Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 25.05.2011, 5824 просмотра

Здоровый ребенок пошел в детский сад...

…И сразу начал болеть. Конец кандидат фразы у многих сходит с языка автоматически. Сколько приходится выслушивать врачам жалоб от мам и ба­бушек на то, что малыш «подцепил» инфекцию в саду. Да и статистика подтверждает; дети, воспитывающие­ся в детском учреждении, болеют го­раздо чаще, чем те, кто растет дома, окруженный заботой родных.

Все это закономерно, причины до­статочно ясны. В детском саду вирусы «циркулируют» постоянно. Малыш, попадая сюда впервые, начинает мгновенно «хватать» их. До сих пор с другими детьми он общался лишь на улице, на свежем воздухе, где зара­зиться намного сложнее. Есть еще серьезная причина. После 3 лет ребе­нок начинает быстро расти, а именно в период бурного роста снижается им­мунитет, ослабляется невосприимчи­вость к различным заболеваниям.

Значит ли это, что каждый ребе­нок просто обречен болеть в детском саду? И что же в таком случае делать мамам, у которых нет возможности сидеть дома хотя бы до тех пор, пока малышу исполнится 5 лет? Что де­лать семьям, где нет бабушек, воспи­тывающих внуков до школы? Да и нет гарантии, что такой же тяжелый пери­од адаптации не придется на пер­вый класс, а это может быть еще хуже.

Трудно дать универсальный совет родителям. Наверное, самая простая рекомендация — попробовать зара­нее готовить ребенка к детскому саду. Постараться тем самым осла­бить стрессовую ситуацию, которая его ожидает. Самое главное — это психологическая подготовка. По­ставьте себя на место вашего малы­ша. Вообразите, что вы провели огромную часть времени в своей жиз­ни с одним человеком, к которому привязаны больше всего на свете. И вдруг вас от этого человека отрыва­ют и в качестве альтернативы пред­лагают много других, чужих, безраз­личных вам людей. Легко вам будет это перенести? Так и ваш малыш, ока­завшись оторванным от мамы, естественно, чувствует себя не лучшим образом. Чтобы ему помочь, попробуй­те заранее расширить круг его обще­ния.

В основном дети по натуре своей общительны, легко знакомятся, и, если их хоть чуть-чуть подтолкнуть, легко начинают играть друг с другом. Есть, правда, другой тип детей — предпочитающих одиночество и игры в одиночестве, очень неохотно всту­пающих в контакт со сверстниками. Учтите, что таким детям в детском саду будет особенно трудно. Психоло­гическая адаптация в коллективе для них станет очень нелегкой.

В любом случае стоит иногда жер­твовать своим покоем и комфортом и приглашать детей к себе домой, придумывать общие, коллективные игры, занимать их ке поодиночке, а группой. Ребенок, скованный в об­щении на «нейтральной территории» во дворе, на своей, у себя дома будет более открытым.

Не надо впадать в другую край­ность, расписывая красоты будущей жизни в детском саду и рисуя неви­данные удовольствия и развлечения. К сожалению, это случается доволь­но-таки часто: самая распространен­ная ошибка родителей — обещание типа: «Вот пойдешь в детский сад, там такие красивые игрушки, там так интересно…» и так далее. Ребенок, настроившись на что-то действитель­но необыкновенное, столкнувшись с обыденной реальностью, очень бы­стро разочаровывается. Несбывшиеся надежды вызывают у него нередко отрицательную реакцию на сад. Он начинает отказываться ходить туда, плакать, жаловаться, что там плохо.

Домашние, заласканные дети, по­падая нередко в спартанскую обста­новку детского сада, страдают от недостатка тепла, от отсутствия того эмоционального фона, который есть дома.

И потому повторяю еще раз: малы­шу надо внушить, что детский сад — это необходимость, мама идет на ра­боту, а он — туда.

Вот то, что касается психологиче­ской подготовки. Но немаловажна и организационная. Узнайте заранее, какой режим в саду, когда там зав­трак, обед, ужин, полдник. По воз­можности подстраивайте свой домаш­ний режим под садовский, чтобы ре­бенок легко адаптировался к нему.

Если малыш идет в детский сад осенью, постарайтесь летом уделить какое-то время закаливанию. Не нуж­ны особые экзотические методики за­каливания — достаточно простых об­щеукрепляющих процедур. Пусть он купается, понемножку загорает, ходит босиком, особенно полезно хождение босиком по росе.

Влажные обтирания и затем обли­вания прохладной водой  — также прекрасное средство за­каливания ребенка.

