Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Правильное и здоровое питание, 01.08.2011, 2498 просмотров

Питание по восточному

Для нас, людей современного западного мира, питание обычно представляется неким процессом, необходимым для поддержания жизни, а заодно приносящим удовольствие. Однако в древних вос­точных цивилизациях питание традиционно рассматривалось как жи­вотворящая сила, родственная биоритмам Вселенной, в чем-то  близ­кая молитве и медитации. Об этих ценнейших традициях рассказывает специалист в области восточной натуропатии А. М. Лисовский.

— Анатолий Михайлович, в чем суть восточного подхода к человеку?

— Это, прежде всего, наличие духовной составляющей. Древняя индийская цивилизация обладала аюрведой — системой исцеления и одухотворения. Я не отрицаю достижений западной медицинской науки, но, пренебрегая знаниями народов Востока, она демонстрирует односторонний, плоский подход к сложнейшему из чудес Природы.

Конечно, между индийской и дальне­восточной, главным образом китайской медициной существует разница, но есть и много общего. Прежде всего, это ус­тановка на холистичность, то есть меди­цина рассматр ивается как целостная наука о целостном человеке. Она не только лечит. Это и профилактическая медицина, это и наука о здоровом об­разе жизни и о путях излечения челове­ческого сознания, что очень близко ду­ховному опыту православных подвижников и святых.

— Какие же ценные идеи мы можем сегодня позаимствовать у Востока?

— Науку об энергетических циклах инь-ян в природе и человеческом орга­низме, науку о пяти элементах (стихи­ях) природы, науку о дошах, определя­ющих обмен веществ в организме че­ловека. В европейском Средневековье тоже существовало представление о подобии макрокосма и микрокосма (человека), но по известным причинам эта тема полного развития не получила. Зато на Востоке всегда принималось за аксиому, что дыхание Космоса влияет на циркуляцию энергий инь-ян в нашем организме — если применить опреде­ленные методы. В частности, это наука питания. В XX веке об этом говорил и писал японский натуропат Юкикадзу Сакуразава, взявший себе во Франции псевдоним Жорж Озава. Он видел, что методы древней медицины Востока уходят в небытие, и в 1950-х гг. прочи­тал свою первую лекцию в Париже о не­обходимости развивать традиционное учение о человеке. Нашлось немало желающих следовать его советам и на­ставлениям, и Озава организовал пер­вую в Европе школу питания, где обу­чал теории и искусству приготовления пищи.

— Как называлась эта система?

— Макробиотика. Слово это древне­греческое, заимствованное у Гиппокра­та, который обозначил так науку пра­вильного образа жизни, что буквально означает «большая жизнь». Но имеется в виду жизнь в соответствии с основополагающими духовными принципами, которые регулируют образ жизни не столько тела, сколько души, от которой зависит все остальное, в том числе наша физическая оболочка.

Озава принял эти принципы, но вло­жил в них иное содержание, основанное на древнекитайских представлениях. Согласно им, в мире существуют две основополагающие энергии: инь и ян. ян — это некая обобщенная солнечная энергия, а инь — лунная. В ян также вхо­ дит энергия, присущая мужчине как активному началу, а женщине больше свойственна инь-энергия. Сила и агрессия относятся к ян, податливость и обходительность — к инь.

Болезнь является нарушением в ту или иную сторону нашего внутреннего баланса инь и ян. Но можно поправить смещенный баланс, питаясь продукта­ми, несущими в себе инь и ян в нужном соотношении. Озава считал, что пра­вильным питанием можно вылечить едва ли не каждую болезнь.

— Какая же пища относится к ян и какая — к инь?

— Наиболее сбалансированными яв­ляются злаки, и в первую очередь бурый рис. Это ценнейшая разновидность риса, с которого сдирается только са­мая грубая оболочка, но рис не шлифу­ется, то есть тонкая оболочка остается. А именно в ней находятся энзимы, не­обходимые для нормального перевари­вания пищи, в том числе самого риса, а также витамин В, отсутствие которого приводит к тяжелым нарушениям угле­водного обмена и пр.

Все злаки находятся близко от точки баланса инь и ян, но пшеница и гречка — это немножко больше ян, рожь и ячмень — инь. А вот в животной пище — мясе, птице, яйцах — сильно преобладает ян. Согласно статистике, люди, в рационе которых преобладают животные продукты, чаще болеют. Макробиотика же утверждает, что большинство злокачественных опухолей в организме — это ян-заболевания.

