Неправильный прикус формируется в период активного роста челюстных костей, то есть в детском возрасте. Часто этот дефект — следствие вредных привычек: сосания ребенком своего языка, губ, пальцев, неоправданно длительного пользования соской (до 2-3 лет), дыхания через рот. Неправильный прикус может быть и наследственным.
Сформировать правильный прикус помогают целенаправленные движения нижней челюсти, тренировка круговой мышцы рта, мимических и жевательных мышц, навык правильного смыкания губ, носовое дыхание. Дети обычно тяжело воспринимают попытки родителей заставить их правильно дышать или смыкать губы. Гораздо больший эффект дают игры, в ходе которых проходят тренировки и формируются необходимые навыки.
При симптомах так называемого постериального прикуса, то есть смещении нижней челюсти назад, рекомендуются игры, при которых нижняя челюсть выдвигается вперед.
«Чья лошадка быстрее». Двое детей сидя или стоя держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные маленькие лошадки на колесиках. Дети находятся от обеих игрушек на равном расстоянии — 15-20 шагов. Наматывая шнурок на палочки, чтобы лошадка «прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка. Поощряется ребенок, чья лошадка «прискачет» быстрее. Игру повторить 3-5 раз.
«Повернись — не ошибись». Дети стоят на расстоянии шага друг от друга. По просьбе взрослого они закрывают глаза и, согласно командам ведущего, поворачиваются направо, налево, кругом и становятся прямо, выдвинув нижнюю челюсть вперед и подняв язык вверх. Дети удерживают такое положение до следующего сигнала, затем закрывают рот и открывают глаза. Выигрывает тот, кто выполняет все команды, не перепутав их. Игру повторить 3-5 раз.
При асимметричном положении челюстей, когда нижняя челюсть сдвинута вправо или влево, рекомендуются такие игры.
«Кач — кач». Дети сидят или лежат на полу. По сигналу взрослого начинают раскачивать ступни вправо-влево. Одновременно с движением ступнями ребенок высовывает язык и передвигает его вместе с нижней челюстью то вправо, то влево.
Можно также использовать и игры «Флюгеры» и «Повернись — не ошибись», но заменить команды в них. При правосторонней асимметрии дается команда передвинуть нижнюю челюсть влево, при левосторонней — вправо.
Для тренировки жевательных и мимических мышц целесообразно играть в игры, направленные на укрепление круговой мышцы рта и воспитание навыка правильного смыкания губ.
«Подуй на шарик, на вертушку, подуди в рожок». На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, на столике лежат рожки, вертушки по количеству играющих. Взрослый показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы он взлетел высоко, подуть на вертушку, чтобы она завертелась, громко подудеть в рожок. (После того как малыш подудел в рожок, он отдает его взрослому.)
Дети проделывают все, что показывает им взрослый, по 4-6 раз с каждой из игрушек.
«Хомячки». Взрослый говорит детям: «Будем ходить 10 шагов (15 шагов) с толстыми щечками, как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом». Затем по сигналу взрослого дети хлопают себя кулачками по щекам и выпускают воздух изо рта: «Щечки опять стали, как у ребят». Пройдя 10-15 шагов, дети снова надувают щечки и становятся «хомячками». Повторить 4-6 раз. «Надуем шарик». Дети сидят полукругом.
«Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вдохнув, выдыхают воздух в воображаемые шары — «ффф…» и хлопают в ладоши, медленно соединяя их под шариком. Шарик «лопается», из него выходит воздух. «Шшш…ш», — произносят дети, складывая губы хоботком и кладя руки на колени. Повторить 5-8 раз.
«Буль, буль, буль». Перед ребенком на столике стакан или бутылочка, заполненная на треть водой. В стакан (бутылочку) вставлена соломинка (коктейльная трубочка). У взрослого тоже есть стакан с соломинкой. Он показывает, как нужно правильно дуть через соломинку в стакан с водой: глубоко вдыхает носом и делает глубокий длинный выдох в трубочку — получается долгий булькающий звук. Затем взрослый просит ребенка сделать это упражнение 5-8 раз и следит, чтобы бульканье было долгим. Для тренировки координации положения языка предлагаются следующие игры.
«Часики». Взрослый говорит: «Ваши язычки должны научиться ходить по кругу, как стрелки часов». Для этого надо выполнять круговые движения языком — сначала вдоль верхней, потом вдоль нижней губы. Нужно следить, чтобы рот у ребенка был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнение 3-6 раз.