То, что рациональное общение способствует развитию их мышления и интеллекта — тезис, вряд ли у кого вызывающий сомнения. Психологами и педагогами уже доказано, что использование компьютеров, со знанием дела внедренных в практику детских садов, в обучении детей, например, чтению и несложным арифметическим действиям позволило добиться гораздо более существенных результатов по сравнению со сверстниками, не обучавшимися на ЭВМ. Однако незрелость и подвижность психики малышей-дошкольников заставляет специалистов-психологов с особой осторожностью подходить к разработке компьютерных методик обучения.
С помощью специального комплекса психологических и ряда медицинских (электроэнцефалография, электрокардиография) методик врачи установили, что игры с компьютером требуют от детей значительных умственных затрат. Обусловлено это следующим. Если обычно в процессе игры ребенком используются вполне реальные понятия: игрушка, воспитатель, дети, а недостающие слова или действия он может компенсировать мимикой или заменить другими высказываниями, то при игре с помощью компьютера он, опираясь на свой внутренний «образ мышления'', должен создавать в уме свой “'видеоряд». С педагогической точки зрения это, без сомнения, полезно, но именно здесь может возникнуть психологический конфликт.
Поэтому, приступая к обучению малыша с помощью компьютера, максимально подробно и доходчиво объясните ему правила «игры». Именно, игры — ребенок обязательно должен воспринимать компьютер как игрушку. Особенно осторожным необходимо быть при выборе используемой программы.
Если, например, компьютерный герой, которым управляет ваш малыш, не может расправиться с роботом, то после нескольких попыток интерес у него к игре может пропасть. Но это, как говорится, полбеды. Вы, конечно, знаете, что уровень развития малышей чрезвычайно разный, и если он начинает капризничать, всячески избегать занятий, значит уровень предлагаемых заданий для него слишком велик.
И, конечно же, следует помнить, о необходимое соблюдения ряда обязательных гигиенических требований. Дисплей компьютера я его клавиатура, мебель, на которой он установлен, должны быть максимально удобными для ребенка. Для малышей более удобны игровые компьютерные приставки, имеющие на клавиатуре небольшое количество функциональных клавиш. Компьютер и окружающая его обстановка не должны создавать помех ребенку, преодолевая которые он будет отвлекаться и затрачивать дополнительные усилия. Для детей дошкольного возраста непрерывная продолжительность пребывания у компьютера не должна превышать 10-15 минут. Проследите, чтобы расстояние от глаз ребенка до поверхности монитора было не менее одного метра.
Если используется персональный компьютер, то дисплей должен быть безопасным для глаз. Лучше ЖК.
Внимание. Если после работы на компьютере ребенок стал отмечать появление головных болей, болей в глазных яблоках, вы заметили у малыша нарушение процесса засыпания и сна, слезотечение и покраснение коньюнктивы глаза, повышенную возбудимость и плаксивость, то видимо процесс вовлечения вашего чада в компьютерный мир пошел не тем путем. Обратитесь к психологу и педиатру и обязательно скорректируйте программу обучения.
Теперь, несколько слов о более взрослых детях. Повальное увлечение игровыми телевизионными приставками привело к тому, что дети, оставшись без присмотра родителей, часами просиживают у экранов телевизоров. Соревновательный пыл, когда друг в игре прошел на один уровень дальше или сразил большее количество неприятеля, доводит до значительного перенапряжения детской психики. Это может сказаться и на самочувствии подростка и на его успеваемости. Во избежание нежелательных последствий, примите ряд профилактических мер, чтобы компьютерные сражения длились не более 40-50 минут и желательно, когда дома для контроля есть
Но вот ваш ребенок совсем подрос и от персонального компьютера его не оттащишь, тем более если в душе он себя почувствовал хаккером. Напомните ему о психологической пользе «мышечных» пауз. А чтобы уберечь глаза, очень полезно время от времени делать короткий перерыв и переводить взгляд на удаленный предмет (например, в окно), меняя тем самым фокусировку глаз. Затем необходимо несколько раз потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, на минуту приложить к закрытым глазам, дабы полностью загородить их от света.
Если в глазах появилось напряжение, то им необходим небольшой отдых. Для «оживления» зрения можно глаза промыть глазными каплями, чайной заваркой или кипяченой водой, а затем на несколько минут заслонить их ладонями.
Интересны и эффективны способы промывания глаз, которые используют йоги. Первый состоит в том, что, наполнив пригоршни холодной водой, нужно плеснуть ее в широко открытые глаза. И так несколько раз. Второй немного более трудоемкий. В таз наливается холодная вода, лицо опускается в нее с открытыми глазами. Возможные неприятные ощущения исчезнут после нескольких попыток. Держать лицо Погруженным, пока длится задержка дыхания.
Эти простые методики превосходно тонизируют глаза, снимают усталость, улучшают кровоснабжение.
Аналогичным благотворным действием на глаза обладает и массаж, проводимый по следующей методике, рекомендованной йогами. Необходимо установить локти на стол и соединить ребра ладоней со стороны мизинцев; лбом опереться на верхнюю часть ладоней и расслабить мышцы шеи; нижней частью ладоней (возвышенности больших пальцев) легко массировать глаза в течение 1-2 минут, чередуя поглаживание, вращение, надавливание и вибрацию. Признаком того, что массаж выполняется правильно, будет возникновение в глазах ощущения тепла. После чего следует расслабить глаза и прикоснуться к векам кончиками указательных пальцев и, ощутив в пальцах тепло, на глубоком выдохе почувствовать, как тепло из пальцев передается в глаза. Эта методика йогов может показаться весьма сложной для исполнения. Но попробовать стоит, ибо результаты хороши.
Рано или поздно, но знакомство наших детей с компьютером неизбежно. Но прежде чем активно им заняться в домашних условиях, усвойте заповедь специалистов, занимающихся психологическими проблемами безопасности и комфорта детского компьютерного обучения: «Помоги, но не навреди!»
Юрия Галок