Все вещества, которые мы принимаем в пищу должны быть лечебными средствами, а все лечебные средства — пищевыми веществами. Это сказал Гиппократ. Врач-диетолог Валерий Сергеев лечит своих больных старым, но оправданным способом — правильной едой…
Для нас, людей современного западного мира, питание обычно представляется неким процессом, необходимым для поддержания жизни, а заодно приносящим удовольствие. Однако в древних восточных цивилизациях питание традиционно рассматривалось как животворящая сила, родственная биоритмам Вселенной, в
— Анатолий Михайлович, в чем суть восточного подхода к человеку?
— Это, прежде всего, наличие духовной составляющей. Древняя индийская цивилизация обладала аюрведой — системой исцеления и одухотворения. Я не отрицаю достижений западной медицинской науки, но, пренебрегая знаниями народов Востока, она демонстрирует односторонний, плоский подход к сложнейшему из чудес Природы.
Конечно, между индийской и дальневосточной, главным образом китайской медициной существует разница, но есть и много общего. Прежде всего, это установка на холистичность, то есть медицина рассматр ивается как целостная наука о целостном человеке. Она не только лечит. Это и профилактическая медицина, это и наука о здоровом образе жизни и о путях излечения человеческого сознания, что очень близко духовному опыту православных подвижников и святых.
— Какие же ценные идеи мы можем сегодня позаимствовать у Востока?
— Науку об энергетических циклах инь-ян в природе и человеческом организме, науку о пяти элементах (стихиях) природы, науку о дошах, определяющих обмен веществ в организме человека. В европейском Средневековье тоже существовало представление о подобии макрокосма и микрокосма (человека), но по известным причинам эта тема полного развития не получила. Зато на Востоке всегда принималось за аксиому, что дыхание Космоса влияет на циркуляцию энергий инь-ян в нашем организме — если применить определенные методы. В частности, это наука питания. В XX веке об этом говорил и писал японский натуропат Юкикадзу Сакуразава, взявший себе во Франции псевдоним Жорж Озава. Он видел, что методы древней медицины Востока уходят в небытие, и в 1950-х гг. прочитал свою первую лекцию в Париже о необходимости развивать традиционное учение о человеке. Нашлось немало желающих следовать его советам и наставлениям, и Озава организовал первую в Европе школу питания, где обучал теории и искусству приготовления пищи.
— Как называлась эта система?
— Макробиотика. Слово это древнегреческое, заимствованное у Гиппократа, который обозначил так науку правильного образа жизни, что буквально означает «большая жизнь». Но имеется в виду жизнь в соответствии с основополагающими духовными принципами, которые регулируют образ жизни не столько тела, сколько души, от которой зависит все остальное, в том числе наша физическая оболочка.
Озава принял эти принципы, но вложил в них иное содержание, основанное на древнекитайских представлениях. Согласно им, в мире существуют две основополагающие энергии: инь и ян. ян — это некая обобщенная солнечная энергия, а инь — лунная. В ян также вхо дит энергия, присущая мужчине как активному началу, а женщине больше свойственна инь-энергия. Сила и агрессия относятся к ян, податливость и обходительность — к инь.
Болезнь является нарушением в ту или иную сторону нашего внутреннего баланса инь и ян. Но можно поправить смещенный баланс, питаясь продуктами, несущими в себе инь и ян в нужном соотношении. Озава считал, что правильным питанием можно вылечить едва ли не каждую болезнь.
— Какая же пища относится к ян и какая — к инь?
— Наиболее сбалансированными являются злаки, и в первую очередь бурый рис. Это ценнейшая разновидность риса, с которого сдирается только самая грубая оболочка, но рис не шлифуется, то есть тонкая оболочка остается. А именно в ней находятся энзимы, необходимые для нормального переваривания пищи, в том числе самого риса, а также витамин В, отсутствие которого приводит к тяжелым нарушениям углеводного обмена и пр.
Все злаки находятся близко от точки баланса инь и ян, но пшеница и гречка — это немножко больше ян, рожь и ячмень — инь. А вот в животной пище — мясе, птице, яйцах — сильно преобладает ян. Согласно статистике, люди, в рационе которых преобладают животные продукты, чаще болеют. Макробиотика же утверждает, что большинство злокачественных опухолей в организме — это ян-заболевания.
К инь относятся прежде всего продукты, приготовленные на сахаре, на уксусе, содержащие улучшители вкуса, консерванты. Кроме соли: соль — это очень «янский» продукт (я имею в виду не соль «Экстра», прошедшую обработку, а каменную или морскую соль). Продукты, до предела нашпигованные консервантами, приносят вред человеку. Тропические фрукты, в том числе свежие, — тоже инь. Они полезны, но до определенного предела. Водоросли — очень ценный продукт питания, но не только из-за малого инь, а благодаря некоторым веществам в их составе. Наконец, молочные продукты — изрядно инь, за исключением твердых сыров, которые в сильной степени ян.
— Значит, баланс энергий инь и ян — это необходимое условие нормального протекания жизненных процессов в нашем организме?
