Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Болезни и лечение, 15.05.2011, 9027 просмотров

Аутизм лечится спортом

Есть  разные  трактовки  аутизма. Некоторые специалисты считают его самостоятельным заболеванием, ино­гда этим термином обозначают даже слабоумие. Однако большинство сов­ременных ученых сходятся в том, что аутизм — это форма проявления мно­гих психических и психосоматических заболеваний. Разделяя эту точку зре­ния, мы направляем свои усилия на то, чтобы вывести больных из такого состояния.

Во всем мире существуют ассоциа­ции помощи больным с синдромом аутизма, что само по себе хорошо, так как создаются приемлемые условия существования для людей, испытыва­ющих огромные трудности в общении. Но беда в том, что, получая некоторое облегчение, эти люди не преодоле­вают свою болезнь, а только адаптиру­ются к ней. В США, например, дети, находящиеся в состоянии аутизма, могут вообще не вступать в речевой контакт с воспитателями. Для того, чтобы выразить свое желание, им достаточно поднять карточку с над­писью: «Хочу есть» или «Хочу смотреть телевизор».

Я же совершенно уверен, что чело­век с синдромом аутизма должен жить, а не выживать. Он должен почувство­вать, что болезнь — это хаос, а здо­ровье — порядок, что совершенно необходимо выбраться из болезни, победить ее.

Лечение психических заболеваний, исходя из нашей концепции, опирается на обязательное изменение мировоз­зрения пациента, включая изменение отношения к близким, к работе, к окру­жающему миру и даже еще шире — к добру и злу. В результате излечения семья и общество получают не просто здорового человека, но человека, твердо и уверенно стоящего на ногах, способного заботиться не только о себе, но и о других, имеющего свое отношение к жизни. Этот процесс мы называем реабилитацией.

Аутизм обычно формируется в результате искажения внутреннего образа человека (зеркального образа «Я»). Поэтому так важно изменить отношение больного к самому себе, вернуть ему высокую самооценку. Когда-то, около пятнадцати лет назад, выкарабкиваясь из заболевания, при­носившего мне тяжелые душевные муки, я нащупал для себя сильнодей­ствующий прием лечения, который позже назвал физиошоком. Я задавал себе очень большую физическую на­грузку, работал до изнеможения, а, добившись поставленной цели, чув­ствовал себя чуть увереннее. И так — каждый день. Этот прием стал одним из основных в методике нашего Центра психофизической реабилитации.

К нему позже добавился такой: занимаясь с группой пациентов, я «про­воцировал» их на тактильно-двига­тельный контакт — некоторые упраж­нения необходимо было делать в паре, помогая друг другу. С тех пор прошло немало времени, методика лечения аутизма обогатилась, пополнилась новыми приемами. Довольно подробно она была описана в статье «Контакт? Есть контакт!» Чтобы не повторяться, опишу, как мы усовершенствовали ту же мето­дику, перенеся занятия в бассейн и назвав их «водной акробатикой».

При занятиях в воде появляется еще одна возможность изменить пред­ставление больного о самом себе. В воде резко уменьшается вес, благо­даря чему исчезает страх перед неко­торыми трудными упражнениями. У многих моих пациентов легко полу­чается в воде сальто, даже двойное, чего они не могут сделать в гимнас­тическом зале. И это укрепляет их ве­ру в свои возможности. А прыжки в воду дают им ощущение свободного полета.

При определенной, очень тонкой психологической подготовке, при постоянном, точном психотерапевти­ческом воздействии можно с помощью «водной акробатики» буквально пере­вернуть представление больного о себе. В воде также повышается и мо­тивация контакта, ведь если не схва­тишь вовремя партнера за руку, можно и ко дну пойти.

Я с большой опаской отношусь к «заочным» советам и рекоменда­циям. Они должны быть не только предельно точными и ясными, но и подходить конкретному человеку. А значит, надо учитывать его реакцию, способность к фантазии, готовность к выполнению указаний.

Однако я ежедневно получаю пись­ма, наполненные отчаянием, болью, безысходностью, и просто не могу не откликнуться на них. Советы, которые я буду давать, — это плод многолетних наблюдений над своими пациентами и над самим собой. Ведь я вижу болезнь не со стороны. Я сам бывший больной, я находился в такой же яме отчаяния. За два года упорной работы я преодо­лел недуг, считавшийся неизлечимым. Поэтому мои слова — не умозритель­ные рассуждения, каждое из них выстрадано.

Какой бы страшный диагноз ни поставили вам врачи, не считайте его пожизненным приговором!

