Сессия — важный этап в жизни любого студента. Для успешной сдачи экзамена учащиеся используют различные ухищрения и даже начинают верить в приметы и поддаваться суевериям. У каждого есть свой миф, даже в век высоких технологий…
Хотелось бы получить ответ специалиста вот по какому поводу. Лично я не терплю мата и всегда делаю замечания другим, чем вызываю недовольство знакомых. Стала замечать, что сын матерится, уже не стесняясь даже меня. Говорит, якобы мат очень точно передает эмоции и настроения. По его словам, нецензурную лексику допускают и педагоги в вузе. По-моему, ситуация с культурой речи сейчас просто катастрофическая — дети учатся материться раньше, чем ходить. Причем ругаются с особым удовольствием. Можно ли
Лариса Симонова
Отвечает Алексей Гладилин, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии детства КГПУ:
— Безусловно, есть люди, категорически не терпящие мат. Многих из них буквально коробит от услышанного крепкого слова. Вполне возможно, что они наслушались его в детстве в семье. Могут иметь место и психологические проблемы, если человек агрессивно относится к вырвавшемуся у другого матерному слову.
Тем не менее есть любопытные образные фразеологизмы, частушки, анекдоты — это же целый пласт культуры. Да и мат не чужд русской литературе, у Пушкина, Лермонтова есть стихотворения с матерными словами. Другое дело, что эти произведения предназначались для узкого круга людей. Отдельная глава, посвященная нецензурной лексике, есть и в учебниках русского языка для иностранцев. Конечно, их не учат материться, просто даются конкретные слова и их значения для общего развития.
Иосиф Бродский писал о мате так: «Он хорош в определенной ситуации». Действительно одно дело — встреча старых друзей, рыбалка или вечеринка, другое — деловая, общественная сфера, СМИ.
Культура речи — это как раз правильный выбор языковых средств в зависимости от ситуации.
Существует любопытная теория ученого Михаила Бахтина. Согласно ей, каждый человек амбивалентен, то есть в нем присутствуют два начала — духовный «верх» и материально-телесный «низ», от которого идет своеобразная подпитка. Почему в древности и были так популярны разного рода действа, разгульные праздники, когда людям позволялось делать все что угодно. Так, время от времени мы «вдохновляемся» энергией «низа». В том числе сюда относится и мат. Очень часто бранные слова вырываются у нас в критической ситуации, таким образом происходит подпитка.
У меня в семье никто не матерился, но слова и их значения я узнавал от старших дворовых приятелей. Мне они не нравились, но подобный «ликбез» проходит большинство детей, и оградить от этого практически невозможно. Ругать маленького ребенка тоже бессмысленно, прививать культуру речи нужно постепенно.
Допускать же матерные слова в общении с детьми или студентами педагогу, на мой взгляд, недопустимо. Какими бы ни были ситуации — и в школе, и в вузе. В любом случае педагог должен говорить на чистом литературном русском языке. Хотя, честно говоря, я не буду осуждать коллегу, если в кругу друзей он споет остроумную матерную частушку. Но это, повторюсь, в узком кругу друзей.
Я не защищаю матерящихся людей. Соглашусь, что очень неприятно общаться с человеком, когда он ругается через каждое слово. Это превращается уже во вредную привычку и с трудом поддается контролю. Что-то сродни привычке грызть ногти. У человека плохо развита речь, и он элементарно не может грамматически связать слова. Возможно, проблема и с оперативно-речевой памятью. Человек создает себе паузы, чтобы вспомнить слова.
Но, на мой взгляд, в целом материться мы больше не стали. Никто же не будет отрицать, что нецензурно выражались всегда. Просто мат стал употребляться не только в бытовых ситуациях, он проникает в общественно-деловые сферы. Бороться с этим очень сложно. Рецепт лишь один: просвещение и образование — в семье, школе, СМИ.
Подготовила Виктория Алексеева