продолжение. начало…
Когда у ребенка уменьшается гипертонус и он позволяет развести ручки в стороны, можно включать в гимнастику такое упражнение: пружинистые легкие надавливания скрещенными ручками на грудную клетку. При выполнении этого упражнения ребенок задерживает дыхание на выдохе, тренируя тем самым дыхательную систему.
Сначала пружинистые надавливания на грудь делайте на два счета, постепенно увеличивая количество надавливаний до А—6—8—10—12.
Выполнять упражнение надо так: развести руки ребенка в стороны, затем руки скрестить на груди и попружинить грудную клетку, считая «1— 2—3—4», после чего руки снова развести. Повторить 5—6 раз.
Задержки дыхания на выдохе благотворно влияют на центральную нервную систему, уменьшая ее возбудимость, а также снимают спазмы гладкой мускулатуры (мышц сосудов и внутренних органов), положительно влияют на деятельность эндокринных желез и ферментные системы, укрепляют иммунитет.
Следующее упражнение — подъем сначала поочередный, а затем одновременный ручек к голове. Если ребенок оказывает сопротивление, слегка встряхните ручкой или, потряхивая, похлопайте ею по поверхности стола, постепенно продвигая ручку вверх к голове. Затем кистью ребенка погладьте по его головке. Вы увидите, что кулачок раскроется. Дело в том, что при соприкосновении с округлыми поверхностями происходит расслабление мышц и уменьшение мышечного тонуса.
Это свойство вы можете использовать всякий раз, когда наблюдаете повышение тонуса мышц у своего ребенка: поглаживайте его ручкой по его головке, вкладывайте в кулачок округлые игрушки, выполняйте расслабляющие упражнения на надувном мяче, укладывайте ребенка на полунадутые игрушки и т. д. Даже ношение ребенка на округлом теплом теле мамы является полезным для расслабления мышц.
Порой из-за измененного мышечного тонуса ребенок не может нормально лежать на спине (например, запрокидывается голова) или животе (ребенок сваливается с живота на бок).
В этом случае можно применить специальную расслабляющую укладку. Полунадутую резиновую игрушку (круг, бревно, подушку) подложите под головку, шейку и плечики малыша, если он лежит на спине, или под грудь, так чтобы обе ручки лежали сверху на округлой поверхности игрушки, если он лежит на животе.
Тренировка движений пальцами и их массаж положительно влияют на работу внутренних органов и умственное развитие ребенка. Научить малыша расслаблять ладошку, разжимая кулачок, и выполнять мелкие движения пальцами, хорошо помогают специальные развивающие игры. Например, такие.
«Сорока-ворона». Приговаривая «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила», указательным пальцем помассируйте середину ладошки, слегка надавливая на ладонный бугор внизу. Это приведет к тому, что мышцы расслабятся и кулачок раскроется. Произнося следующие слова: «Этому дала, этому дала», поочередно слегка надавите на каждый пальчик в области ногтевой фаланги и покрутите его. Затем пальчики должны «поздороваться» с большим пальцем. Соедините каждый пальчик ребенка с его большим пальцем, перегибая их через свой большой, вложенный в ладонь малыша, который как раз и играет роль округлой поверхности.
«Ладушки-ладушки». В эту игру можно начинать играть после четырех месяцев. Постукивайте кулачком по кулачку, слегка потирая их друг о друга. Кулачок также выполняет роль округлой поверхности, на которой другой кулачок раскрывается. Ребенок очень скоро поймет смысл этой игры и будет сознательно хлопать в ладошки по вашей просьбе.
Игра «Коза рогатая» особенно любима детьми. Она оказывает расслабляющее воздействие на грудные мышцы и помогает снять скованность и зажатость ребенка во время гимнастики.
Когда ребенок научится хорошо поднимать ручки к голове, можно выполнять гребковые движения руками сначала поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе. Из исходного положения лежа на спине поднимайте руки через стороны к голове и опускайте их вниз перед грудью. Потом, наоборот, поднимайте руки вверх перед грудью, а опускайте вниз через стороны. Из исходного положения лежа на животе вытягивайте руки малыша вперед и через стороны отводите их назад, как при плавании брассом.