К инь относятся прежде всего продук­ты, приготовленные на сахаре, на уксу­се, содержащие улучшители вкуса, кон­серванты. Кроме соли: соль — это очень «янский» продукт (я имею в виду не соль «Экстра», прошедшую обработку, а ка­менную или морскую соль). Продукты, до предела нашпигованные консерван­тами, приносят вред человеку. Тропи­ческие фрукты, в том числе свежие, — тоже инь. Они полезны, но до опреде­ленного предела. Водоросли — очень ценный продукт питания, но не только из-за малого инь, а благодаря некото­рым веществам в их составе. Наконец, молочные продукты — изрядно инь, за исключением твердых сыров, которые в сильной степени ян.

— Значит, баланс энергий инь и ян — это необходимое условие нормального протекания жизненных процессов в нашем организме?

— Да, и об этом написано еще до на­ шей эры в классическом труде по китайской медицине, который называется «Трактат Желтого императора о внутреннем». Император обязан был заботиться о здоровье подданных, а для этого требовалась наука питания, где пища —  главное лекарство. Так, китайский император никогда не садился за стол, если не подан имбирь в свежем и мари­нованном виде. Правда, мариновали его не спиртовым уксусом, который счита­ется сильным ядом, а рисовым уксусом, приготовленным по старинному рецеп­ту: с добавлением целебных трав, путем натурального брожения. А сам имбирь —  великолепное целебное средство. Сок имбиря, порошок имбиря употреб­ляются во многих рецептах, имбирный чай помогает от простудных заболева­ний и т.д. Но это еще и ритуал, потому что именно в ритуале собраны все со­ставляющие: питание, здоровье и связь с высшей реальностью.

— Какую же пищу употребляют жи­тели Востока?

— Животная пища там сведена к ми­нимуму. У японцев она состояла из рыбы и морепродуктов. У китайцев мясо было, но в малом количестве: оно никогда не составляло две трети рациона, как в за­падном мире. К тому же китайские буд­дисты — довольно строгие вегетариан­цы, сторонники даосизма тоже избега­ли мяса.

Молочных продуктов китайцы тради­ционно не употребляли, и даже теперь, с появлением молочного производства, это недоверие к молоку сохраняется. Основной белковой пищей в Китае была и остается соя и продукты из нее, вос­полняющие недостаток аминокислот при отсутствии животной пищи. Но пол­ностью проблему белкового голодания соевые продукты не решают. У европей­цев соя способна вызывать аллергичес­кие СОСТОЯНИЯ, потому что наши предки ее просто не знали. Китайцы же давно к ней адаптировались: для них соя не ал­лергенна.

— Соя — это инь-продукт?

— Да, но при ферментации в течение нескольких лет она набирает ян, пре­вращаясь в натуральный соевый соус, пасту м,исо… Это очень ценные про­дукты, в них масса целебных свойств, обусловленных не только балансом инь и ян. Большое место в рационе китайцев, корейцев, японцев занимают водорос­ли, особенно морская капуста (ламина­рия). И, конечно, рис. Еще одна важная группа — овощи и корнеплоды. В основ­ном это инь-продукты, но у корнепло­дов, растущих глубоко в земле (морковь, хрен), слегка преобладает ян. Корень имбиря — это очень инь, а корень жень­шеня — это очень ян.

— Чем отличается индийский под­ход к медицине и питанию от китайс­кого?

— Как я уже говорил, китайские вра­чи начинают лечение с балансирования инь и ян в организме, независимо от того, правильный ли образ жизни ведет человек. Причину болезни они видят главным образом как внешнюю, свя­занную с различными неблагоприятны­ми внешними факторами и стихиями. А в Индии, в аюрведе, считается, что при­чина болезни находится внутри орга­низма.

Особенностью аюрведы является учение о трех дошах. Доши — это неко­торые составляющие конституции че­ловека, связанной с обменом веществ в организме. Конституция каждого че­ловека представляет собой определен­ную комбинацию этих трех дош. Когда мы заболеваем, происходит отклоне­ние от врожденной конституции, и за­дача аюрведических методов — вер­нуть ее к той, которая была дана чело­веку от рождения.

