Цигун в переводе с китайского означает «работа с энергией»: ци — энергия, гун —работа, владение этой энергией. С помощью этой методики можно очистить организм от болезней и шлаков, успокоить нервы, снять физическое напряжение и усталость, восстановить силы и работу внутренних органов и систем, нормализовать...
История корейских боевых искусств насчитывает без малого два тысячелетия. Древние рукописи и изображения, дошедшие до нас, свидетельствуют о существовании уже в начале нашей эры в Древней Корее изощренных систем кулачного боя и борьбы.
Значительного развития корейские единоборства с оружием и без оружия достигли в VII веке, с расцветом на юге-востоке Кореи государства Силлы. Но они и до этого существовали в других государствах полуострова. Например, найдены настенные росписи в древних гробницах Когуре, свидетельствующие о начавших складываться в систему самообороны отдельных приемах и методах защиты уже в I веке. Эти факты разрушают утверждение о заимствованиях корейцами, создавшими свои национальные виды единоборств, из китайского КУН-ФУ и японского КАРАТЭ.
В VII веке в Силле возник уникаль ный военно-религиозный институт хваранов. «Хваран» переводится в древне корейском языке как «цветы-юноши» Отпрыски аристократических семейств, составлявшие корпус хваранов, располагали богатым наследием традиций воинственных предков.
Овладение искусством поединка было делом чести для хваранов. Само обучение технике единоборств происходило в закрытых школах. Так, общие принципы фехтования или стрельбы из лука большой тайны не составляли, а вот методика психологической подготовки, специальные упражнения высшего мастерства для непосвященных были недоступны. Учение ХВАРАН-ДО превратилось в разветвленный комплекс приемов, включающий удары руками и ногами, подсечки, подножки, броски, прыжки и подкаты, множество специфических, стилевых деталей.
Существуют разные версии названий, объединяющих традиционно корейские разновидности единоборств. Так, одни говорят о первоначальном корейском направлении ТХЕ-КЕН, другие подводят большинство школ корейских единоборств под обобщающее название КВОН-ПОП. Но так или иначе корейские направления единоборств развивались в значительной степени самостоятельно, хотя и испытывали давления других, бытовавших в Китае и Японии.
Развитие корейских единоборств теснейшим образом связано с историей самой Кореи. Спустя несколько столетий государство Сияла распалось, на авансцену истории вышло другое корейское государство — Коре (возможно отсюда и пошло объединяющее название Кореи). Квон-поп, оставаясь доминирующим направлением, стержнем многих корейских школ, сам развивается в двух вариантах. Часть школ ориентируется на дальнейшее совершенствование боевых приемов, мастерство в них оценивается в турнирных поединках, как с оружием, так и без него. Одновременно возникает ветвь, получившая название ЧХАРЕК. В основу этого направления легла известная даосско-буддийская концепция единства человека и природы. Концепция эта позволяла использовать природу как неисчерпаемый резервуар энергии.
Многочисленные войны, прокатившиеся в средние века по корейской земле, связанные с этим большие соци- ально-государственные перемены по-своему отразились на дальнейшей судьбе национальных систем самообороны. Искусство единоборства с безоружным и вооруженным противником претерпевало изменения в виде оформления и становления самых разнообразных школ. От Ю-СУЛЬ (в переводе — «мягкое искусство»), в котором противнику противопоставлялась его же собственная сила, малейшие неточности в движениях, до ПАКЧХИГИ — искусства борьбы исключительно головой.
В XX веке в эпоху японского колониального ига в Корее привились различные стили единоборств — ДЗЮ-ДЗЮЦУ, ДЗЮДО, КАРАТЭ. В конце 1945 года Корею постигло несчастье: в результате поражения Японии в войне территория страны была разделена, что не замедлило сказаться на всей дальнейшей судьбе корейских единоборств. Видоизменилась организация тренировочного процесса, как грибы после дождя появлялись новые школы, а каждый основатель школы «кван дянг ним» доказывал, что его система является наилучшей. Наибольший вклад в развитие корейских боевых искусств в этот период внесли школы: «Мудуккван» мастера Хван Ки, «Юнмукван» мастера Чун и Юн Квебёнга, «Чунгдо-кван», ведомая мастером Ли Вон Куком, а также школа «Сонгмункван», во главе которой стоял мастер Ро Бён Джик. Эта ситуация существования разнообразных и внешне независимых школ логически разрешилась в 1953 году, когда по инициативе школы «Мудуккван» был организован Корейский Союз Тэнг су до. В 1955 году этот процесс был продолжен, более широко систематизирован новый, современный вид корейского боевого искусства, получивший название «ТХЭКВОНДО», предложенное южнокорейским генералом Чой Хонг Хи. Ведущие школы и мастера поддержали этот выбор, в результате чего в 1965 году была создана Корейская Ассоциация Тхэквондо (КТА), президентами которой на протяжении ее истории были мастера: Чае Мен Шип, Чой Хонг Хи, Ким Юнг Чае и Ким Ун Енг.