Самые тяжелые дни, конечно, пер­вые. Дети поначалу очень устают. Новая, непривычная обстановка должна уравновешиваться покоем дома. Пусть ребенок побудет один. Если он устал и у него нет настроения разго­варивать, не приставайте к нему с расспросами, не загружайте его, дайте возможность побыть в тишине, наедине с собой, с любимыми игруш­ками.

Не упрекайте его, не ругайте, если что-то он сделал не так в саду или дома, старайтесь даже как можно меньше делать замечаний, чтобы не формировать у него стойкого негатив­ного отношения к новому образу жиз­ни. Потом, когда все войдет в колею, у вас еще будет возможность скор­ректировать какие-то недостатки в поведении ребенка.

Надо сказать, что дети по-разному ведут себя в адаптационный период. Кто-то вял и чересчур спокоен, кто-то , наоборот, излишне подвижен, воз­бужден, требует к себе постоянного внимания. Кстати, последнее — при­знак особенного переутомления, и та­ким детям крайне необходима спокой­ная обстановка.

Как кормить ребенка? Если он встает рано, за 2-3 часа до завтрака в детском саду, дайте ему яблочко легкий салатик. Можно бутербро; с сыром или яичко всмятку. Если за сорок минут до завтрака и детский сад находится рядом, разумеется, «серьезной» еды нe нужно, достаточно сока или яблочка.

Вечером дома, за 1,5—2 часа до сна, покормите ребенка ужином. Он может состоять из салата и котлеты либо кусочка отварного мяса, рыбы с гарниром. Если вы рано забираете малыша из сада, за полтора-два часа до ужина можно дать ему. что-то из фруктов, сок. Ребенок в первое время в детском саду ест не очень хорошо, еда не очень привычная для него, он может съедать неполную порцию. По­этому витаминные и белковые добав­ки к Садовскому меню просто необхо­димы.

Как вы ни стараетесь защитить своего ребенка от инфекций, уже че­рез неделю-другую своего пребыва­ния в саду он все-таки заболевает ОРВИ, ведь от контактов его не убе­режешь. А в детском коллективе все­гда найдется кто-то , кто покашливает или пришел с небольшим насморком. Ваша задача — постараться укрепить иммунитет малыша. И для этого я хочу вам предложить схему профи­лактических мер, особенно полезных в случае, если ребенок начал ходить в сад осенью, когда ОРВИ «разгули­вается» в полную мощность.

Для начала закапывайте ему ин­терферон — по 2—3 капли утром и ве­чером в обе ноздри в течение недели. Если вы заметили у него даже совсем слабые признаки начинающейся про­студы, делайте то же самое. На второй неделе жизни в саду начинайте давать аскорбиновую кислоту по 0,5 грамма утром и вечером, также в те­чение недели. А уже с третьей недели в течение 10 дней— спиртовой на­стой прополиса. О нем я расскажу чуть подробней. Прополис — это пче­линый воск, он относится к ряду био­стимуляторов и повышает иммунитет, то есть сопротивляемость болезням. Приготовить настой можно в следую­щих пропорциях: 10 граммов сухого прополиса заливают 100 граммами водки или спирта, настаивают в тем­ном месте в течение 8 дней, дают ребенку по 3—5 капель два раза в день с молоком (из расчета 1 капля на год жизни).

Биостимулирующими свойствами обладает и сок алоэ (столетник). Его дают ребенку с медом, только не надо это делать одновременно с прополи­сом.

Когда закончите давать малышу прополис, переходите на поливитами­ны— 1—2 драже в день в течение 2 недель.

Это схема профилактических дей­ствий. Если ребенок все же заболел, что ж, тут уж только лечить. Поста­райтесь, чтобы не было осложнений. Даже если температура нормальная, у малыша только кашель или на­сморк, все равно обязательно оставь­те его дома.

Если ребенок, несмотря на все ваши усилия, все меры профилактики, которые вы проводите, болеет все-таки часто, с перерывами в 1,5—2 месяца, наберитесь терпения, каждый раз долечивайте его до конца, не вы­пускайте в сад с остаточными явле­ниями, берегите от осложнений: хро­нического тонзиллита, гайморита и так далее. Может быть, стоит посо­ветоваться с врачом и провести имму­нологическое обследование и в дальнейшем — иммунокоррегирующую те­рапию.

Но обычно уже к концу первого года своего пребывания в саду дети начинают болеть ОРВИ реже — 1 —2 раза в год. А это считается нормаль­ным.

Будем надеяться, что ваш ребенок легко перенесет все «тяготы», связан­ные с переменой образа жизни. В доб­рый час!