Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 01.06.2011, 2557 просмотров

Игры для восстановления здоровья ребенка 2

Неправильный прикус формиру­ется в период активного роста челю­стных костей, то есть в детском воз­расте. Часто этот дефект — следст­вие вредных привычек: сосания ре­бенком своего языка, губ, пальцев, неоправданно длительного пользова­ния соской (до 2-3 лет), дыхания че­рез рот. Неправильный прикус может быть и наследственным.

Сформировать правильный при­кус помогают целенаправленные движения нижней челюсти, трениров­ка круговой мышцы рта, мимических и жевательных мышц, навык прави­льного смыкания губ, носовое дыха­ние. Дети обычно тяжело восприни­мают попытки родителей заставить их правильно дышать или смыкать губы. Гораздо больший эффект дают игры, в ходе которых проходят тре­нировки и формируются необходи­мые навыки.

При симптомах так называемого постериального прикуса, то есть смещении нижней челюсти назад, ре­комендуются игры, при которых ниж­няя челюсть выдвигается вперед.

«Чья лошадка быстрее». Двое детей сидя или стоя держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные ма­ленькие лошадки на колесиках. Дети находятся от обеих игрушек на рав­ном расстоянии — 15-20 шагов. На­матывая шнурок на палочки, чтобы лошадка «прискакала» быстрее, ре­бенок подбадривает ее щелчками языка. Поощряется ребенок, чья ло­шадка «прискачет» быстрее. Игру по­вторить 3-5 раз.

«Повернись — не ошибись». Де­ти стоят на расстоянии шага друг от друга. По просьбе взрослого они за­крывают глаза и, согласно командам ведущего, поворачиваются направо, налево, кругом и становятся прямо, выдвинув нижнюю челюсть вперед и подняв язык вверх. Дети удерживают такое положение до следующего сиг­нала, затем закрывают рот и откры­вают глаза. Выигрывает тот, кто вы­полняет все команды, не перепутав их. Игру повторить 3-5 раз.

При асимметричном положении челюстей, когда нижняя челюсть сдвинута вправо или влево, реко­мендуются такие игры.

«Кач — кач». Дети сидят или ле­жат на полу. По сигналу взрослого начинают раскачивать ступни впра­во-влево. Одновременно с движени­ем ступнями ребенок высовывает язык и передвигает его вместе с ниж­ней челюстью то вправо, то влево.

Можно также использовать и игры «Флюгеры» и «Повернись — не оши­бись», но заменить команды в них. При правосторонней асимметрии да­ется команда передвинуть нижнюю челюсть влево, при левосторонней — вправо.

Для тренировки жевательных и мимических мышц целесообразно иг­рать в игры, направленные на укреп­ление круговой мышцы рта и воспи­тание навыка правильного смыкания губ.

«Подуй на шарик, на вертушку, подуди в рожок». На уровне лица ребенка  подвешивается  воздушный шарик, на столике лежат рожки, вер­тушки по количеству играющих. Взрослый показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы он взлетел высоко, подуть на вертушку, чтобы она за­вертелась, громко подудеть в рожок. (После того как малыш подудел в рожок, он отдает его взрослому.)

Дети проделывают все, что пока­зывает им взрослый, по 4-6 раз с каждой из игрушек.

«Хомячки». Взрослый говорит детям: «Будем ходить 10 шагов (15 шагов) с толстыми щечками, как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом». Затем по сигналу взрослого дети хлопают себя кулачками по ще­кам и выпускают воздух изо рта: «Щечки опять стали, как у ребят». Пройдя 10-15 шагов, дети снова на­дувают щечки и становятся «хомяч­ками». Повторить 4-6 раз. «Надуем шарик». Дети сидят по­лукругом.

«Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вдохнув, выдыхают воздух в вообра­жаемые шары — «ффф…» и хлопают в ладоши, медленно соединяя их под шариком. Шарик «лопается», из него выходит воздух. «Шшш…ш», — произ­носят дети, складывая губы хоботком и кладя руки на колени. Повторить 5-8 раз.

«Буль, буль, буль». Перед ре­бенком на столике стакан или буты­лочка, заполненная на треть водой. В стакан (бутылочку) вставлена соло­минка (коктейльная трубочка). У взрослого тоже есть стакан с соло­минкой. Он показывает, как нужно правильно дуть через соломинку в стакан с водой: глубоко вдыхает но­сом и делает глубокий длинный вы­дох в трубочку — получается долгий булькающий звук. Затем взрослый просит ребенка сделать это упражнение 5-8 раз и следит, чтобы буль­канье было долгим. Для тренировки координации по­ложения языка предлагаются следу­ющие игры.

«Часики». Взрослый говорит: «Ваши язычки должны научиться ходить по кругу, как стрелки часов». Для этого надо выполнять круговые движения языком — сначала вдоль верхней, потом вдоль нижней губы. Нужно следить, чтобы рот у ребенка был открыт, а нижняя челюсть оста­валась неподвижной. Повторить уп­ражнение 3-6 раз.