Официальные формальные упражнения ВТФ. ПУМСЭ
Если к примеру, базовую технику можно назвать алфавитом тхэквондо, то формальные упражнения, которые в системе ВТФ именуются «пумсэ», является грамматикой древнего корейского боевого искусства. Комплексы упражнений, формы развивались на протяжении столетий и были основным методом организации тренировочного процесса вплоть до середины XX века. До этого времени реальные тренировочные и спортивные поединки отсутствовали.
Но тхэквондо — динамическое искусство, и каждое поколение мастеров пыталось, и небезуспешно, внести свою лепту в его прогресс. Соответственно и пумсэ менялись на различных фазах развития корейского искусства боя. Одним из старейших систематизаторов формальных упражнений из 24 движений, получивших название «Хиунг», был ныне здравствующий президент Международной федерации тхэквондо (ИТФ) мастер Чой Хонг Хи. Затем мастера ведущих южнокорейских школ разработали новую серию из 8 комплексов формальных упражнений, более соответствующую уровню развития тхэквондо, которая получила название «Тэгык» ( «величие» и «вечность»). В этой серии получили свое отражение в движениях: восемь символов стихий, восемь знаков власти, четыре из которых представлены в гербе Республики Корея.
Исполнение формальных упражнений особенно важно в подготовке мастеров тхэквондо и соответственно пумсэ являются основным элементом при сдаче квалификационных экзаменов. Серии комплексов «Пальгэ» и «Тэгык» официально утверждены Корейской Ассоциацией тхэквондо (КТА) в 1967 году и соответствуют уровню мастерства следующим образом (по возрастающей):
8 куп — Тэгык Иль Дянг (или Пальгэ Иль Дянг)
7 куп — Тэгык И Дянг (или Пальгэ И Дянг)
6 куп — Тэгык Сам Дянг (или Пальгэ Сам Дянг)
5 куп — Тэгык Са Дянг (или Пальгэ Са Дянг)
4 куп — Тэгык О Дянг (или Пальгэ О Дянг)
3 куп — Тэгык Юк Дянг (или Пальгэ Юк Дянг)
2 куп— Тэгык Чиль Дянг (или Пальгэ Чиль Дянг)
1 куп — Тэгык Пал Дянг (или Пальгэ Пал Дянг)
1 дан — Коре (Корея)
2 дан — Кумганг (Алмаз)
3 дан — Тэбэк (название горы — символа страны)
В начальной фазе изучения пумсэ необходимо помнить о следующих основных принципах, благодаря которым можно добиться надлежащего исполнения упражнений:
1. Запомните линии движений, последовательность элементов техники в пумсэ.
2. Принимая начальное положение готовности, приведите ваши мысли в состояние уравновешенного покоя, уверенности в себе и готовности к исполнению комплекса.
3. Изучая пумсэ, выполняйте все движения свободно и точно. Постепенно, в процессе освоения, начинайте увеличивать силу движений, при этом постоянно контролируя и сохраняя правильное исполнение элементов техники.
4. Боевой крик ( «ки-хап») должен быть громким, острым, выражающим ваше духовное состояние в конкретный момент исполнения удара.
5. Постоянно отрабатывайте высокий уровень концентрации внимания и ежесекундно представляйте перед собой воображаемого противника.
6. Выполняя поворот, помните, что вначале необходимо сделать быстрый, резкий поворот головы. Сначала увидеть действия противника, а только затем правильно выполнить необходимый технический элемент.
7. Двигаясь, постоянно помните о сохранении равновесия. Не поднимайте бедер и плеч в фазе перехода из одной стойки в другую.
8. Поддерживайте состояние расслабленности тела до окончательного момента выполнения технического элемента, только в этом случае расслабленные мышцы смогут придать ему необходимую резкость и силу.
9. Элементы комплекса исполняются в темпе приблизительно одно движение в секунду, за исключением моментов, темп которых оговорен заранее в соответствии с традициями.
10. Помните, что завершиться пумсэ должно в том же месте, в котором и начиналось.
Исполнение пумсэ оценивается по следующим категориям: ритм, динамика, сила, точность движений и соответствие диаграмме комплекса. Отмечая не только физическую пользу такого метода тренировок, когда вы, исправляя равновесие тела и координацию движений, научитесь вызывать полную силу ударов и контролировать дыхание, сможете открыть и понять внутреннюю природу пумсэ как форму медитации в движении. Это даст вам и возможность развиваться духовно, реально удостовериться, что тхэквондо — это не только спорт или система боевых навыков, но и искусство поединка.
Материалы подготовлены при содействии Федерации тхэквондо