Совместимы ли дети и деньги? В каком возрасте у ребенка должны появиться «свои собственные» деньги? Когда стоит начинать приучать ребенка к деньгам? Надо ли ему разрешать копить деньги? На эти и другие темы размышляет детский психолог, директор Института демографической безопасности, вице-президент фонда «Социальная психологическая помощь семье и ребенку» Ирина Яковлевна МЕДВЕДЕВА.
— Конечно, проще всего категорично заявить: чем позже ребенок столкнется с «ценою» денег, тем лучше. (Особенно сегодня, когда во «взрослом» обществе широко распространено такое явление, как фиксация на деньгах). Но это, увы, невозможно и неправильно. Да, ребенка надо приучать к деньгам. Другой вопрос — как.
Давно замечено: маленьким детям свойственно «копить». Они копят мелочь — на мороженое или на понравившуюся игрушку. И дело здесь вовсе не в том, что родители не могут или не хотят эту игрушку ребенку купить. Просто собирать свойственно маленьким детям. Можно ли разрешать малышу это «накопительство»? Да, потому что запрет может усилить эту фиксацию на деньгах. И небольшие деньги ребенку давать можно. Но родители должны учитывать характер своего ребенка.
— Какие черты характера здесь важны?
— Жадность или расточительство. Это две стороны одной медали, и не надо бы им позволять развиваться с детства. Вообще еще несколько десятков лет назад считалось, что если взрослые разрешают складывать ребенку монетки в копилку, то тем самым они могут способствовать развитию в нем скупости. Эта точка зрения, конечно, не лишена оснований. В своей практике я сталкивалась с такими детьми. Они очень любят, например, скрупулезно пересчитывать свои накопления, буквально трясутся над ними. Кто-то из великих французских мыслителей говорил, что не понимает, почему такая невинная страсть, как жадность, возмущает людей куда больше, чем пороки гораздо более серьезные. И действительно, жадных не любят везде. Тем более, у нас в России. Склонность к расточительству, напротив, окружающими воспринимается более благосклонно. Да и вообще выглядит не так противно, как жадность. Но на пользу ли эта черта самому человеку, а главное, его близким? Конечно же, нет.
— Иначе говоря, будущему скупцу или моту деньги в детстве противопоказаны?
— Если ребенок склонен к скупости, ему можно давать деньги. И даже «минусы» обращать в достоинства: стремление подкопить можно даже поощрять. Всё дело в том, как ребенка ориентировать при этом. Например, говорить ему: «Конечно, откладывай, может понадобиться». Но на
Если ребенок склонен всё сразу потратить на ерунду, его надо ориентировать на другое. Например, разрешая оставить себе сдачу, сказать, что эта мелочь, если её подкопить, может пригодиться в конце месяца, перед зарплатой родителей (и не так уж важно здесь истинное материальное положение взрослых).
Вообще не бойтесь давать ребенку деньги, приучать его к ним. Но пусть это будет своеобразная игра. Одна из тех игр, которые являются репетицией жизни.
— Наверное, нет ничего плохого, если ребенок мечтает о какой- то игрушке и копит на нее самостоятельно?
— Конечно. Я говорю о том, что не должно быть фиксации, чрезмерной сосредоточенности на деньгах. И скупость, и расточительность осно ваны именно на этой фиксации. Ре бенок должен знать, что деньги — не сверхценность. И не стоит их демонстративно разбрасывать, хвастаясь тем, какой ты щедрый. Или, наоборот, прятать в кубышку на веки вечные. Надо стараться воспитать чисто функциональное отношение к деньгам.
— Как правильно, на ваш взгляд, это лучше делать?
- В первую очередь, как можно раньше дать ребенку возможность покупать
Конечно, ситуации бывают разные. Скажем, в семье нет лишних денег. Это тоже стоит объяснять. Вообще всегда нужно допускать разные варианты: «Сегодня можешь взять. А завтра не получится». Важно, чтобы ребенок понимал: в доме всякое бывает.
Еще, я думаю, очень важно приучать ребенка давать милостыню. Это тоже одно из первых соприкосновений с деньгами. И ни в коем случае до поры не надо рассказывать ему, что нищие — это мафия, и за безногим инвалидом могут стоять вполне здоровые бандиты. У ребенка еще душа не созрела для того, чтобы познакомиться с изнанкой жизни. Сначала он должен познать её с романтической стороны. И стоит объяснить, что от хорошей жизни не просят, что это тяжело и унизительно.
— В каком возрасте у ребенка должны появиться свои собственные, личные деньги?
