Хорошим средством восстановления здоровья ребенка 3—7 лет после болезни, профилактики осложнений и укрепления его организма служат подвижные игры. В игре, как правило, используются естественные движения, которые не только физически укрепляют малыша, но и благотворно воздействуют на его головной мозг, а значит, и на все органы и системы, в том числе и имеющие нарушения в результате заболевания. Кроме того, у ребенка развиваются такие важные качества, как внимание, память, мышление, воображение, быстрота реакции, чувство коллективизма, умение владеть собой в разных ситуациях. И что немаловажно для успеха — игры доставляют ему большую радость.
Предлагая малышу какую-нибудь игру, следите, чтобы она соответствовала его возможностям. В начале и в конце занятия она не должна вызывать большого напряжения сил, а вот в средней части желательно давать нагрузку побольше. По мере того как ребенок будет крепнуть, нагрузку (ее «пик») можно постепенно повышать.
Чтобы достигнуть устойчивых положительных результатов, подвижные игры надо проводить 2—4 раза в день по 10—30 минут.
Внимательно наблюдайте за ребенком во время занятий. Если он сильно покраснел или побледнел, чрезмерно вспотел, часто дышит, жалуется на усталость и не хочет продолжать игру, значит, он перегрузился и ему надо отдохнуть.
Прекрасно, если игры будут сопровождаться негромкой музыкой: музыка поможет создать у ребенка нужное настроение. Если ребенок легко возбуждается, то музыка должна быть спокойной, если, напротив, вялый, флегматичный, то бодрой, веселой.
Во время игры разговаривайте с ребенком спокойно, ласково, старайтесь вселить в него бодрость и обязательно хвалите его за успехи.
В играх могут участвовать и другие дети. Это сделает их эмоциональнее. Ведущий игру взрослый тоже должен стать ее активным участником.
При заболеваниях носа и горла отмечаются расстройства носового дыхания, хроническое катаральное состояние носоглотки, разрастание аденоидов. У детей, дышащих ртом, очень слабые мышцы носа и носовые ходы сужены. Им надо развивать носовое дыхание, тренировать дыхательную мускулатуру и улучшать местное кровообращение. Для этого существуют специальные игры.
ИГРЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НОСА И ГОРЛА
«Надуем шарик». Ребенок сидит и «надувает шары». Широко разведя руки в стороны и глубоко вдохнув, делает долгий выдох, представляя себе, что вдувает воздух в шарик. При этом он произности: «Уфф…» и медленно соединяет ладони. Ребенок хлопает в ладоши — «шарик лопается», из него выходит воздух. «Шшш…», — произносит малыш, складывая губы хоботком и положив руки на колени. Повторить 3—4 раза.
«Буль, буль, буль». Ребенок сидит у стола, перед ним на столике стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, куда вставлена соломинка. Взрослый, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку. Он глубоко вдыхает носом и делает глубокий длинный выдох в трубочку: слышится долгий булькающий звук. Затем взрослый просит ребенка повторить это упражнение 3—5 раз, поощряя его, если бульканье было длительным.
«Кто громче?» Ребенок принимает правильную осанку, смыкает губы, указательный палец правой руки кладет плашмя на нос справа, плотно прижимая его правое крыло. Затем глубоко вдыхает левой половиной носа (рот закрыт) и, выдыхая, произносит: «Ммм…“, одновременно слегка похлопывая указательным пальцем левой руки по левой половине носа. При этом получается длинный скандированный выдох. Звук надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем зажимается левая половина носа, и упражнение повторяется. Поочередно зажимая то правую, то левую ноздрю, повторить упражнени» 3—5 раз.
«Отбойный молоток». Взрослый говорит ребенку: «Помнишь отбойные молотки, которыми вскрывают асфальт, чтобы отремонтировать трубы под землей? Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго повторять звук „ддд…“. Упражнение проводится в течение 1—2 мин.
При бронхо-легочных заболеваниях в задачи подвижных игр входит поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, восстановление согласованной работы дыхательной мускулатуры, предупреждение развития очагов ателектаза (спадение легочных альвеол); профилактика нарушений осанки, приспособление организма к физическим нагрузкам, общее оздоровление и укрепление организма ребенка.
Игры при рецидивирующем бронхите и хронической пневмонии (без астматического синдрома)
В фазе неустойчивой ремиссии (в начале выздоровления) к описанным играм добавляют следующие.
«Филин». По сигналу взрослого «День!» ребенок медленно поворачивает голову вправо и влево, напевая: «День, день». По сигналу «Ночь!» смотрит вперед и взмахивает руками — «крыльями», напевая: «Ночь, ночь». Затем протяжно, без напряжения, глубоко выдыхает, произнося: «У…у…ффф». Повторить 2—4 раза. Взрослый контролирует правильность осанки ребенка.
