У меня пропало молоко и пришлось с полутора месяцев перевести дочку на вскармливание смесями. Оказалось, что она не переносит белки коровьего молока. Дали соевую смесь, но и соя для нее не намного лучше. Что использовать?
— Кисломолочные смеси при непереносимости белка не помогают. Вам надо попробовать смеси, приготовленные на гидролизатах, то есть как бы уже частично «переваренных» белках. Можно попробовать и адаптированную смесь, приготовленную на козьем молоке. Белков в нем столько же, сколько и в коровьем, но структура их иная: створаживаясь, они образуют более мелкие и нежные хлопья, и это приближает их к белкам женского молока. По данным проведенного исследования, из 100 детей, не переносивших коровье молоко, только один не переносил и козье. Значит, можно надеяться, что проблем не будет.
У козьего молока есть, впрочем, и недостатки: в нем меньше, чем в коровьем, необходимой ребенку фолиевой кислоты, витаминов В12, Е и С. Но это относится к натуральному молоку; все адаптированные смеси дополнительно обогащены витаминами и минеральными веществами. Конечно, в них нет и не может быть материнских биологически активных веществ, так что ни одна смесь не равноценна грудному молоку, но если уж так сложилось, что у мамы молока нет, приходится искать наиболее приемлемую замену.
Как бы хороша ни была смесь, нельзя на нее переходить сразу, резко. В первый день на каждое кормление надо дать две трети смеси, которую ваша девочка получала до сих пор, и только треть новой. На второй день количество новой смеси увеличьте до половины. И лишь если все идет хорошо, переходите на новую смесь полностью.
Моему сыну пять месяцев. Я кормлю его грудью и между кормлением предлагаю воду, но он почему-то не пьет. Нужно ли младенцу питье вообще и если да, то какое и сколько?
— Потребность в жидкости у младенца, конечно, есть, но при грудном вскармливании она как правило, до полугода удовлетворяется грудным молоком. Так что ваш мать поступает разумно. Но скоро его отношение к воде изменится: после полугода в рационе появится густая пища и пить захочется.
Самое простое и лучшее питье для ребенка — обычная кипяченая неподслащенная вода. Перед кипячением желательно пропустшъ ее через фильтр. Вместо воды или чередуя с ней можно давать компоты из сухофруктов или свежих ягод и фруктов. Компоты должны быть свежими, комнатной температурь; я без сахара.
Чай, даже слабо заваренный, ребенку давать не стоит. В последних рекомендациях ВОЗ по питанию младенцев сказано, что чай понижает усвоение железа и его постоянное присутствие в рационе может привести к развитию железо дефицитной анемии. А на первом году дети склонны к такому заболеванию.
Сколько же полагается младенцу пить? Универсальной нормы нет, считается, что помимо соков — от 50-70 до 200 мл в день, в зависимости от возраста, окружающей температуры (в жару потребность в питье больше) и, наконец, от настроения ребенка. Недостаток жидкости вреден, но вреден и ее избыток, поскольку почки грудных детей еще не способны быстро ее выводить. Так что не забывайте предлагать ребенку питье, но и не старайтесь, чтобы он пил много. Именно поэтому не стоит подслащивать воду: сладкая водичка ребенку, конечно, понравится, и он выпьет больше, чем требуется. Не надо также поить малыша из бутылочки с соской — младенцу доставляет удовольствие само сосание. Поить маленького надо с ложечки, потом из чашки. Очень удобны специальные детские чашки с двумя ручками.
Остается напомнить, что бывают экстремальные ситуации, когда настойчивое «выпаивание» просто необходимо, — например, при кишечных инфекциях, которые сопровождаются большими потерями жидкости. Тогда лучшее питье — регидрон, содержащий минеральные соли и глюкозу.
В десять месяцев наш мальчик уже говорил «МАМА», «БАБА». Сейчас ему год, а новых слов не прибавилось. Нормально ли это?
— Среднестатистический ребенок к году произносит 10-12 слов. Но одни дети в этом возрасте имеют больший словарный запас, а другие, как ваш малыш, обходятся двумя-тремя словами. Задержка чаще всего бывает временной: годам к полутора новые слова появляются бурно, каскадом.
Если ребенок понимает обращенную к нему речь, может выполнять просьбы: «Подай мне, принеси, положи, подними», может показать на картинке знакомый предмет, — то, скорее всего, это не отставание, а индивидуальный темп овладения речью. Но заниматься с малышом надо обязательно. Почаще обращайтесь к нему, следите, когда с ним говорите, чтобы он смотрел на вас: умение слушать — важная предпосылка развития речи. Не спешите выполнять просьбы, выраженные жестами, «не понимайте» их, спрашивайте: «Что ты хочешь?», побуждая малыша ответить хотя бы облегченным словом.
Замечено, что дети, которые раньше начинают пользоваться ложкой, раньше начинают и говорить. Происходит это потому, что мелкие движения кисти стимулируют речевые зоны мозга. Малышу полезны такие занятия с игрушками, которые тренируют мелкие движения: пусть складывает некрупные кубики, нанизывает кольца на пирамидку, сам перелистывает странички книжки-раскладушки.
Для ребенка имеет значение и «речевой климат» семьи: если взрослые привыкли разговаривать на повышенных тонах, раздраженно, их ребенок обычно начинает говорить позже — вероятно, слова сочетаются в его сознании с отрицательными эмоциями. Заботясь о ребенке, взрослые должны последить и за собой, это пойдет на пользу всей семье.
Елена Байбарина