Повороты на бок и на живот из положения лежа на спине выполняются сначала с помощью потягивания за ручку и за ножку, затем только за ножку и, наконец, только по команде, когда ребенку показывают игрушку или бутылочку с едой или питьем. Обязательно говорите при этом ребенку: «Поворачивайся на живот!». Повороты делают в обе стороны, даже если родители и заметили у своего ребенка затруднение при выполнении поворота в какую-то одну сторону.
Очень важный навык, которым должен овладеть ребенок, — ползание на четвереньках. Подготовить его к освоению этого навыка можно с помощью упражнений и массажа.
Массаж спины. При повышенном тонусе мышц спины выполняют только поглаживание. Ладони пальцами вверх движутся вдоль позвоночника между лопатками к шее. Помассируйте большими пальцами седьмой шейный позвонок, затем, передвигая руки к плечевым суставам, помассируйте мышцы надплечий, охватывая их остальными пальцами. Обычно достаточно нескольких таких поглаживающих движений, чтобы расслабились мышцы шеи и спины и головка ребенка опустилась на стол, а спина выпрямилась, выровнялась, стала симметричной и тоже расслабилась, обмякла.
Следите, чтобы ребенок правильно лежал на столе на животе: ручки должны быть согнуты в локтях и лежать перед грудью, опираясь на ладошки.
«Ручная опора». Без выработки этого умения ребенок не сможет научиться ползать. Выполнять упражнение можно с трехмесячного возраста.
Взяв малыша за обе ножки и под грудь, поднимите его в горизонтальном положении и затем быстро поднести лицом к поверхности стола. Ребенок, в силу врожденной защитной реакции, должен выставить ручки вперед и упереться ими в стол. При изменении мышечного тонуса ручная опора выполняется плохо, вяло, ребенок опирается на сжатые кулачки или вообще не опирается, а «падает» на стол лицом.
При любых затруднениях необходимо несколько раз поднести ребенка к поверхности стола, исправляя положение его рук и вынося их вперед до упора о стол. Если кулачки не открываются, то достаточно провезти ребенка ручками по столу назад, чтобы они раскрылись. Не забудьте похвалить малыша, когда упражнение получится.
Следующим составным компонентом сложного движения ползания является упражнение «Попрыгушки на коленках».
Если у ребенка все благополучно с тонусом мышц, то это упражнение не вызывает затруднений.
Если же мышечный тонус повышен, то ребенку не удается занять исходное положение на коленях — ножки стремятся выпрямиться, вы чувствуете сопротивление.
Если мышечный тонус снижен, связки и суставные сумки растянуты, то ребенок тоже будет испытывать затруднение при стоянии на коленях— ножки будут разъезжаться в стороны.
Для выполнения упражнения левой рукой поддерживайте ребенка за туловище, чтобы он мог сохранить вертикальное положение, а правой — под ягодицы. Поставьте ребенка на колени и побуждайте его прыгать в таком положении. Если ребенок стремится выпрямить ноги, провезите его коленками и голенями по столу вперед, снова поставьте на колени и снова займитесь прыжками. Постепенно тренируя ребенка в этом умении, добейтесь того, чтобы он совершенно свободно подпрыгивал на коленях, долго удерживался в этой позе и даже садился между голенями. В дальнейшем упражнение усложняется: сидя между голенями, ребенок с вашей помощью наклоняет туловище назад, пока не ляжет на спинку.
«Покачивание на четвереньках». Ваш ребенок уже хорошо упирается ладошками в стол и стоит на коленях. Поставьте теперь его на четвереньки, придерживая ручки и ножки и покачивая его вперед-назад. Дети, которых начинают ставить на четвереньки после четырех месяцев, уже к пяти месяцам самостоятельно и с удовольствием качаются в этой позе, а вскоре начинают ползать.
