Опубликовано в разделе Фитнес и спорт, 25.08.2011, 9109 просмотров

Тхэквондо для начинающих. Официальные формальные упражнения ВТФ. ПУМСЭ

История корейских боевых искусств насчитывает без малого два тысячеле­тия. Древние рукописи и изображения, дошедшие до нас, свидетельствуют о существовании уже в начале нашей эры в Древней Корее изощренных систем кулачного боя и борьбы.

Значительного развития корейские единоборства с оружием и без оружия достигли в VII веке, с расцветом на юге-востоке Кореи государства Силлы. Но они и до этого существовали в дру­гих государствах полуострова. Напри­мер, найдены настенные росписи в древних гробницах Когуре, свидетель­ствующие о начавших складываться в систему самообороны отдельных при­емах и методах защиты уже в I веке. Эти факты разрушают утверждение о заимствованиях корейцами, создавши­ми свои национальные виды едино­борств, из китайского КУН-ФУ и япон­ского КАРАТЭ.

В VII веке в Силле возник уникаль ный военно-религиозный институт хваранов. «Хваран» переводится в древне корейском языке как «цветы-юноши» Отпрыски аристократических семейств, составлявшие корпус хваранов, располагали богатым наследием традиций воинственных предков.

Овладение искусством поединка бы­ло делом чести для хваранов. Само обучение технике единоборств проис­ходило в закрытых школах. Так, общие принципы фехтования или стрельбы из лука большой тайны не составляли, а вот методика психологической подго­товки, специальные упражнения высшего мастерства для непосвященных были недоступны. Учение ХВАРАН-ДО превратилось в разветвленный комп­лекс приемов, включающий удары руками и ногами, подсечки, подножки, броски, прыжки и подкаты, множество специфических, стилевых деталей.

Существуют разные версии названий, объединяющих традиционно корей­ские разновидности единоборств. Так, одни говорят о первоначальном корей­ском направлении ТХЕ-КЕН, другие подводят большинство школ корейских единоборств под обобщающее назва­ние КВОН-ПОП. Но так или иначе ко­рейские направления единоборств раз­вивались в значительной степени само­стоятельно, хотя и  испытывали давления других, бытовавших в Китае и Японии.

Развитие корейских единоборств тес­нейшим образом связано с историей самой Кореи. Спустя несколько столе­тий государство Сияла распалось, на авансцену истории вышло другое ко­рейское государство — Коре (возмож­но отсюда и пошло объединяющее наз­вание Кореи). Квон-поп, оставаясь доминирующим направлением, стержнем многих корейских школ, сам развивает­ся в двух вариантах. Часть школ ориен­тируется на дальнейшее совершенство­вание боевых приемов, мастерство в них оценивается в турнирных поедин­ках, как с оружием, так и без него. Одновременно возникает ветвь, полу­чившая название ЧХАРЕК. В основу это­го направления легла известная даосско-буддийская концепция единства че­ловека и природы. Концепция эта поз­воляла использовать природу как не­исчерпаемый резервуар энергии.

Многочисленные войны, прокатив­шиеся в средние века по корейской земле, связанные с этим большие соци- ально-государственные перемены по-своему отразились на дальнейшей судьбе национальных систем самообо­роны. Искусство единоборства с без­оружным и вооруженным противником претерпевало изменения в виде оформления и становления самых раз­нообразных школ. От Ю-СУЛЬ (в пере­воде — «мягкое искусство»), в котором противнику противопоставлялась его же собственная сила, малейшие неточ­ности в движениях, до ПАКЧХИГИ — ис­кусства борьбы исключительно головой.

В XX веке в эпоху японского коло­ниального ига в Корее привились раз­личные стили единоборств — ДЗЮ-ДЗЮЦУ, ДЗЮДО, КАРАТЭ. В конце 1945 года Корею постигло несчастье: в результате поражения Японии в войне территория страны была разделена, что не замедлило сказаться на всей дальнейшей судьбе корейских едино­борств. Видоизменилась организация тренировочного процесса, как грибы после дождя появлялись новые школы, а каждый основатель школы «кван дянг ним» доказывал, что его система является наилучшей. Наибольший вклад в развитие корейских боевых искусств в этот период внесли школы: «Мудуккван» мастера Хван Ки, «Юнмукван» мастера Чун и Юн Квебёнга, «Чунгдо-кван», ведомая мастером Ли Вон Ку­ком, а также школа «Сонгмункван», во главе которой стоял мастер Ро Бён Джик. Эта ситуация существования раз­нообразных и внешне независимых школ логически разрешилась в 1953 го­ду, когда по инициативе школы «Мудуккван» был организован Корейский Союз Тэнг су до. В 1955 году этот про­цесс был продолжен, более широко си­стематизирован новый, современный вид корейского боевого искусства, по­лучивший название «ТХЭКВОНДО», предложенное южнокорейским гене­ралом Чой Хонг Хи. Ведущие школы и мастера поддержали этот выбор, в ре­зультате чего в 1965 году была созда­на Корейская Ассоциация Тхэквондо (КТА), президентами которой на про­тяжении ее истории были мастера: Чае Мен Шип, Чой Хонг Хи, Ким Юнг Чае и Ким Ун Енг.

