Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 23.05.2011, 9106 просмотров

Незрелый ребенок 3 - упражнения и развивающие игры

продолжение. начало

Когда у ребенка уменьшается гипертонус и он позволяет развести ручки в стороны, можно включать в гимнастику такое упражнение: пружи­нистые легкие надавливания скрещен­ными ручками на грудную клетку. При выполнении этого упражнения ребенок задерживает дыхание на выдохе, тре­нируя тем самым дыхательную систе­му.

Сначала пружинистые надавлива­ния на грудь делайте на два счета, постепенно увеличивая количество надавливаний до А—6—8—10—12.

Выполнять упражнение надо так: развести руки ребенка в стороны, затем руки скрестить на груди и попружинить грудную клетку, считая «1— 2—3—4», после чего руки снова разве­сти. Повторить 5—6 раз.

Задержки дыхания на выдохе бла­готворно влияют на центральную нервную систему, уменьшая ее возбу­димость, а также снимают спазмы гладкой мускулатуры (мышц сосудов и внутренних органов), положительно влияют на деятельность эндокринных желез и ферментные системы, укре­пляют иммунитет.

Следующее упражнение — подъем сначала поочередный, а затем одно­временный ручек к голове. Если ребе­нок оказывает сопротивление, слегка встряхните ручкой или, потряхивая, похлопайте ею по поверхности стола, постепенно продвигая ручку вверх к голове. Затем кистью ребенка погладьте по его головке. Вы увидите, что кулачок раскроется. Дело в том, что при соприкосновении с округлыми поверхностями происходит расслабле­ние мышц и уменьшение мышечного тонуса.

Это свойство вы можете использо­вать всякий раз, когда наблюдаете повышение тонуса мышц у своего ребенка: поглаживайте его ручкой по его головке, вкладывайте в кулачок округлые игрушки, выполняйте рас­слабляющие упражнения на надувном мяче, укладывайте ребенка на полуна­дутые игрушки и т. д. Даже ношение ребенка на округлом теплом теле мамы является полезным для расслаб­ления мышц.

Порой из-за измененного мышеч­ного тонуса ребенок не может нор­мально лежать на спине (например, запрокидывается голова) или животе (ребенок сваливается с живота на бок).

В этом случае можно применить специальную расслабляющую уклад­ку. Полунадутую резиновую игрушку (круг, бревно, подушку) подложите под головку, шейку и плечики малыша, если он лежит на спине, или под грудь, так чтобы обе ручки лежали сверху на округлой поверхности игрушки, если он лежит на животе.

Тренировка движений пальцами и их массаж положительно влияют на работу внутренних органов и умствен­ное развитие ребенка. Научить малыша расслаблять ладошку, разжи­мая кулачок, и выполнять мелкие дви­жения пальцами, хорошо помогают специальные развивающие игры. На­пример, такие.

«Сорока-ворона». Приговаривая «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила», указательным пальцем помассируйте середину ладошки, слегка надавливая на ладонный бугор внизу. Это приведет к тому, что мышцы расслабятся и кулачок раскроется. Произнося следующие слова: «Этому дала, этому дала», поочередно слегка надавите на каждый пальчик в обла­сти ногтевой фаланги и покрутите его. Затем пальчики должны «поздоро­ваться» с большим пальцем. Соеди­ните каждый пальчик ребенка с его большим пальцем, перегибая их через свой большой, вложенный в ладонь малыша, который как раз и играет роль округлой поверхности.

«Ладушки-ладушки». В эту игру можно начинать играть после четырех месяцев. Постукивайте кулачком по кулачку, слегка потирая их друг о дру­га. Кулачок также выполняет роль округлой поверхности, на которой дру­гой кулачок раскрывается. Ребенок очень скоро поймет смысл этой игры и будет сознательно хлопать в ладошки по вашей просьбе.

Игра «Коза рогатая» особенно любима детьми. Она оказывает рас­слабляющее воздействие на грудные мышцы и помогает снять скованность и зажатость ребенка во время гимна­стики.

Когда ребенок научится хорошо поднимать ручки к голове, можно выполнять гребковые движения руками сначала поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе. Из исходного положения лежа на спине поднимайте руки через стороны к голове и опускайте их вниз перед грудью. Потом, наоборот, поднимайте руки вверх перед грудью, а опускайте вниз через стороны. Из исходного положения лежа на животе вытяги­вайте руки малыша вперед и через стороны отводите их назад, как при плавании брассом.

