Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 15.06.2011, 2012 просмотров

Почему дети бунтуют?

Больше всего хлопот доставляют родителям подростки. Взрослеющие дети предъявляют претензии ко всему миру и стремятся освободиться от опеки родителей. Подростки не слышат рациональных доводов, не умеют распоряжаться своим временем и не способны планировать будущее

До недавнего времени считалось, что эти трудности объясняют­ся гормональной перестройкой ор­ганизма. Однако, согласно послед­ним научным данным, все дело в том, что мозг 13-14-летнего челове­ка еще не сформирован окончатель­но. Развитие мозга в это время вступает в особую фазу.

Вряд ли такое утверждение придется по вкусу подросткам, ведь они обычно считают себя умнее родите­лей. А как выясняется, они все еще нуждаются в советах взрослых — те зоны мозга, которые отвечают за са­моконтроль и планирование, созрева­ют лишь к двадцати годам.

Открытие подростковой фазы развития мозга вызвало переворот и в научном мире. До недавних пор считалось, что мозг в основном фор­мируется в течение нескольких лет после рождения и остается пластич­ным еще некоторое время, необхо­димое для усвоения моделей речи. Ученые не сомневались, что к момен­ту полового созревания мозг челове­ка уже сформирован окончательно.

Сенсационные данные о процес­сах, происходящих в мозге подрост­ка, получены с помощью сканирова­ния серого вещества с точностью до миллиметра. Сопоставление ре­зультатов сканирования показало, что в раннем детстве формируются те участки мозга, которые связаны с базовыми функциями — сенсорной и моторной. А участки коры голо­вного мозга, отвечающие за плани­рование и самоконтроль, претерпе­вают скачок роста между 10 и 12 го­дами, перед половым созреванием (у девочек этот скачок происходит немного раньше, чем у мальчиков). Затем лобная и теменная доли моз­га начинают уменьшаться в разме­рах, и этот процесс продолжается до двадцати лет. Уменьшение объе­ма мозга свидетельствует о заклю­чительной фазе его формирования: в этот период происходит «проре­живание» нервных волокон для со­здания информационных каналов.

Каково же назначение подрост­ковой фазы развития мозга? Нерв­ные клетки зародыша в матке образуются со скоростью 15 млн в час. В первый год жизни ребенка половина их отмирает. Мозг как бы решает, ка­кие нервные клетки расположить в нужном месте, чтобы видеть и слы­шать, чуть позже — чтобы двигаться и говорить, а остальные клетки от­секает. Происходит тонкая настрой­ка тысячи связей, чтобы сформиро­вать проводящие пути сигналов нервной системы. Медленное со­зревание человеческого мозга, по сравнению с мозгом животных, де­лающее ребенка таким беспомощ­ным в раннем возрасте, позволяет продлить период пластичности моз­га, необходимой для освоения речи и связанных с этим высших интел­лектуальных процессов.

Теория, что человеку даны две до­полнительные фазы развития мозга — для освоения речи в детстве и для социальной адаптации в отрочестве, вполне приемлема с точки зрения эволюции. Ведь подростковый воз­раст — фаза развития, свойственная лишь человеку. Все другие млекопи­тающие, включая обезьян, от ювенального возраста сразу переходят во взрослый и могут размножаться. Это же было характерно и для перво­бытных людей. А у гомосапиенс меж­ду половой зрелостью и репродуктив­ным возрастом проходит по меньшей мере 4 года (от 12-13 до 16-18 лет).

По всей видимости, отрочество дано человеку для того, чтобы осво­ить социальные роли предстоящей «взрослой» жизни. Это требует большого нервного напряжения и сопровождается неизбежной поте­рей нервных клеток и их связей. Вот чем, по мнению ученых, объясняет­ся бунтарский дух подростков.

По материалам зарубежной печати подготовила Попова Татьяна