Какое бы отчаяние вами ни овладе­ло, постарайтесь честно ответить себе на такой вопрос: устраивает ли вас статус тяжелобольного, смиритесь ли вы с ним или положите все силы на борьбу с заболеванием?

Если вы твердо решили бороться, то настойчиво, не стесняясь, стучите во все двери. Ищите людей, которые смогут вам помочь в лечении. Выбирая себе наставника, придерживайтесь таких основных критериев:

а) истинное лечение — это боль­ шой труд, большие жертвы и самого пациента, и его близких, их не заменят ни таблетки, ни экстрасенсорное воздействие;

б) истинное лечение не может быть быстрым, так как должны произойти большие изменения не только во всем организме, в психике, но и в мировозрении, во взглядах на самого себя и на окружающий мир;

в) попав к новому врачу или целителю, попросите его познакомить вас с теми людьми, которых он вылечил или которые заканчивают лечение. Не стесняйтесь этого, истинному врачева­ телю это только приятно;

г) любое настоящее лечение обычно проходит через кризисы. Надо быть к этому готовым.

Лечение психических заболеваний — дело семейное. Больной человек нуждается не только в материальной поддержке, надо с ним вместе постра­дать, потрудиться, «подраться» с боле­знью.

Старайтесь вносить в ваш дом чув­ство уверенности, бодрости. Как можно больше обсуждайте с больным (или просто в его присутствии) любые проблемы, которые истинно волнуют вас. Тема разговора может быть любой — о политике, о театральном спекта­кле, о моде, наконец. Если больной отказывается от контакта — затыкает уши или в грубой форме пытается прервать вас, обращайтесь при нем к любому другому человеку — к бабуш­ке, маленькому ребенку.

Очень полезно завести домашнее животное.

Ни в коем случае не превращайте свой дом в крепость. Не отказывайтесь от гостей, устраивайте праздники, даже если вы опасаетесь нелепых выходок больного.

Старайтесь как можно чаще бывать вместе с больным на свежем воздухе. Если он трудно соглашается на это, спровоцируйте выход на улицу под каким-нибудь предлогом. Особенно полезно устраивать лыжные или вело­сипедные прогулки, катание на лодке. Если больной категорически отказы­вается отдыхать активно, делайте это сами, но так, чтобы он это видел и слы­шал.

Отказ больного от совместного вре­мяпрепровождения ни в коем случае не должен вызывать у вас чувство обиды на него. Это показатель не пло­хого характера, а болезни! Нудные упреки, а тем более оскорбления в адрес больного недопустимы!

В Центре психофизической реабилитации мы тщательно подбираем способы поведения с каждым больным в каждый данный момент в течение всего процесса лечения. Эту часть работы мы называем родительским лечением и считаем его чрезвычайно важным, так как именно оно может обеспечить психологическую защиту пациентов!

Следующая часть моих коротких советов относится ко взаимоотноше­ниям с официальной медициной. Наша методика не только не отрицает, но даже органично включает медикамен­тозное лечение, которое под моим руководством проводит опытный пси­хиатр. Это всегда очень индивидуаль­ное лечение, основанное на подборе щадящих медикаментов, дозы которых постоянно корректируются так, чтобы к определенному моменту они были сведены к нулю.

Работая в своем Центре, мы до сих пор не оставляем попытки найти формы сотрудничества с представите­лями официальной медицины, хотя и у меня, и у многих моих пациентов оста­лись тяжелые воспоминания о лечении в психиатрических клиниках. Хочется верить, что и там можно найти прогрес­сивно мыслящих врачей.

Если близкий вам человек попал в такую клинику, постарайтесь понра­виться (честно говоря, мне самому пре­тит такой подход) лечащему врачу. Уговорите его отнестись к больному неформально, не накачивать его силь­ными психотропными средствами. Но будьте осторожны, а то получите «гу­манный» совет лечить своего род­ственника самостоятельно.

Как я уже говорил, психотерапия в нашем Центре частично облечена в форму спорта. Но это не лечебная физ­культура. Наши занятия насыщены сильнейшими эмоциями, как и насто­ящий спорт. Только в мире спорта борьба за победу ведется с соперни­ком, а у нас — с болезнью. Приступая к упражнениям, надо специально настроить себя на это.

Привожу простой комплекс упраж­нений, который можно выполнять дома, в парке, в больничной палате. Он дает хороший эффект только в том случае, если больной сумеет себя пра­вильно настроить. Нужно говорить себе: «От того, как я буду заниматься, от того, насколько я буду беспощаден к себе, зависит моя жизнь и жизнь моих близких! Я не имею права пропу­стить занятие или дать себе послабле­ние, иначе — гибель!»

