Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 02.08.2011, 5558 просмотров

Комплекс упражнений ЛФК для детей с родовой травмой

Комплекс упражнений ЛФК для детей с родовой травмой. По мере освоения одних упражнений можно будет переходить к другим, бо­лее сложным. Делать не ранее чем че­рез час после еды, лучше всего на сто­ле, покрытом одеялом, клеенкой и пе­ленкой. В комнате должно быть доста­точно тепло, чтобы голенький ребенок не простудился.

1. Упражнения начинать с «позы эмбриона». Ребенок лежит на спине. Правой рукой захватить ручки и скре­щенные ножки, левой наклонить голов­ку к груди и покачать ребенка на выг­нутой спине в продольном и попереч­ном направлениях. Обычно ребенку это не нравится, поэтому делать не­жно, энергично отвлекая внимание и недолго (15-20 сек).

2. Массаж живота. Легкими круго­выми движениями ладони по часовой стрелке, потом двумя ладонями с бо­ков от спины к животу.

3. «Искусственное дыхание». С прибаутками разводить ручки в сторо­ны и прожимать к груди, потом одну руку вверх, другую вниз, менять мес­тами. (Если малышка при выполнении упражнений с пением, шутками и при­баутками будет улыбаться, вы все де­лаете правильно).

4. Расслаблять ручки легким по­тряхиванием за кисти или массируя мизинец или большой палец руки. Постепенно надо добиться, чтобы руки сразу расслаблялись при легком по­тряхивании.

5. Легкий массаж кистей (быст­ро сжимать, слегка поворачивать и тянуть кончик каждого пальчика, как будто снимая наперсток). Мас­саж середины ладони. Немного помас­сировать всю ладонь. Побить ладонь жесткой щеткой. Дать ухватиться за пальцы и осто­рожно приподнять до сидячего поло­жения (следить, как держит шейку).

6. «Столбик»- на спине — полно­стью распрямить ножки, прижав их к столу. Если сразу не получится, у ре­бенка гипертонус ног, ножки надо рас­слаблять, осторожно встряхивая за стопы. Помогает также вибрация на­ружной стороны бедер.

7. «Бокс». Взяв ручки ребенка за ки­сти, наносить руками по очереди энер­гичные удары (осторожно!) вверх, «бум, бум, в папу, в маму, в бабу, в деду…»

8. Расслабить ножки потряхива­нием, упражнение «велосипед».

9. Поднимать ноги, сгибая в тазобедренном суставе и пощипывая за попочку (чтобы напрягалась).

10. Прижать колени к животу, по­ворачивать их, держа за таз, впра­во и влево до стола без поворота туловища. Если при этом поворачи­ваются плечи, это атавистический рефлекс, который должен пройти в ре­зультате упражнений.

11. Массировать ступни: расти­рание и разминание пальцами, вращение каждого пальчика (2-3 оборота) по и против часовой стрелки, «снятие наперстка» (как ручки), похлопывание жесткой щеткой, тренировка рефлексов (при нажатии на середину пятки пальчики распрямляются, при на­жатии посередине у оснований пальчиков они сжимаются). Если проводись пальцем по внешнему краю стопы, тоже должен срабатывать сжимательный рефлекс.

12. Вращение расслабленных (потряхиванием) ступней вправо и влево (осторожно!). Одной рукой держать за голень, другой крутить.

13. Одну, потом другую ножку согнуть в колене с одновременным выпрямлением в голеностопе (как у балерины), потом выпрямить в колене и максимально согнуть (но­сочек кверху) в голеностопе. По не­сколько раз.

14. Учить перевороту со спины на живот. Правая ножка, слегка согну­тая в колене, ступней упирается в стол. Левую ножку сгибают в колене и вме­сте с левой ручкой заносят вправо (надо исхитриться), пока ребенок не перевернется. То же самое — в другую сторону. По несколько раз.

15. Подготовка к ходьбе. Лежа на спине, топать ножками по стенке, по жи­воту папы или мамы, по колючему оде­ялу на столе взад-вперед. Стоя (точнее, вися) топать ногами, приседать и вып­рямляться с подпрыгиванием. Трени­ровка шагового рефлекса (когда сто­ящего ребенка наклоняют вперед, он должен непроизвольно делать шаг).

Закончить упражнения — тоже позой эмбриона, как в начале (если плачет, 3 секунды — и все, веселить, развле­кать).

На первое время вам хватит с из­бытком (не надо делать все сразу, осо­бенно если ребенок устал или ему что-то сильно не нравится). То, что уже лег­ко получается, можно прекратить. За­нятия должны приносить малышу ра­дость, иначе пойдут во вред.

Семенова Ольга, врач