди­тели устают. И потому, что ты тоже отвечаешь за порядок в доме.

— Для нас стало традицией, приходя в гости, дарить детям деньги на день рождения или но­вый год. Это правильно?

— Нет. Еще недавно подобное было не принято. Такие обычаи всег­да существовали, скажем, на Кав­казе: дарить не подарки, а деньги. Причём хозяева записывают, кто сколько денег подарил. Чтобы в от­вет подарить такую же сумму. Там так принято.

У нас же деньги в подарок — это некрасиво. Это значит, что гость не думает о том человеке, которому де­лает подарок. Не знает, что тот хочет, о чём мечтает. Разве можно срав­нить по размеру затраченных усилий деньги с выбором настоящего по­дарка? Конечно, нет. И не надо уте­шать себя ложным представлением «зато ребенок купит себе то, что хо­чет». Ерунда. Делать желанный по­дарок — это всегда риск ошибиться. Это время на его поиски. Но, в любом случае, так правильно. Взрос­лые передают вместе с подарком ребенку модель поведения: пода­рок — это внимание, забота, любовь, и в этом самый большой его смысл.

Деньги нельзя дарить, деньги надо просто давать. Например, счет в банке для ребенка на день рожде­ния — доброе дело, но никак не по­дарок.

— Почему?

— Есть тайна отношений. Она касается не только любви мужчины и женщины. Она касается вообще отношений близких людей. И эту тайну отношений финансовые операции, о которых взрослые открыто говорят, могут подпортить. Недаром в России деньги издавна сравнивали с мусором. Ну неужели у нас деньги не умели считать? Конечно, умели. И бедные, и успешные. Тем не менее, в культуре есть элемент презрения к деньгам. Деньги не должны встраиваться в стержень отношений родителей и детей, вообще близких людей.

— Когда дети должны начинать зарабатывать самостоятельно?

— Нет возрастных планок. Думаю, когда ребенок становится самостоя­тельным и понимает, что собствен­ный заработок идет на помощь ро­дителям. Даже обеспеченным. Ведь зарабатывая, он показывает свою нравственную состоятельность. Хотя, конечно, первые самостоятель­но заработанные деньги в 14-15 лет — это гораздо более нормально, чем в 12. Всему — своё время.

Конечно, и родителям совсем маленьких детей нельзя делать вид, что денег не существует. Но надо объяснять, что зарабатывать — это труд. Чтобы зарабатывать, надо много учиться. И еще: зарабатыва­ние надолжно идти в ущерб душе. Зарабатывать надо с радостью. Луч­ше, если это сопряжено с какой-то благородной мотивацией. Это слож­ная воспитательная задача, но её можно решать. А главные принципы отношения воспитания детей к день­гам просты: не баловать — но и не держать «в чёрном теле».

Беседу вел Серафим БЕРЕСТОВ