Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 02.06.2011, 1511 просмотров

Что вы должны знать о здоровье ребенка или грудничковый день!

У меня пропало молоко и пришлось с полутора месяцев перевести дочку на вскармливание смесями. Оказалось, что она не переносит белки коровьего молока. Дали соевую смесь, но и соя для нее не намного лучше. Что использовать?

— Кисломолочные смеси при непереносимости белка не помогают. Вам надо попробо­вать смеси, приготовленные на гидролизатах, то есть как бы уже частично «переварен­ных» белках. Можно попробо­вать и адаптированную смесь, приготовленную на козьем мо­локе. Белков в нем столько же, сколько и в коровьем, но структура их иная: створажи­ваясь, они образуют более мел­кие и нежные хлопья, и это приближает их к белкам жен­ского молока. По данным про­веденного исследования, из 100 детей, не переносивших ко­ровье молоко, только один не переносил и козье. Значит, можно надеяться, что проблем не будет.

У козьего молока есть, впрочем, и недостатки: в нем меньше, чем в коровьем, необ­ходимой ребенку фолиевой кислоты, витаминов В12, Е и С. Но это относится к натураль­ному молоку; все адаптирован­ные смеси дополнительно обо­гащены витаминами и мине­ральными веществами. Конеч­но, в них нет и не может быть материнских биологически ак­тивных веществ, так что ни од­на смесь не равноценна груд­ному молоку, но если уж так сложилось, что у мамы молока нет, приходится искать наибо­лее приемлемую замену.

Как бы хороша ни была смесь, нельзя на нее перехо­дить сразу, резко. В первый день на каждое кормление на­до дать две трети смеси, кото­рую ваша девочка получала до сих пор, и только треть новой. На второй день количество но­вой смеси увеличьте до поло­вины. И лишь если все идет хорошо, переходите на новую смесь полностью.

Моему сыну пять месяцев. Я кормлю его грудью и между кормлением предлагаю воду, но он почему-то не пьет. Нужно ли младенцу питье вообще и если да, то какое и сколько?

— Потребность в жидкости у мла­денца, конечно, есть, но при грудном вскармливании она как правило, до полугода удовлетворяется грудным молоком. Так что ваш мать посту­пает разумно. Но скоро его отноше­ние к воде изменится: после полуго­да в рационе появится густая пища и пить захочется.

Самое простое и лучшее питье для ребенка — обычная кипяченая неподслащенная вода. Перед кипячени­ем желательно пропустшъ ее через фильтр. Вместо воды или чередуя с ней можно давать компоты из сухо­фруктов или свежих ягод и фруктов. Компоты должны быть свежими, комнатной температурь; я без сахара.

Чай, даже слабо заваренный, ре­бенку давать не стоит. В последних рекомендациях ВОЗ по питанию младенцев сказано, что чай понижа­ет усвоение железа и его постоянное присутствие в рационе может приве­сти к развитию железо дефицитной анемии. А на первом году дети склонны к такому заболеванию.

Сколько же полагается младен­цу пить? Универсальной нормы нет, считается, что помимо соков — от 50-70 до 200 мл в день, в зависимости от возраста, окружающей температу­ры (в жару потребность в питье боль­ше) и, наконец, от настроения ребен­ка. Недостаток жидкости вреден, но вреден и ее избыток, поскольку поч­ки грудных детей еще не способны быстро ее выводить. Так что не забы­вайте предлагать ребенку питье, но и не старайтесь, чтобы он пил много. Именно поэтому не стоит подслащи­вать воду: сладкая водичка ребенку, конечно, понравится, и он выпьет больше, чем требуется. Не надо так­же поить малыша из бутылочки с соской — младенцу доставляет удо­вольствие само сосание. Поить ма­ленького надо с ложечки, потом из чашки. Очень удобны специальные детские чашки с двумя ручками.

Остается напомнить, что бывают экстремальные ситуации, когда настойчивое «выпаивание» просто не­обходимо, — например, при кишеч­ных инфекциях, которые сопровож­даются большими потерями жидкос­ти. Тогда лучшее питье — регидрон, содержащий минеральные соли и глюкозу.

В десять месяцев наш мальчик уже говорил «МАМА», «БА­БА». Сейчас ему год, а новых слов не прибавилось. Нормально ли это?

— Среднестатистический ребенок к году произносит 10-12 слов. Но од­ни дети в этом возрасте имеют боль­ший словарный запас, а другие, как ваш малыш, обходятся двумя-тремя словами. Задержка чаще всего быва­ет временной: годам к полутора но­вые слова появляются бурно, каска­дом.

Если ребенок понимает обра­щенную к нему речь, может выпол­нять просьбы: «Подай мне, принеси, положи, подними», может показать на картинке знакомый предмет, — то, скорее всего, это не отставание, а индивидуальный темп овладения речью. Но заниматься с малышом надо обязательно. Почаще обращай­тесь к нему, следите, когда с ним го­ворите, чтобы он смотрел на вас: умение слушать — важная предпо­сылка развития речи. Не спешите выполнять просьбы, выраженные жестами, «не понимайте» их, спра­шивайте: «Что ты хочешь?», побуж­дая малыша ответить хотя бы облег­ченным словом.

Замечено, что дети, которые раньше начинают пользоваться лож­кой, раньше начинают и говорить. Происходит это потому, что мелкие движения кисти стимулируют рече­вые зоны мозга. Малышу полезны такие занятия с игрушками, которые тренируют мелкие движения: пусть складывает некрупные кубики, на­низывает кольца на пирамидку, сам перелистывает странички книжки-раскладушки.

Для ребенка имеет значение и «речевой климат» семьи: если взрос­лые привыкли разговаривать на по­вышенных тонах, раздраженно, их ребенок обычно начинает говорить позже — вероятно, слова сочетаются в его сознании с отрицательными эмо­циями. Заботясь о ребенке, взрослые должны последить и за собой, это пойдет на пользу всей семье.

Елена Байбарина