«Петушок». На полу на расстоянии шага надо расставить несколько предметов высотой не более 10—12 см. Руки — «крылья» у ребенка опущены, вытянуты, слегка повернуты ладонями вперед, лопатки соединены. Высоко поднимая колени и оттягивая носок, ребенок продвигается вперед, перешагивая через предметы и напевая: «Пе-ту-шок». На слоге «шок» ребенок опускает ногу за предмет. Игра повторяется несколько раз. Взрослый контролирует осанку ребенка.
«Хомячки». Ведущий говорит ребенку: «Пройди несколько шагов с толстыми, как у хомячка, щечками. Для этого сильно надуй щеки, закрой рот и дыши носом. По моему сигналу хлопни себя кулачками по щекам — выпусти воздух изо рта и, напевая: „Щеки стали опять, как у ребят“, пройди 15 шагов и снова стань «хомячком». Повторяют 4—6 раз. Взрослый контролирует правильность осанки ребенка и четкость выполнения заданий.
Если ребенок находится в фазе стойкой ремиссии, то можно добавить еще несколько игр.
«Подуй на шарик, на вертушку, подуди в рожок». На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, на столик кладут рожок и вертушку. Взрослый показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы он взлетел высоко, как нужно дуть на вертушку, чтобы она быстрее завертелась, и громко дудеть в рожок. — По просьбе взрослого ребенок дует на шарик 2—3 раза. Дети с трехлетнего возраста дудят в рожок и сами вслух считают, сколько раз подули.
Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с ведущим говорят:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!»
Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки. После слов «да не лопайся» взрослый говорит: «Полетели, пузыри!» Дети разбегаются по комнате, повторяя: «Полетели, полетели». Взрослый при этом тоже повторяет: «Полетели, полетели, полетели!» и затем произносит: «Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на корточки, произнося звук «ссс…… Игра повторяется.
Игры при бронхитах, протекающих с накоплением трудно отхаркиваемой мокроты
Помимо уже описанных игр в занятия включают такие.
«Перекатываемся». Ребенок лежит на спине, руки вытянуты вверх или вдоль тела. По команде он быстро перекатывается на живот. Вначале игру проводят на мягкой подстилке, взрослый подстраховывает ребенка, а затем без нее, и ребенок переворачивается уже самостоятельно, без подстраховки. Повторить 3—5 раз, давая малышу отдых между повторениями. Ребенок должен сам учиться считать, сколько раз он первернулся.
«Покружимся вниз головой». Взрослый и ребенок стоят друг к другу лицом. Взрослый поддерживает ребенка за предплечья, ребенок подпрыгивает и обхватывает ногами талию взрослого. Затем прогибается назад, почти касаясь головой пола. Взрослый придерживает его за поясницу. Выпрямившись, он немного кружится с ребенком то вправо, то влево.
«Стойка у стены». Задание заключается в том, чтобы подойти к стене и встать около нее вверх ногами (сделать стойку вниз головой). Взрослый страхует и подбадривает ребенка. При накопившейся мокроте ребенок откашливается, отхаркивая мокроту в баночку или на салфетку, лежащую на полу.
Игры при бронхиальной астме и астматическом бронхите
Рекомендуются подвижные игры, в которых помимо задач общефизиологического воздействия ставится и специальная цель — развитие ритмичного полного дыхания со спокойным нефорсированным выдохом. Для улучшения работы главной дыхательной мышцы — диафрагмы вводятся игры с дозированным бегом — наиболее подходящим упражнением для улучшения функционирования легких.
«Осень». Взрослый рассказывает об осени, сопровождая свой рассказ ритмичными движениями, которые ребенок должен повторять.
«Осенью клубятся большие тучи» (кругообразные движения руками перед собой), «моросит дождик — кап-кап…» (потряхивание кистями рук).
«Все реже показывается солнышко» (поднимание полусогнутых рук вверх, улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики).
«Опадают листья с деревьев» (поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями, при этом с выдохом тихо произносят: «Те-те-те-те». Потом встают и кружатся, как падающие на землю листья).
«Шумит ветер в лесу» (ребенок делает глубокий вдох через нос и спокойный выдох, произнося: «Ш-ш-ш», будто слышится шум ветра).
«На поля ложатся туманы» (плавное поднимание рук в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном — надо изобразить, как стелятся туманы). Повороты сопровождаются выдохом с медленным и тихим произнесением: «Ххх…».
«Слышатся прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей» (подражание этим звукам).
«Улетают птицы в теплые края» (медленный бег по площадке с переходом на ходьбу и, по знаку взрослого, остановка).
Васса Страковская