Также в аюрведе есть своеобразная фармакология, которая базируется не только на травах, как в Китае, но и на особых методах, которые состоят в том, что некоторые металлы и минералы спо­собны высвобождать в организме чело­века свою целебную силу.

Например, существует древний аюрведический препарат чаванпраш, помо­гающий от многих болезней. Вот, в са­мом общем виде, один из древних йоговских методов производства чаванпраша. В земле вырывали ямку, помеща­ли туда сосуд с травами и минералами, похожий на большой герметически зак­рытый котел, и обкладывали его высох­шим коровьим навозом, который затем поджигали. При этом целебная энергия коровьего навоза частично высвобож­дается, и в сосуде происходят какие-то непостижимые процессы. Делается это в присутствии йогов, которые воздействуют на процесс с помощью мантр.

— А чем характерна индийская си­стема питания?

— Прежде всего тем, что это по пре­имуществу вегетарианская кухня, хотя она очень разнообразна. Молоко в Ин­дии традиционно рассматривается как дар богов. Естественно, это не то мо­локо, которое появляется на промыш­ленных фермах. Содержание коровы в домашнем хозяйстве — там, где коро­ву боготворят, поливают розовой во­дой, там, где читают мантры — приво­дит к поистине целебному продукту. Молоко, масло, йогурт, домашний сыр — все это не только прекрасные про­дукты питания, но и лекарства. К ним добавляются фрукты и овощи, пряно­сти и бобовые культуры. Индусы — лак-товегетарианцы, по европейской клас­сификации. В большинстве своем они отвергают убийство как способ добы­чи питания.

— Что же можно рекомендовать в пищу нам?

— Универсальных рецептов тут нет. Люди очень разные, живут в разных ус­ловиях, болеют разными болезнями. Лично я склоняюсь к вегетарианству. Рыба, безусловно, предпочтительнее мяса. В видовом отношении она значи­тельно дальше от человека, не содержит такого количества токсинов, живет в иной среде. Однако многие натуропаты считают, что рыба также приносит вред нашему здоровью.

Традиционная русская пища почти соответствует нормам макробиотики. Вкусны и целебны щи, борщи, каши, ква­шения и другие классические блюда русской кухни. Прекрасные блины полу­чаются из цельной пшеницы, если смо­лоть ее на домашней мельничке. Только пшеница должна быть экологически чистой, хорошо вымытой и просушенной. А из пророщенной и смолотой на мясо­рубке пшеницы можно печь традицион­ный бездрожжевой хлеб на опаре, то есть на молочнокислой закваске. Дрож­жи лучше не употреблять.

Тучным людям могу рекомендовать увеличить долю растительной пищи в своем рационе: это снижает вес, не го­воря уже об укреплении здоровья в це­лом.

Беседовал Александр Герц

Полезные метки: правильное питание

Схожие по тематике статьи
Лечение болезней правильной едой

Все вещества, которые мы принимаем в пищу должны быть лечебными средствами, а все лечебные средства — пищевыми веществами. Это сказал Гиппократ. Врач-диетолог Валерий Сергеев лечит своих больных старым, но оправданным способом — правильной едой…

Рецепт овсяного киселя

С давних времен известно о полезных свойствах овсяного киселя. Данный продукт нашел широкое применение, как для приготовления вкусных и здоровых кулинарных блюд, так и в медицинских целях…

Правильное питание, вкус, органы человека и его эмоциями

Сердце Называют императором органов. Оно контролирует кровеносные сосуды, обаяние человека, способность к самовыражению и речь. Если энергия сердца ослаблена, человек молчит или говорит мало и медленно. Тот, у кого в сердце избыток ян или недостаток инь, будет говорить много, очень быстро и чаще…

В капле молока таиться опасность?

Питательность коровьего молока обеспечивают жирные насыщенные кислоты. В результате от человеческой печени требуются огромные усилия, чтобы разложить слишком большие молекулы животного происхождения. Некоторые молоко соединяют с водой. Это совершенно бессмысленно, так как…

Основы рационального питания

Теперь повышенный аппетит стал врагом людей. В повседневном питании не считаться с аппетитом, конечно нельзя. Но не следует только им руководствоваться. Исследования ученых позволяют надеяться, что в скором будущем появятся доступные средства разумной регуляции аппетита…

Реклама Google
Комментировать статью