Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 30.06.2011, 2802 просмотра

Помогите ребенку стать здоровым и сильным

В беседах со знакомыми часто заходит разговор о на­ших детях, об их здоровье. Порой слышишь жалобы, что они плохо физически развиты, апатичны, мало чем интересуются. И, как правило, во многом винят школу. Но почти ни разу я не слышал, чтобы кто-то обви­нил себя в том, что его ребенок недостаточно силен, проворен, ловок, подвижен и порой не может справиться с элементарными школьны­ми нормативами.

Когда я заинтересовался, что же старшим мешает заниматься с детьми, то слышал в основном стерео­типный ответ: нет времени, устаю после работы, много сил отнимают домашние дела, не знаю, как и чему научить ребенка… Вот и по­лучается, что свои родитель­ские заботы и обязанности перекладываем на плечи школы. Но, к сожалению, двух уроков физкультуры в неделю явно мало, чтобы воспитать ребенка физиче­ски крепким и сильным. А заболеваемость? В крити­ческие месяцы осенне-зимне­го периода иногда до полови­ны учеников болеют! Справ­ка, освобождаемая от уроков физкультуры, еще на две недели сокращает эти заня­тия. Получается замкнутый круг. И лишь разомкнув его, мы сможем помочь нашим детям стать здоровыми.

Древние говорили: начни с себя. Именно в этом кроется суть. Дети во многом копируют родителей, явля­ясь зачастую отображением и наших досто­инств и, как ни-печально, недо­статков сын или дочь постоянно видят, что отец, приходя с работы, утыкается в те­левизор или газету, то и сами перенимают подобный «стиль» жизни. Только ини­циативой и личным приме­ром можно увлечь ребенка, привить ему любовь к физи­ческой культуре. Необходи­мо, чтобы дети видели в нас не только строгих пап и мам, но прежде всего друзей, имеющих общие интересы, знающих множество инте­реснейших вещей. А совме­стное времяпрепровождение помогает и налаживанию контактов между родителя­ми и детьми. Научиться понимать своих детей, жить их заботами, радостями, огорчениями, удачами и неу­дачами — это ли не достой­ная цель, на которую не жаль потратить жизнь!

Я не претендую на автор­ство какой-то определенной системы воспитания, но в качестве примеров построе­ния занятий с детьми 6— 10 лет хочу предложить кое-что из своего родительского опыта.

Сначала — о физическом воспитании. Возьмите за правило каждое утро делать зарядку с детьми. Наиболее приемлемые упражнения можно выбрать даже из еженедельника «Говорит и показывает Москва» или использовать другие источ­ники. После зарядки — об­тирание, лучше — контраст­ный душ. Но, конечно, одной зарядки мало. В течение недели обязательно должны быть дни для «внеклассных» занятий с детьми. Лучше, если они не будут совпадать со школьным уроком физ­культуры. И пусть они будут регулярными, иначе не до­стичь положительного эф­фекта.

Инвентарь, который по­требуется для этих занятий, прост: гимнастическая пал­ка, прыгалки, мячи — боль­шой и маленький, поролоно­вый коврик. В рабочие дни рассчитайте время так, что­бы занятия длились около часа, а в выходные — до полутора часов, но не больше, иначе ребенок пере­утомится и его интерес к занятиям пропадет.

Лучше, если занятия бу­дут интересной игрой, в кото­рой и вы сами не наблюда­тель, а активный участник. Дополнительный эмоциона­льный заряд может дать музыка. Для занятий хоро­шо иметь специальную, не стесняющую — веселую! — Одежду. Обувь? Лучше боси­ком.

Со своими детьми я начи­наю занятия с прыжков на месте (5—10 минут) — на каждой ноге, на двух ногах. Если вы освоили прыгалки, то прыгайте на счет — кто больше. Не забывайте ино­гда поддаться, чтобы ребе­нок почувствовал себя силь­ным, умелым. У него поя­вится стимул, стремление к победе, желание совершен­ствоваться.