Официальные формальные упражнения ВТФ. ПУМСЭ

Если к примеру, базовую технику можно назвать алфавитом тхэквондо, то формальные упражнения, которые в системе ВТФ именуются «пумсэ», является грамматикой древнего корейского боевого искусства. Комплексы упражнений, фор­мы развивались на протяжении столетий и были основным методом организации тренировочного процесса вплоть до середины XX века. До этого времени реальные тренировоч­ные и спортивные поединки отсутствовали.

Но тхэквондо — динамическое искусство, и каждое поколе­ние мастеров пыталось, и небезуспешно, внести свою лепту в его прогресс. Соответственно и пумсэ менялись на различ­ных фазах развития корейского искусства боя. Одним из старейших систематизаторов формальных упражнений из 24 движений, получивших название «Хиунг», был ныне здрав­ствующий президент Международной федерации тхэквондо (ИТФ) мастер Чой Хонг Хи. Затем мастера ведущих южно­корейских школ разработали новую серию из 8 комплексов формальных упражнений, более соответствующую уровню развития тхэквондо, которая получила название «Тэгык» ( «ве­личие» и «вечность»). В этой серии получили свое отражение в движениях: восемь символов стихий, восемь знаков власти, четыре из которых представлены в гербе Республики Корея.

Исполнение формальных упражнений особенно важно в подготовке мастеров тхэквондо и соответственно пумсэ явля­ются основным элементом при сдаче квалификационных эк­заменов. Серии комплексов «Пальгэ» и «Тэгык» официально утверждены Корейской Ассоциацией тхэквондо (КТА) в 1967 году и соответствуют уровню мастерства следующим образом (по возрастающей):

8 куп — Тэгык Иль Дянг (или Пальгэ Иль Дянг)

7 куп — Тэгык И Дянг (или Пальгэ И Дянг)

6 куп — Тэгык Сам Дянг (или Пальгэ Сам Дянг)

5 куп — Тэгык Са Дянг (или Пальгэ Са Дянг)

4 куп — Тэгык О Дянг (или Пальгэ О Дянг)

3 куп — Тэгык Юк Дянг (или Пальгэ Юк Дянг)

2 куп— Тэгык Чиль Дянг (или Пальгэ Чиль Дянг)

1 куп — Тэгык Пал Дянг (или Пальгэ Пал Дянг)

1 дан — Коре (Корея)

2 дан — Кумганг (Алмаз)

3 дан — Тэбэк (название горы — символа страны)

В начальной фазе изучения пумсэ необходимо помнить о следующих основных принципах, благодаря которым можно добиться надлежащего исполнения упражнений:

1. Запомните линии движений, последовательность элемен­тов техники в пумсэ.

2. Принимая начальное положение готовности, приведите ваши мысли в состояние уравновешенного покоя, уверенности в себе и готовности к исполнению комплекса.

3. Изучая пумсэ, выполняйте все движения свободно и точно. Постепенно, в процессе освоения, начинайте увеличивать силу движений, при этом постоянно контролируя и сохраняя правильное исполнение элементов техники.

4. Боевой крик ( «ки-хап») должен быть громким, острым, выражающим ваше духовное состояние в конкретный момент исполнения удара.

5. Постоянно отрабатывайте высокий уровень концентрации внимания и ежесекундно представляйте перед собой вообра­жаемого противника.

6. Выполняя поворот, помните, что вначале необходимо сделать быстрый, резкий поворот головы. Сначала увидеть действия противника, а только затем правильно выполнить необходимый технический элемент.

7. Двигаясь, постоянно помните о сохранении равновесия. Не поднимайте бедер и плеч в фазе перехода из одной стойки в другую.

8. Поддерживайте состояние расслабленности тела до окон­чательного момента выполнения технического элемента, только в этом случае расслабленные мышцы смогут придать ему необходимую резкость и силу.

9. Элементы комплекса исполняются в темпе приблизитель­но одно движение в секунду, за исключением моментов, темп которых оговорен заранее в соответствии с традициями.

10. Помните, что завершиться пумсэ должно в том же месте, в котором и начиналось.

Исполнение пумсэ оценивается по следующим категориям: ритм, динамика, сила, точность движений и соответствие диаграмме комплекса. Отмечая не только физическую пользу такого метода тренировок, когда вы, исправляя равновесие тела и координацию движений, научитесь вызывать полную силу ударов и контролировать дыхание, сможете открыть и понять внутреннюю природу пумсэ как форму медитации в движении. Это даст вам и возможность развиваться духовно, реально удостовериться, что тхэквондо — это не только спорт или система боевых навыков, но и искусство поединка.

Материалы подготовлены при содействии Федерации тхэквондо

Популярные ссылки

Полезные метки: боевые искусства

Схожие по тематике статьи
Гимнастика цигун - секрет восточного здоровья

Цигун в переводе с китайского означает «работа с энергией»: ци — энергия, гун —работа, владение этой энергией. С помощью этой методики можно очистить организм от болезней и шлаков, успокоить нервы, снять физическое напряжение и усталость, восстановить силы и работу внутренних органов и систем, нормализовать...

О профилактике и лечении травм в единоборствах

О профилактике и лечении травм в единоборствах рассказывает врач сборной команды по самбо, кандидат медицинских наук Евгений Попов Скажите, а какие звенья особенно подвержены травматизму…

Терминология в боевых искусствах

Изучение восточных боевых искусств, оздоровительных систем, традиционной медицины требует особой терминологии. В подавляющем большинстве случаев принято…

Комментировать статью