Этот комплекс упражнений йоги — для тех, кто не ленится, заботится о своем здоровье, хочет иметь высокую культуру духа. После регулярных занятий вы заметите множество положительных эффектов в состоянии своего здоровья…
Пусть в Джурджан шел через безводную пустыню Каракум. Масихи не выдерживает тяжелого путешествия, умирает в дороге. Но в Джурджане, куда с огромным трудом добирается Ибн Сина, его ожидает удар: правитель, к которому ученый вез рекомендательное письмо, заточен в крепость. Ибн Сина отправляется в Дахистан.
И здесь его настигает лихорадка. Ибн Сина сам лечит себя, записывает наблюдения над этой изнуряющей организм болезнью. Позже он напишет книгу «О лихорадке»…
Но куда ему податься теперь? Знаменит Ибн Сина. Но нет у него на земле пристанища. Преследования гонят его из города в город… До нас дошла его касыда (стихотворение), в которой есть такие строки: «Когда я стал велик, не стало страны, вмещающей меня. Когда возросла моя цена, не нашлось для меня покупателя».
Горькие строки. Горькое изгнание. Он возвращается в Джурджан, скрывается у хозяина караван-сарая, сына которого излечил от чесотки. Его выслеживают, Ибн Сина прячется в доме доброго человека аш-Ширази и в благодарность за приют пишет для него две книги: философскую — «Появление и возвращение» и книгу о явлениях, «которые он сам наблюдал».
И все-таки судьба порой одаривала его: здесь, в Джурджане, он встретит юношу, столь же одержимого страстью к наукам, по имени Джузджани. Он станет верным, преданным учеником Ибн Сины. Вместе пройдут они путь длиною в четверть века. Потомки благодарны Джузджани: он продолжит и закончит начатую великим ученым автобиографию — его «Жизнеописание».
Живя в Джурджане, Ибн Сина весь отдается работе, пишет много книг, иные по нескольку томов. Здесь приступает к своему знаменитому «Канону врачебной науки», труду, обессмертившему его имя, ставшему медицинской энциклопедией на многие века.
О чудесном врачевателе ходят легенды. Но известность оборачивается печальной стороной. Махмуд Газневийский разыскивает его. Сорок портретов Ибн Сины разосланы по разным городам, немалая награда обещана тому, кто «найдет и пригласит» ученого в Газну. Но что сулило ему это «приглашение»? У всех на слуху печальная история с Фирдоуси.
Великий Фирдоуси всю жизнь писал книгу о благородных делах предков, писал 30 лет в надежде построить на обещанные в награду деньги канал для родного города Туе. Но Махмуду Газневийскому не понравилась «Шахнамэ», и он заплатил автору гениальной «Книги царей» смехотворную цену. На эти гроши Фирдоуси сходил в баню, выпил щербета, а оставшееся разделил между банщиком, продавцом щербета и гонцом, принесшим мизерную плату. Узнав об этом, разгневанный султан велел бросить поэта под ноги слонам. Но Фирдоуси скрылся. Пройдет еще 20 лет, «Шахнамэ» станет известна всему народу, и Махмуд вынужден будет «простить» Фирдоуси, направит ему в дар караван с драгоценностями. В тот час, когда караван войдет в родной город поэта, из ворот его вынесут тело умершего Фирдоуси…
Эту историю хорошо знал Ибн Сина. этот раз в Рей (он был расположен в нескольких километрах от современного Тегерана), где за малолетнего больного сына правила его мать вдова Сайида. Абу Али вылечил мальчика от тяжелой формы меланхолии. По преданию, правительница Рея вдова Сайида благосклонно относилась к молодому красивому врачу. И кто знает, как бы сложилась его судьба, но войско Махмуда Газневийского приближалось к стенам Рея. И вновь предстоит бегство — теперь уже в Хамадан. Он отправился туда с рекомендательным письмом от Сайиды к самому правителю.
Невеселые мысли гнали его в дорогу. Ему уже 34 года.
