Опубликовано в разделе Дом, в подразделе Семья и дети, 17.02.2014, 1485 просмотров

Адаптация школьников в переходных классах

Самые трудные для адаптации школьников — переходные классы: первый, пятый, девятый, одиннадцатый. Как помочь школьнику пережить первые дни в новой обстановке, советует заместитель директора центра диагностики и консультирования Галина Дудкина.

Первый класс

Важно, чтобы ребенок шел в первый класс не играть, не дружить со сверстниками, не потому, что у него новый портфель, а учиться. В последнюю неделю перед занятиями разговаривайте с ним о школе, о том, как он научится писать, читать, считать.

В последние две недели перед занятиями все усилия нужно направить на формирование постоянного режима дня, приближенного к тому, который будет во время учебного года. Должна возникнуть устойчивая привычка вставать и ложиться спать в одно и то же время. Тогда адаптация пройдет успешно, ребенок не будет сонным на первых уроках, станет полноценно воспринимать учебный материал.

С первого дня занятий и родители, и учитель стараются оценить возможности ребенка, и он это чувствует. К этому времени у малыша уже формируется самооценка, она должна быть немного завышенной, но в разумных пределах. Ребенок должен понимать, что у него все получится, он обязательно всему научится, будет не хуже, чем другие. Первоклассника необходимо постоянно поддерживать. До поступления в школу его любили просто за то, что он есть. Теперь — отношение к ребенку меняется, его начинают сопоставлять с другими детьми. Малышу непонятно, почему отношение мамы и папы изменилось, он устает от дополнительных нагрузок, тревожится, огорчается, когда не может с чем-либо   справиться. И родители должны осознавать, что у ребенка не получается что-либо   не потому, что он не хочет, а потому, что не может. Если мамы и папы сохранят свое благожелательное отношение к малышу, это станет для него хорошим подспорьем в учебе.

Начальная школа

Ученики начальной школы адаптируются быстрее, чем первоклассники. У них уже есть друзья, любимая учительница. Если в классе отношения складываются благоприятно, ребенок идет 1 сентября в школу, чтобы поделиться впечатлениями о лете.

Эмоциональные всплески в начале учебного года сказываются на успеваемости. Учителя сетуют, что дети становятся невнимательными, шумными, суетливыми. Это связано с тем, что очень хочется рассказать, что они пережили, ведь три месяца для ребенка — большой срок.

По мере установления режима, учебных нагрузок дети быстро адаптируются, обычно за две недели первой четверти.

Пятый класс

Пятиклассники переживают изменения в школьной системе примерно так же, как и первоклассники. Для них переход в среднюю школу — серьезный шаг. Как стимул и поддержка воспринимаются родные стены школы, одноклассники, если класс не был переформирован, знакомые учителя.

В пятом классе происходит двусторонняя адаптация. Учителя только что попрощались с выпускниками, пришли другие дети, педагоги начинают знакомиться, привыкать к ним, перестраивают скорость речи, тон.

В это время родители должны помогать ребенку активно отдыхать, учить взаимодействию со взрослыми. Больше разговаривайте, рассказывайте о своем общении на работе, объясните, что и у вас бывают проблемы в выстраивании отношений. Ребенок почувствует, что не одинок, трудности есть и у родителей. Он начнет переносить жизненный сценарий мамы и папы на себя. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок выстраивал отношения определенным образом, надо и самому показывать такой же пример.

Девятый класс

Девятиклассники не осознают, что этот учебный год может повлиять на всю дальнейшую жизнь. Они не задумываются всерьез о поступлении, над мальчиками не «висит» служба в армии, девочкам далеко до замужества. Им кажется, что впереди — целая жизнь.

Родителям и учителям с ними и проще и сложнее. Ведь это старшие подростки с неуравновешенной психикой, эмоциональными всплесками, выстраиванием половозрастных отношений.

Одиннадцатый класс

Тревогу перед одиннадцатым классом начинают нагонять сами педагоги и родители. Уровень тревожности у ребят поднимается во второй половине учебного года: когда выставлены оценки за первое полугодие и становится понятно, что период расслабления прошел. Начинаются занятия по подготовке к сдаче ЕГЭ, предварительные тестирования.

А вот первого сентября они спокойны, но при этом испытывают двойственное чувство. С одной стороны, сожаление, что это последний год в школе, с другой—великая радость по этому поводу.

Идет период взросления, осознания и освоения жизненных ценностей. Ребенок самостоятельно выстраивает свое поведение, берет ответственность за результаты своей деятельности. Чтобы не возникло неприятностей в конце учебнога года, родителям нужно помочь ребенку «разделить слона на части». Если мамы и папы будут проверять выполнение домашнего задания, тогда ребенок сознательно, подойдет к сдаче выпускных экзаменов.

подготовила Елена Попова

Полезные метки: школа

Схожие по тематике статьи
Об обучении детей иностранным языкам

Многие россияне предпочитают сегодня отдыхать за рубежом, путешествуя по дальним странам всей семьей. Стоит ли обучать иностранному языку ребенка, или ему будет вполне достаточно помощи профессионального переводчика…

Как и какие школьные принадлежности покупать для детей

Первое сентября, безусловно, — праздник. Хотя для родителей он несколько омрачен неизбежной суетой накануне первого учебного года. Походы по магазинам в поисках ученической экипировки изрядна облегчают родительские кошельки…

О психологической и физической готовности ребенка к школе, или в каком возрасте идти в 1 класс

Сегодня, когда обучение шестилеток в школе стало уже сложившейся практикой, энтузиазм и эйфория по этому поводу несколько поутихли. Большинство реально и здраво мыслящих родителей не торопятся отправлять ребенка в школу…