— Да, и об этом написано еще до на шей эры в классическом труде по китайской медицине, который называется «Трактат Желтого императора о внутреннем». Император обязан был заботиться о здоровье подданных, а для этого требовалась наука питания, где пища — главное лекарство. Так, китайский император никогда не садился за стол, если не подан имбирь в свежем и маринованном виде. Правда, мариновали его не спиртовым уксусом, который считается сильным ядом, а рисовым уксусом, приготовленным по старинному рецепту: с добавлением целебных трав, путем натурального брожения. А сам имбирь — великолепное целебное средство. Сок имбиря, порошок имбиря употребляются во многих рецептах, имбирный чай помогает от простудных заболеваний и т.д. Но это еще и ритуал, потому что именно в ритуале собраны все составляющие: питание, здоровье и связь с высшей реальностью.
— Какую же пищу употребляют жители Востока?
— Животная пища там сведена к минимуму. У японцев она состояла из рыбы и морепродуктов. У китайцев мясо было, но в малом количестве: оно никогда не составляло две трети рациона, как в западном мире. К тому же китайские буддисты — довольно строгие вегетарианцы, сторонники даосизма тоже избегали мяса.
Молочных продуктов китайцы традиционно не употребляли, и даже теперь, с появлением молочного производства, это недоверие к молоку сохраняется. Основной белковой пищей в Китае была и остается соя и продукты из нее, восполняющие недостаток аминокислот при отсутствии животной пищи. Но полностью проблему белкового голодания соевые продукты не решают. У европейцев соя способна вызывать аллергические СОСТОЯНИЯ, потому что наши предки ее просто не знали. Китайцы же давно к ней адаптировались: для них соя не аллергенна.
— Соя — это инь-продукт?
— Да, но при ферментации в течение нескольких лет она набирает ян, превращаясь в натуральный соевый соус, пасту м,исо… Это очень ценные продукты, в них масса целебных свойств, обусловленных не только балансом инь и ян. Большое место в рационе китайцев, корейцев, японцев занимают водоросли, особенно морская капуста (ламинария). И, конечно, рис. Еще одна важная группа — овощи и корнеплоды. В основном это инь-продукты, но у корнеплодов, растущих глубоко в земле (морковь, хрен), слегка преобладает ян. Корень имбиря — это очень инь, а корень женьшеня — это очень ян.
— Чем отличается индийский подход к медицине и питанию от китайского?
— Как я уже говорил, китайские врачи начинают лечение с балансирования инь и ян в организме, независимо от того, правильный ли образ жизни ведет человек. Причину болезни они видят главным образом как внешнюю, связанную с различными неблагоприятными внешними факторами и стихиями. А в Индии, в аюрведе, считается, что причина болезни находится внутри организма.
Особенностью аюрведы является учение о трех дошах. Доши — это некоторые составляющие конституции человека, связанной с обменом веществ в организме. Конституция каждого человека представляет собой определенную комбинацию этих трех дош. Когда мы заболеваем, происходит отклонение от врожденной конституции, и задача аюрведических методов — вернуть ее к той, которая была дана человеку от рождения.
Также в аюрведе есть своеобразная фармакология, которая базируется не только на травах, как в Китае, но и на особых методах, которые состоят в том, что некоторые металлы и минералы способны высвобождать в организме человека свою целебную силу.
Например, существует древний аюрведический препарат чаванпраш, помогающий от многих болезней. Вот, в самом общем виде, один из древних йоговских методов производства чаванпраша. В земле вырывали ямку, помещали туда сосуд с травами и минералами, похожий на большой герметически закрытый котел, и обкладывали его высохшим коровьим навозом, который затем поджигали. При этом целебная энергия коровьего навоза частично высвобождается, и в сосуде происходят какие-то непостижимые процессы. Делается это в присутствии йогов, которые воздействуют на процесс с помощью мантр.
— А чем характерна индийская система питания?
— Прежде всего тем, что это по преимуществу вегетарианская кухня, хотя она очень разнообразна. Молоко в Индии традиционно рассматривается как дар богов. Естественно, это не то молоко, которое появляется на промышленных фермах. Содержание коровы в домашнем хозяйстве — там, где корову боготворят, поливают розовой водой, там, где читают мантры — приводит к поистине целебному продукту. Молоко, масло, йогурт, домашний сыр — все это не только прекрасные продукты питания, но и лекарства. К ним добавляются фрукты и овощи, пряности и бобовые культуры. Индусы — лак-товегетарианцы, по европейской классификации. В большинстве своем они отвергают убийство как способ добычи питания.
— Что же можно рекомендовать в пищу нам?
— Универсальных рецептов тут нет. Люди очень разные, живут в разных условиях, болеют разными болезнями. Лично я склоняюсь к вегетарианству. Рыба, безусловно, предпочтительнее мяса. В видовом отношении она значительно дальше от человека, не содержит такого количества токсинов, живет в иной среде. Однако многие натуропаты считают, что рыба также приносит вред нашему здоровью.
Традиционная русская пища почти соответствует нормам макробиотики. Вкусны и целебны щи, борщи, каши, квашения и другие классические блюда русской кухни. Прекрасные блины получаются из цельной пшеницы, если смолоть ее на домашней мельничке. Только пшеница должна быть экологически чистой, хорошо вымытой и просушенной. А из пророщенной и смолотой на мясорубке пшеницы можно печь традиционный бездрожжевой хлеб на опаре, то есть на молочнокислой закваске. Дрожжи лучше не употреблять.
Тучным людям могу рекомендовать увеличить долю растительной пищи в своем рационе: это снижает вес, не говоря уже об укреплении здоровья в целом.
Беседовал Александр Герц