После прыжков можно нагрузить руки и пле­чевой пояс, перетягивая палку или отнимая друг У друга мяч. А чтобы не давить на ребенка своим ростом, сравняйтесь с ним, встав на колени. Делайте вид, что вам трудно с ним бороться. После этого можно не­сколько раз отжаться от пола. Или возьмите ребенка за ноги и пусть он «походит» по комнате на руках.

Еще задание: на корточ­ках или в полуприседе обойдите вокруг поставлен­ных посреди комнаты табу­ретов или других предметов, а если позволяет площадь — можно поиграть в «кошки-мышки». Это хорошее упражнение для ног, для развития координации дви­жений.

Обязательно давайте ре­бенку азы акробатики. Зача­стую в школе не хватает времени научить детей ку­выркаться. И вот уже слезы и нежелание идти на урок. Научите кувыркаться вперед и назад — это не сложно. Ребенок садится на корточ­ки, упор на руки, голову — вниз, подбородок упирается в грудь. Взрослый сбоку осторожно подталкивает его вперед и подстраховывает. То же — назад.

Своих ребят я обучил стойке на трех точках — голове и руках (по 5—10 се­кунд). Им это очень нра­вится. Ребенок садится на коврике на корточки лицом к стене, упор на голову и согнутые в локтях руки. Задача взрослого подстрахо­вать, чтобы он не упал, не валился ни вправо, ни влево. Когда он научится держать равновесие, можно делать стойку без подстраховки у стены. Сначала — баланс с согнутыми в коленях, а затем уже с выпрямленны­ми вверх ногами (спина чуть прогнута).

Не так часто, как хотелось бы, но все же можно увидеть бегающие семьи. Это хоро­шо. Но ребенку бег быстро надоедает. Вернее, надоедает не сам бег — он готов бегать весь день, а его однообразие. Поэтому родителям надо сделать занятия интересны­ми. Бегая с детьми, меняйте темп, ориентируясь на воз­можности ребенка, переходя, например, на быструю ходь­бу, чтобы отдохнуть и вос­становить силы. Используй­те несложные упражнения: перескоки, бег по спирали и приставной, спиной вперед и скоростные короткие про­бежки. И здесь не забывайте иногда позволить ребенку обогнать себя, так как даже маленькая победа всегда окрыляет, заставляет зани­маться с еще большим рвением и энтузиазмом.

Вернувшись с работы и не­ много передохнув, не лени­ тесь включиться в круг интересов ребенка. Можно самим придумать игры, развивающие у ребят сообра­ зительность, внимание, логи­ ку. Например, возьмите репродукции картин изве­ стных художников из старых иллюстрированных журналов, наклеите их на плотную бумагу или картон, затем разрежьте на части (не мельчите). Правила просты: разложите на столе несколь­ко разрезанных на карточки картин и тщательно переме­шайте. А потом предложите ребенку собрать их. Если в процессе подбора у него возникнут затруднения — помогите. Вот он сложил одну из картин. Расскажите ему о ней, о художнике, написавшем ее. Эта игра не только разовьет сообрази­тельность и внимание, но и расширит кругозор, будет первым шагом в мир пре­красного.

Можно дать такое зада­ние: на листе бумаги нари­суйте любую линию или часть фигуры и предложите дорисовать ее, чтобы полу­чился законченный рисунок. Вы убедитесь, насколько богата и разнообразна фан­тазия маленького человека. Игра в слова увеличит словарный запас. Можно отправиться по большой карте мира, расстеленной на полу, в кругосветное путеше­ствие. Корабли для «плава­ния» вырежьте, например, из ластика.

Словом, не уставайте вы­думывать. Уверен, что вы найдете много других, мо­жет быть, даже более инте­ресных форм, которые в со­вокупности с физическим, нравственным, эстетическим воспитанием гармонично ра­зовьют вашего ребенка.

Александр БАЛАХНИН, детский врач