Комплекс упражнений

I. Для плечевого пояса (мышцы рас­слаблены)

1. Развести прямые руки в стороны, кисти сжать в кулаки. С максимальной амплитудой делать махи руками на­зад.

2. Развести прямые руки в стороны, кисти сжать в кулаки. С максимальной амплитудой делать махи руками вверх-вниз.

3. Из того же исходного положения делать круговые вращения руками. Амплитуда движений — максималь­ная.

4. Вытянуть руки вперед перед грудью. С напряжением сжимать и раз­ жимать кисти. Чередовать положение кистей: сначала ладони обращены вниз, потом — друг к другу.

II. Для корпуса

1. Ноги на ширине плеч, прямые руки сжать в замок над головой. Пру­жинистые наклоны в стороны. Ампли­туда движений — максимальная. Мышцы расслаблены.

2. Широко расставить ноги, кисти поднять к плечам, спина — прямая. Пружинистые наклоны вниз. Ампли­туда движений — максимальная. Брови при наклонах поднимать как можно выше.

3. Ноги на ширине плеч, руки со­гнуть в локтях и сжать в замок перед грудью. Резкие повороты корпусом влево-вправо. Амплитуда движений — максимальная.

4. Ноги на ширине плеч, прямые руки сжать в замок над головой. Спина и руки — в одной плоскости. Круговые вращения корпусом. Амплитуда дви- жений — максимальная. Когда корпус внизу, брови поднимать как можно выше.

III. Растяжки мышц плечевого пояса и ног (удобнее всего выполнять у шведской стенки)

IV. Силовые упражнения

1. Отжимания от пола. 2—3 подхо­да.

2. Приседания. 2—3 подхода.

3. Подтягивания на перекладине (начинать с невысокой перекладины, чтобы после каждого подтягивания можно было опуститься на пятки).

4. Упражнения на пресс с фикса­цией ног.

На каждом занятии в любых двух из указанных силовых упражнений необ­ходимо заставить себя достичь макси­мального, «запредельного» для вас результата и от занятия к занятию стремиться увеличивать его.

После таких занятий хорошо бы принять контрастный душ или просто обтереться мокрым полотенцем.

В комплекс не стоит включать упражнения с отягощениями или с тре­нажерами, так как это может оказать отрицательное воздействие на боль­ных. По этой же причине не стоит делать упражнения под ритмичную громкую музыку.

Хочу предостеречь и от широко рекламируемых эффектных гимнасти­ческих методик, попадающих к нам, как правило, с Востока. Среди них есть очень интересные и полезные, но зани­маться ими можно лишь под руковод­ством опытного инструктора, понима­ющего тонкости, связанные с «пере­садкой» таких методик на русскую почву.

Начните ежедневные прогулки или пробежки не менее 40 минут. Время для них можно выбрать любое — утром или вечером. Но ничто: ни погода, ни настроение, ни состояние — не должно выбивать вас из ритма занятий, а сле­довательно, влиять на вашу самодис­циплину. Помните, болезнь — это хаос, а здоровье — это порядок.

Однако лечит, конечно, не только физическая нагрузка. Сама жизнь подвела нас к идее создания клуба. Наши пациенты и их родственники настолько сдружились, сроднились с сотрудниками Центра и друг с другом, что всячески пытались продлить это время. Так возник клуб, он существует пока не де-юре, но де-факто. Самое главное уже есть — дух клуба. В этом коллективе отсутствует возрастной, имущественный и образовательный ценз, в нем все равны: и больные и здо­ровые, и высокоталантливые и еще не успевшие раскрыть свои способности.

На новогоднем балу с елкой наши пациенты, еще недавно не проявляв­шие никакого интереса к окружающей жизни, охотно преображались в ска­зочных персонажей. Были у нас и Серый Волк, и Красная Шапочка, и Снегурочка, и гордая Испанка, и Уче­ный с портфелем, и Снежная Короле­ва.

Поскольку аутизм формируется в результате обеднения, искажения, извращения зеркального образа «Я», такие превращения, конечно же, тоже становятся средством лечения. Ломается болезненное представление человека о себе как о хронически неизлечимом больном. Вместо пожиз­ненного приговора (кстати, зачастую ошибочного), инвалидности, лежания на кровати, жалости родственников — спорт, музыка, танцы, маскарад, инте­ресные занятия. Рано или поздно у пациента возникает вера, но не в сверхъестественные силы и не в супер­дорогие таблетки, а вера в себя, в свои собственные колоссальные возможно­сти, данные ему от рождения.

Владимир Никитин