Повороты на бок и на живот из положения лежа на спине выполня­ются сначала с помощью потягивания за ручку и за ножку, затем только за ножку и, наконец, только по команде, когда ребенку показывают игрушку или бутылочку с едой или питьем. Обя­зательно говорите при этом ребенку: «Поворачивайся на живот!». Повороты делают  в  обе стороны,  даже  если родители и заметили у своего ребенка затруднение при выполнении поворота в какую-то одну сторону.

Очень важный навык, которым дол­жен овладеть ребенок, — ползание на четвереньках. Подготовить его к освоению этого навыка можно с помощью упражнений и массажа.

Массаж спины. При повышенном тонусе мышц спины выполняют только поглаживание. Ладони пальцами вверх движутся вдоль позвоночника между лопатками к шее. Помассируйте боль­шими пальцами седьмой шейный позвонок, затем, передвигая руки к плечевым суставам, помассируйте мышцы надплечий, охватывая их остальными пальцами. Обычно доста­точно нескольких таких поглажива­ющих движений, чтобы расслабились мышцы шеи и спины и головка ребенка опустилась на стол, а спина выпрями­лась, выровнялась, стала симметрич­ной и тоже расслабилась, обмякла.

Следите, чтобы ребенок правильно лежал на столе на животе: ручки должны быть согнуты в локтях и лежать перед грудью, опираясь на ладошки.

«Ручная опора». Без выработки этого умения ребенок не сможет нау­читься ползать. Выполнять упражне­ние можно с трехмесячного возраста.

Взяв малыша за обе ножки и под грудь, поднимите его в горизонтальном положении и затем быстро поднести лицом к поверхности стола. Ребенок, в силу врожденной защитной реакции, должен выставить ручки вперед и упереться ими в стол. При изменении мышечного тонуса ручная опора выполняется плохо, вяло, ребенок опи­рается на сжатые кулачки или вообще не опирается, а «падает» на стол лицом.

При любых затруднениях необхо­димо несколько раз поднести ребенка к поверхности стола, исправляя положение его рук и вынося их вперед до упора о стол. Если кулачки не откры­ваются, то достаточно провезти ребенка ручками по столу назад, чтобы они раскрылись. Не забудьте похвалить малыша, когда упражнение получится.

Следующим составным компонен­том сложного движения ползания является упражнение «Попрыгушки на коленках».

Если у ребенка все благополучно с тонусом мышц, то это упражнение не вызывает затруднений.

Если же мышечный тонус повышен, то ребенку не удается занять исходное положение на коленях — ножки стре­мятся выпрямиться, вы чувствуете сопротивление.

Если мышечный тонус снижен, связки и суставные сумки растянуты, то ребенок тоже будет испытывать затруднение при стоянии на коленях— ножки будут разъезжаться в стороны.

Для выполнения упражнения левой рукой поддерживайте ребенка за туло­вище, чтобы он мог сохранить верти­кальное положение, а правой — под ягодицы. Поставьте ребенка на колени и побуждайте его прыгать в таком положении. Если ребенок стремится выпрямить ноги, провезите его колен­ками и голенями по столу вперед, снова поставьте на колени и снова зай­митесь прыжками. Постепенно трени­руя ребенка в этом умении, добейтесь того, чтобы он совершенно свободно подпрыгивал на коленях, долго удер­живался в этой позе и даже садился между голенями. В дальнейшем упраж­нение усложняется: сидя между голе­нями, ребенок с вашей помощью наклоняет туловище назад, пока не ляжет на спинку.

«Покачивание на четвереньках». Ваш ребенок уже хорошо упирается ладошками в стол и стоит на коленях. Поставьте теперь его на четвереньки, придерживая ручки и ножки и покачи­вая его вперед-назад. Дети, которых начинают ставить на четвереньки после четырех месяцев, уже к пяти месяцам самостоятельно и с удоволь­ствием качаются в этой позе, а вскоре начинают ползать.