— Тогда, когда он уже самостоятельно ориентируется в том, что такое магазин, прилавок, касса, сдача. Но здесь есть один важный момент — о правах и обязанностях. Если у ребенка появилось право иметь свои собственные деньги, то он должен знать и об обязанностях. Например, сходить за продуктами в соседний магазин.
До этого его материальные интересы удовлетворяют родители. Если интересы не абсурдны и не чрезмерны. Капризы и прихоти, вне зависимости от благосостояния родителей, надо пресекать отказом. Деньги должны появиться у ребенка тогда, когда появляется разумное к ним отношение, уже нет моментальной потребности купить всё яркое и блестящее, что попадает в поле зрения.
— Возрастные критерии существуют?
— Нет. Но начало, повторюсь, это умение ходить в магазин за простыми товарами. Кстати, к вопросу о накоплениях и мечте купить себе
А еще лучше создать другую ситуацию: «Если ты неделю подряд будешь убирать игрушки в ящик, тогда куплю тебе то, о чём ты мечтаешь». В жизни ребенка всегда должно существовать преодоление и награда за преодоление.
— Но родители сегодня, бывает, платят ребёнку деньги за хорошие оценки.
— Да, сегодня родители часто платят за «пятёрки» в школе или за какой-то домашний труд. И это безобразие. Подобное «баш» на «баш» — не средство борьбы с ленью. И не стимул для «хорошего поведения». Вообще в нашей культурной традиции такого отношения не было никогда. В отличие, например, от некоторых европейских стран, где родители платят ребенку за выполнение своих обязанностей. Да, в нашем воспитании тоже есть система поощрений и наказаний, без этого нельзя. Но никогда не поощряли деньгами. Купить игрушку, сходить в кино — это нормально, это правильно. Но только в отношении не слишком взрослых детей. Великовозрастные сами должны понимать: это их важное дело — хорошо учиться. Иначе не поступить в хороший вуз, не получить интересной профессии. «Сделай это — получишь это» — тоже своего рода игра. И в нее важно в какой-то момент перестать играть. У ребенка должны появиться самостоятельные серьезные мотивы, чтобы
— Для нас стало традицией, приходя в гости, дарить детям деньги на день рождения или новый год. Это правильно?
— Нет. Еще недавно подобное было не принято. Такие обычаи всегда существовали, скажем, на Кавказе: дарить не подарки, а деньги. Причём хозяева записывают, кто сколько денег подарил. Чтобы в ответ подарить такую же сумму. Там так принято.
У нас же деньги в подарок — это некрасиво. Это значит, что гость не думает о том человеке, которому делает подарок. Не знает, что тот хочет, о чём мечтает. Разве можно сравнить по размеру затраченных усилий деньги с выбором настоящего подарка? Конечно, нет. И не надо утешать себя ложным представлением «зато ребенок купит себе то, что хочет». Ерунда. Делать желанный подарок — это всегда риск ошибиться. Это время на его поиски. Но, в любом случае, так правильно. Взрослые передают вместе с подарком ребенку модель поведения: подарок — это внимание, забота, любовь, и в этом самый большой его смысл.
Деньги нельзя дарить, деньги надо просто давать. Например, счет в банке для ребенка на день рождения — доброе дело, но никак не подарок.
— Почему?
— Есть тайна отношений. Она касается не только любви мужчины и женщины. Она касается вообще отношений близких людей. И эту тайну отношений финансовые операции, о которых взрослые открыто говорят, могут подпортить. Недаром в России деньги издавна сравнивали с мусором. Ну неужели у нас деньги не умели считать? Конечно, умели. И бедные, и успешные. Тем не менее, в культуре есть элемент презрения к деньгам. Деньги не должны встраиваться в стержень отношений родителей и детей, вообще близких людей.
— Когда дети должны начинать зарабатывать самостоятельно?
— Нет возрастных планок. Думаю, когда ребенок становится самостоятельным и понимает, что собственный заработок идет на помощь родителям. Даже обеспеченным. Ведь зарабатывая, он показывает свою нравственную состоятельность. Хотя, конечно, первые самостоятельно заработанные деньги в 14-15 лет — это гораздо более нормально, чем в 12. Всему — своё время.
Конечно, и родителям совсем маленьких детей нельзя делать вид, что денег не существует. Но надо объяснять, что зарабатывать — это труд. Чтобы зарабатывать, надо много учиться. И еще: зарабатывание надолжно идти в ущерб душе. Зарабатывать надо с радостью. Лучше, если это сопряжено с какой-то благородной мотивацией. Это сложная воспитательная задача, но её можно решать. А главные принципы отношения воспитания детей к деньгам просты: не баловать — но и не держать «в чёрном теле».
Беседу вел Серафим БЕРЕСТОВ