На здоровье современного человека негативно отражается малоподвижный образ жизни, который ведет большинство жителей мегаполиса. Работа в офисе, когда основную часть рабочего времени приходится сидеть, приводит к тому, что к выходным многие чувствуют усталость. Для возвращения...
Утренняя гимнастика, умывание, душ помогают отойти от сна, приобрести бодрость, хорошее рабочее настроение. Мало найдется людей, которые не ощутили этого на себе.
Малыши детского сада на вопрос, почему нужно делать гимнастику, перебивая друг друга, отвечают: «Чтобы ручки и ножки сильные были!», «Чтобы не болеть!», «Потому что весело!».
«Умудренные» жизненным опытом первоклассники дают более разнообразные ответы: «Чтобы быть здоровыми», «Чтобы похудеть», «Чтобы летчиком стать», «Чтобы не ослепнуть» (у мальчика близорукость, и ему сказали, что у здорового, крепкого человека она проходит).
Итак, о пользе известно, что и как делать — тоже. Телевидение и радио регулярно дают уроки, трудно отыскать и популярный журнал, который бы не обращался к этой теме. Не нужно для выполнения зарядки ехать на стадион или добираться до спортзала: двор — стадион, жилая комната — спортзал.
Все просто, доступно. А вот сколько людей делают гимнастику? Не стану утомлять подробностями, как удалось получить такие данные. Расскажу о результатах. Прежде всего поражает, как говорят статистики, их широкий разброс. Есть школы, где утреннюю гимнастическую зарядку регулярно делают 20, 30, 40% учащихся, а встречаются такие, где и 10% не наберется. Еще более резкая картина наблюдается в разных классах одной школы.
У студентов педагогического института, по полученным данным, регулярно выполняют зарядку лишь 10%, нерегулярно — 36%, не делают вообще — 54%. Такие цифры удручают. Если утренняя гимнастика — первый шаг к оздоровлению, приобщению к серьезным занятиям физкультурой, то какой энергичной работы в этом направлении ждать от будущих педагогов, если они сами не очень-то ее жалуют?
Результаты опроса будущих медиков лишь немногим лучше. Особенно тревожит, что многие начинающие педагоги (чуть меньше — медики) прямо заявили, что не видят необходимости в утренней зарядке.
Как же сделать так, чтобы утренняя гимнастика вошла в наши дома на правах хозяйки, а не бедной родственницы? Выход прост — к зарядке надо приучать с детских лет. Но…
Но ребенку, как правило, самостоятельно делать зарядку трудно. Вот почему чаще всего к ней привыкают именно те дети, с которыми занимаются родители, бабушки и дедушки, реже — старшие братья и сестры. К сожалению, их надо «приучать» к этому.
Расскажу об опыте одной из московских школ.
Начали здесь с того, что посвятили физзарядке родительское собрание, подробно рассказали о ее пользе и необходимости, об организации утреннего времени. Учителя обратили внимание родителей на то, что ежедневное выполнение утренней гимнастики — такое же обязательное домашнее задание для первоклассников, как письмо, чтение. Раздали отпечатанные комплексы упражнений. Но эффективнее оказалось переписывание родителями этих комплексов под диктовку учителя физкультуры. В это же время давались и простейшие методические советы: как делать зарядку весело, если возможно — под музыку, получая от упражнений максимум удовольствия и пользы.
А для детей был организован специальный урок, на котором учитель говорил не только о гигиеническом значении гимнастики, но и о том, как она помогает в воспитании воли, самодисциплины. Под веселую музыку, разбившись на группы по 4—6 человек (для контроля друг за другом), ребята разучили комплекс упражнений. И наконец, самое важное: они получили домашнее задание — выполнять утреннюю гимнастику каждый день.
Вначале преподавателю пришлось ежедневно напоминать об этом. В качестве контроля отдельные фрагменты комплекса включались в физкультминутку на уроках.
Проведенная в конце первого полугодия проверка превзошла все ожидания: теперь утреннюю зарядку делали все первоклассники. Они достаточно четко, соблюдая установленную последовательность, показали весь комплекс. Во втором полугодии разучили новый. Попросили ребят и летом не забывать о зарядке.
В сентябре о необычном летнем домашнем задании умышленно не напоминали. А в октябре вновь проведенная проверка показала, что 90% — теперь уже второклассников — выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику!
У вас, уважаемые читатели, есть дети, внуки — младшеклассники? Начинайте утро с зарядки вместе с ними, право, это совсем не трудно. Да и в психологическом отношении очень полезно для установления добрых отношений «отцов и детей».
А теперь я хочу обратиться к ребятам.
Конечно, вы не раз наблюдали, как ведут себя после сна домашние животные: например, кошки или собаки. Проснувшись, они потягиваются, выпрямляя сначала передние, потом задние лапы, отряхиваются, затем переходят к «водным процедурам» — начинают вылизывать себя.
Животные делают зарядку инстинктивно — этого требует их организм. Человек же наделен сознанием. Может быть, поэтому от мысли, что еще удастся «размяться» во время трудового дня, он зачастую и избегает зарядки.
Но, ребята, помните, что состояние заторможенности после сна проходит постепенно. Если не делать зарядку, потребуется 2—3 часа. В течение этого времени ваши возможности, как умственные, так и физические, остаются пониженными. Поэтому организму утренняя зарядка просто необходима!
Каждый комплекс физзарядки должен состоять не менее чем из 8—10 упражнений, с помощью которых включаются в работу самые разные группы мышц: рук, плечевого пояса, груди, спины, ног и т. п. Выполнять упражнения в каждую сторону нужно не меньше 6 раз.
Постоянно делать один и тот же комплекс немного скучно, поэтому со временем можно вводить в него новые упражнения, например, с гимнастической палкой, обручем, мячом и т. п. А составить семейный комплекс утренней гимнастики помогут родители, старшие братья и сестры.
Предлагаю несколько упражнений для младших школьников.
1. Стать прямо, сделать шаг левой ногой вперед, одновременно поднять руки вперед и развести ладонями вверх, прогнуться. То же с другой ноги.
2. Ноги поставить шире плеч, руки за голову. Согнуть правую ногу, туловище наклонить влево, левой рукой коснуться ноги. То же в другую сторону.
3. Поставить ноги вместе, руки вперед, немного в стороны. Носком правой ноги коснуться ладони левой руки. Колени не сгибать. То же с другой ноги.
4. Ноги врозь, руки на пояс. Повернуть туловище влево с одновременным отведением левой руки в сторону ладонью вверх. То же в другую сторону.
5. Ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, коснуться руками пола (ко лени не сгибать). Выпря миться.
6. Медленно отвести прямую ногу назад, руки в стороны — «ласточка». Держать равновесие 3 с. То же с другой ноги.
7. Поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Выполнять круговые движения туловищем поочередно в правую и левую стороны.
8. Ноги вместе, руки в стороны ладонями вниз. Прыжком вернуться в исходное положение, 30 с. Утреннюю зарядку заканчивайте ходьбой и не забудьте принять душ!
Н. КОРОСТЕЛЕВ, кандидат медицинских наук