Если ребенка не обучать поэтапно ползанию, а просто выкладывать на живот на полу или столе, жажда исследовать и познавать окружающий мир заставляет малыша двигаться в прилегающем пространстве: сначала он вращается на животе по кругу, изредка скатываясь на спинку и пово­рачиваясь затем на бочок (хотя нетре­нированному ребенку с нарушениями мышечного тонуса очень долго не удается самостоятельно перевер­нуться со спины на живот). Следующим достижением ребенка будет движение на животе назад, и только потом малыш будет пытаться продвигаться вперед по-пластунски или прыгая по-лягушачьи.

Целенаправленное обучение пол­занию на четвереньках приводит к тому, что уже пяти-шестимесячные дети быстро двигаются в этом положе­нии во всех нужных им направлениях, то есть значительно ускоряется освое­ние пространства и познавание мира. Во время ползания на четвереньках рефлекторно снижается мышечный тонус разгибателей ног и укрепляются мышцы спины.

Ползающий ребенок, устав, подги­бает ножку под себя и сначала полуси­дит, отдыхая, а затем и полностью садится, то есть процесс обучения навыку сидения у него полноценный и самостоятельный. Сесть из положения на четвереньках гораздо легче, чем из положения лежа на спине или животе.

Совсем не обязательно, чтобы пяти-шестимесячный ребенок сидел самостоятельно. Ребенок сядет тогда, когда у него появится для этого воз­можность — достаточно окрепнут мышцы спины и брюшного пресса, чтобы удержать позвоночник в верти­кальном положении.

Но это вовсе не значит, что не надо учить ребенка сидеть. Припосаживания за обе ручки или за одну с опорой другой о стол, сидение ребенка на коленях у взрослого — все это будет подготавливать мышцы ребенка к последующему самостоятельному сидению. Не следует форсировать раз­витие этого навыка и высаживать малыша в подушки. При принудитель­ном сидении мышцы быстро устают, ребенок ограничен в движении и таким образом уменьшается его познава­тельная деятельность, кроме того, уве­личивается опасность искривления позвоночника и других костных дефор­маций. Итак, «сначала ползать, а затем сидеть» — таков наш принцип!

С самого раннего возраста можно выполнять упражнение «Лягушачья поза». Это упражнение предваряет обучение ползанию. Оно хорошо тре­нирует тазобедренные и коленные суставы.

Ребенок лежит на животе. Одной рукой прижимаем таз ребенка к столу. Говорим малышу: «Гребем ножкой!». Сгибаем одну ножку и приводим ко­лено к животу, потом другую. Двига­ем ножками поочередно, как при пла­вании брассом. Затем подводим к животу обе ноги и удерживаем ребенка в таком положении несколько секунд, постепенно увеличивая время.

«Тачка». Как только ребенок нау­чится ручной опоре, постепенно совер­шенствуйте это умение. Показав ребенку игрушку, скажите ему: «До­стань игрушку!», побуждая его дви­гаться на руках к игрушке. Постепенно усиливаем нагрузку на мышцы тулови­ща, смещая руку, которой поддержи­ваем ребенка под грудью, к тазу. В конце концов ребенок будет идти на руках при поддержке только за ноги. Из «Тачки» очень удобно выйти в вис вниз головой и сделать переворот через голову на спину.

Упражнения на мяче полезно вклю­чать в гимнастику ребенка с трех-четырех месяцев. Для этих упражнений нужен большой надувной мяч. Ребенка укладывают на мяч животом, прижи­мая его к мячу в области лопаток и яго­диц, и покачивают вперед-назад, вправо-влево, по кругу, по часовой и против часовой стрелки, потряхивают на мяче, давя на ребенка сверху-вниз. Эти движения расслабляют мышцы, ребенок, как лапшичка, обвисает по мячу. Затем постучите кулачками ребенка по мячу — они раскроются. Покачивая назад, плотно прижмите к мячу ножки, а стопы подведите под мяч и поставьте ребенка на ноги, после этого качните ребенка вперед — он снова ляжет на мяч.

Это упражнение, кроме расслабле­ния и снижения мышечного тонуса, способствует развитию ручной умело­сти и формированию правильной опоры на стопы.

После четырех месяцев можно укладывать ребенка на мяч спиной и, покачивая и потряхивая его на мяче, обучать умению садиться (при движении мяча вперед).

Наталья Полонская