Опубликовано в разделе Общество, 17.04.2012, 2611 просмотров

Способы манипуляции сознанием людей

Основным инструментом манипулирования сознанием является массовая культура — система манипулирования элементарными (дочеловеческими) реакциями масс людей, использующая самые последние достижения науки и техники. Ведущими проводниками массовой культуры являются средства массовой информации и индустрии досуга. Средства массовой информации работают в интересах ангажирующего их заказчика. Это проявляется в пиартехнологиях предвыборной борьбы, в навязывании с помощью рекламы тех или иных товаров и услуг, в том числе, что наиболее опасно, псевдомедицинских, в нравственной сфере речь идет о внедрении в общественное сознание определенных, устраивающих заказчика «идеалов». Чрезвычайно важным является воздействие на общественное сознание индустрии досуга. Она включает в себя развлекательные жанры кино, театра и литературы, адаптированные к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам масс и направленные на формирование в общественном сознании насаждаемого заказчиком образа жизни.

Причина появления и широкого распространения такой формы деструктивного поведения, как патологическая склонность к азартным играм (патологический гемблинг), заключается в том, что в новейшей истории России страсть к легкой наживе стала всеобщей, морально допустимой, общественно одобряемой и повсеместно пропагандируемой как средствами массовой информации, так и другими инструментами рекламы. Игра является своеобразной психологической защитой, помогающей уйти от реальностей происходящего и необходимости принимать какие-то конкретные меры.

В Интернете есть сайты, предназначенные для внесения в информационное сообщество определенного рода сведений, вызывающих дискредитацию тех людей, против которых они направлены. Основной состав фигурантов этих сайтов — статусные лица и государственные институты власти. Целенаправленное формирования негативного образа строится примерно так: вносится смысловая негативная доминанта (прямое оскорбление); сомнение в честности, в профессиональных или служебных достоинствах тех лиц, о которых идет речь; объект включается в негативный ряд информации; позиционируется на негативном смысловом поле; происходит прямое искажение информации.

Возникает некоторая концентрированная информация, потребителем которой, и это очень важно, является журналистское сообщество. Далее следуют публикации на бумажных носителях в СМИ выдержек или полностью материалов этих сайтов. В обществе возникает эффект «кассетных бомб» — одна публикация в Интернете ведет к появлению десятков новых публикаций, а первоначальный источник затушевывается.

В 70-е годы XX века было установлено, что подпороговая (ниже порога восприятия) стимуляция активирует соответствующие данному воздействию ассоциации, самыми конкурентными среди которых являются пищевые и сексуальные. Эффективность подпорогового стимула лучше проявляется в состоянии расслабления. Наиболее доступным и уязвимым для такой стимуляции является зрительный анализатор. Эти выводы тут же нашли применение в психологии рекламы: основная ее часть обращена, прямо или косвенно, к сфере сексуальных отношений и вкусовых ощущений и реализуется электронными СМИ преимущественно в prime time, когда все пребывают в состоянии пассивного расслабления после рабочего дня.

В последующих исследованиях было выявлено, что надпороговые стимулы, которые находятся вне фокуса внимания, действуют точно так же, как подпороговые. Когда мы отворачиваемся в очередной раз от надоевшей рекламы и временно как бы переключаемся на другие заботы, мы тем самым создаем идеальные условия для вхождения этих подпороговых, надпороговых стимулов в подсознание и фиксируем их там в качестве императивно внушенных. 

Н. Стаурина, академик РАМН

Полезные метки: общество

Схожие по тематике статьи
О мате и нецензурной лексике

Хотелось бы получить ответ специалиста вот по какому поводу. Лично я не терплю мата и всегда делаю замечания другим, чем вызываю недовольство знакомых. Стала замечать, что сын матерится, уже не стесняясь даже меня. Говорит, якобы…

Студенческие страхи и суеверия

Сессия — важный этап в жизни любого студента. Для успешной сдачи экзамена учащиеся используют различные ухищрения и даже начинают верить в приметы и поддаваться суевериям. У каждого есть свой миф, даже в век высоких технологий…

Как интересно и весело провести корпоратив

Есть у русского народа удивительная особенность — будни в праздники превращать. А уж если на календаре замаячила «красная» дата — и вовсе торжества не миновать. Начинают отмечать, как водится, загодя — в кругу коллег. Укороченный рабочий…

Как избежать обмана в магазинах, на рынке, в павильонах и ларьках

Как избежать обмана в магазинах, на рынке, в павильонах и ларьках? Способы обмана покупателей оттачивались столетиями. У нас уже шел разговор о том, на что надо обращать внимание, делая покупки в супермаркете. В нем, как…

Лишайники: виды, лечебные свойства

Прежде всего, что это такое — ли­шайники? Это — комплексные орга­низмы, тесное сожительство гриба и водорбсли, относятся к низшим расте­ниям, самые высокоорганизованные из лишайников — кустистые. Их так и называют. О них пойдет речь, так как значительная часть кустистых лишай­ников обитает…