К правителю Ибн Сину не допустили, он и Джузджани поселились в караван-сарае.
По утрам Абу Али принимал больных и даже делал операции: снимал катаракты, бельма, удалял камни из мочеточника… А вечерами продолжал писать «Канон». Его уже знает весь Восток. Он переписывается со знаменитыми учеными в других государствах. Аш-Шейхур-Раис называют теперь Ибн Сину, что значит «князь мудрецов».
Узнали о нем и во дворце эмира. У самого Шамса ад-Даулы случились колики, и Абу Али позвали во дворец. Он провел у постели больного 40 дней и ночей и вылечил его. Эмир приблизил аш-Шейха к себе и попросил принять пост визиря. Тот согласился.
Но вельможи завидовали ученому. Его объявили еретиком, дом разграбили, самого арестовали и стали требовать его казни. Эмир отказался казнить мудрейшего, но, чтобы
Аш-Шейха спрятал у себя зажиточный человек, которого тот в свое время излечил от лихорадки. Сорок дней скрывался Ибн Сина в этом доме. А тем временем у эмира вновь начались колики, и он потребовал найти и привести знаменитого целителя. «Всячески извинялся перед ним, — свидетельствует Джузджани, — аш-Шейх занялся его лечением и вернул себе уважение и почтение эмира, и ему была возвращена должность визиря».
И снова, пусть недолгое время, врач и ученый лечит людей и спокойно работает. Закончена первая книга «Ка нона врачебной науки». Он продолжает писать и философские книги. И вот начат новый труд «Книга исцеления» — 18-томный философский трактат, который впоследствии окажет огромное воздействие на умы людей. Великий Омар Хайям не расставался с «Книгой исцеления» всю жизнь…
В этот труд Ибн Сина мечтает внести все достижения научной мысли того времени — по геологии, геофизике, метеорологии, физике и оптике, химии, ботанике, зоологии… Отдельно предполагает рассмотреть математические науки и теорию музыки. Все свои знания, научные и философские, он вложит в эту книгу.
Когда он спал? И нужен ли был этому титану, гению сон?..
«Каждую ночь в его доме собирались любители знаний, — пишет Джуз-джани. — Я читал им книги „Аш-Шифа“ ( «Книгу исцеления»), а
Не удивляйтесь, читая эти строки о вечерах винопития. Ибн Сина считал вино лекарством. «Надо уметь пить вино», — говорил он. Более того, у него, прекрасного поэта, чьи рубай (четверостишия) вошли в сокровищницу мировой литературы, есть немало строк о веселящем, поднимающем дух напитке.
Впрочем, о лечебных свойствах вина мы прочтем, когда будем говорить о советах Авиценны.
…Непродолжительна была спокойная жизнь и на этот раз. Шамс ад-Даула умер, власть перешла к его малолетнему сыну, а на деле сосредоточилась в руках вельмож, врагов ибн Сины. Его обвиняют в предательстве, заковывают в цепи и бросают в крепость Фараджан. Там, в крепости, он сочинил касыду:
Он провел в крепости четыре месяца. На его счастье, у коменданта крепости болели уши, глухота с каждым годом усиливалась. Великий целитель вылечил начальника тюрьмы, а в благодарность тот снял цепи с Ибн Сины и принес ему из своей канцелярии бумагу, чернила и тростниковое перо. Теперь можно было работать.
За эти четыре месяца Ибн Сина написал «Книгу о правильном пути», заново переделал «Книгу о коликах», сочинил философскую повесть «Живой, сын Бодрствующего“. Так»переводилось имя коменданта — Хайн ибн Якзан, ибо в основу повести легла жизнь этого доброго человека, старого солдата, которую тот рассказывал узнику. Вечно бодрый старик делится тем, как он познавал мир, его душа проникает всюду: спускается в ад, поднимается в высшие сферы.
Эту повесть будут читать люди во многих странах, писатели станут подражать ей, не беда, что минули столетия… Данте напишет под ее воздействием свою «Божественную комедию».
Маргарита Ломунова