Если ребенка не обучать поэтапно ползанию, а просто выкладывать на живот на полу или столе, жажда исследовать и познавать окружающий мир заставляет малыша двигаться в прилегающем пространстве: сначала он вращается на животе по кругу, изредка скатываясь на спинку и поворачиваясь затем на бочок (хотя нетренированному ребенку с нарушениями мышечного тонуса очень долго не удается самостоятельно перевернуться со спины на живот). Следующим достижением ребенка будет движение на животе назад, и только потом малыш будет пытаться продвигаться вперед по-пластунски или прыгая по-лягушачьи.
Целенаправленное обучение ползанию на четвереньках приводит к тому, что уже пяти-шестимесячные дети быстро двигаются в этом положении во всех нужных им направлениях, то есть значительно ускоряется освоение пространства и познавание мира. Во время ползания на четвереньках рефлекторно снижается мышечный тонус разгибателей ног и укрепляются мышцы спины.
Ползающий ребенок, устав, подгибает ножку под себя и сначала полусидит, отдыхая, а затем и полностью садится, то есть процесс обучения навыку сидения у него полноценный и самостоятельный. Сесть из положения на четвереньках гораздо легче, чем из положения лежа на спине или животе.
Совсем не обязательно, чтобы пяти-шестимесячный ребенок сидел самостоятельно. Ребенок сядет тогда, когда у него появится для этого возможность — достаточно окрепнут мышцы спины и брюшного пресса, чтобы удержать позвоночник в вертикальном положении.
Но это вовсе не значит, что не надо учить ребенка сидеть. Припосаживания за обе ручки или за одну с опорой другой о стол, сидение ребенка на коленях у взрослого — все это будет подготавливать мышцы ребенка к последующему самостоятельному сидению. Не следует форсировать развитие этого навыка и высаживать малыша в подушки. При принудительном сидении мышцы быстро устают, ребенок ограничен в движении и таким образом уменьшается его познавательная деятельность, кроме того, увеличивается опасность искривления позвоночника и других костных деформаций. Итак, «сначала ползать, а затем сидеть» — таков наш принцип!
С самого раннего возраста можно выполнять упражнение «Лягушачья поза». Это упражнение предваряет обучение ползанию. Оно хорошо тренирует тазобедренные и коленные суставы.
Ребенок лежит на животе. Одной рукой прижимаем таз ребенка к столу. Говорим малышу: «Гребем ножкой!». Сгибаем одну ножку и приводим колено к животу, потом другую. Двигаем ножками поочередно, как при плавании брассом. Затем подводим к животу обе ноги и удерживаем ребенка в таком положении несколько секунд, постепенно увеличивая время.
«Тачка». Как только ребенок научится ручной опоре, постепенно совершенствуйте это умение. Показав ребенку игрушку, скажите ему: «Достань игрушку!», побуждая его двигаться на руках к игрушке. Постепенно усиливаем нагрузку на мышцы туловища, смещая руку, которой поддерживаем ребенка под грудью, к тазу. В конце концов ребенок будет идти на руках при поддержке только за ноги. Из «Тачки» очень удобно выйти в вис вниз головой и сделать переворот через голову на спину.
Упражнения на мяче полезно включать в гимнастику ребенка с трех-четырех месяцев. Для этих упражнений нужен большой надувной мяч. Ребенка укладывают на мяч животом, прижимая его к мячу в области лопаток и ягодиц, и покачивают вперед-назад, вправо-влево, по кругу, по часовой и против часовой стрелки, потряхивают на мяче, давя на ребенка сверху-вниз. Эти движения расслабляют мышцы, ребенок, как лапшичка, обвисает по мячу. Затем постучите кулачками ребенка по мячу — они раскроются. Покачивая назад, плотно прижмите к мячу ножки, а стопы подведите под мяч и поставьте ребенка на ноги, после этого качните ребенка вперед — он снова ляжет на мяч.
Это упражнение, кроме расслабления и снижения мышечного тонуса, способствует развитию ручной умелости и формированию правильной опоры на стопы.
После четырех месяцев можно укладывать ребенка на мяч спиной и, покачивая и потряхивая его на мяче, обучать умению садиться (при движении мяча вперед).
Наталья Полонская