Опубликовано в разделе Дом, в подразделе Семья и дети, 25.02.2012, 2090 просмотров

Развитие пяти чувств ребенка с помощью искусства

Ребенок, как и взрослый, воспринимает окружающий мир с по­мощью пяти чувств, а развить их и обогатить способность к вос­приятию окружающего мира поможет не что иное, как великая сила искусства.

В дошкольный период у ребенка интенсивно раз­вивается правое полушарие мозга, отвечающее за интуитивно-образное мышление. Когда малыш приходит в школу, особое внимание уделяется развитию левого полушария, благодаря которому происходит ус­воение информации. При этом активность правого «твор­ческого» полушария снижается, и в результате утрачи­ваются многие способности, данные ребенку от рожде­ния. Чтобы избежать таких последствий, маленькому че­ловечку необходимо развивать творческие возможнос­ти мозга. Лучшим средством для этого является спон­танное рисование, усилить воздействие которого помо­жет обращение к основным сенсорным системам орга­низма: зрению, осязанию, обонянию, вкусу и слуху.

Взгляд

Научите своего малыша смотреть на окружающий мир по-новому. Для этого вам понадо­бятся цветное стекло, вода, целлофан, лупа. Чтобы при­ступить к занятию, выберите в комнате один предмет, например, вазу с цветами. Сначала предложите ребен­ку нарисовать цветы, бросив на них только мимолет­ный взгляд. Второй рисунок пусть он сделает после вни­мательного изучения растения. Далее ваш кроха может написать следующую картину, но только представив ее с закрытыми глазами, по своим внутренним ощущени­ям. Следующие рисунки пусть попытается сделать, рас­смотрев вазу с цветами через лупу, целлофан, стакан с водой и цветное стекло. После разложите полученные рисунки перед малышом, попросите его рассказать вам о том, что он видит. Особое внимание обратите на то, почему рисунки одного и того же предмета оказались такими разными. Поясните ребенку, что восприятие мира вокруг напрямую зависит от того, как и под каким углом на него смотреть.

Кот в мешке

Развить тактильные ощущения ре­бенка поможет следующая игра. В непрозрачный ме­шочек положите небольшую фигурку животного, же­лательно с характерной фактурой. Предложите крохе на ощупь определить, что лежит в мешке. Пусть свои самые яркие ощущения малыш передаст с помощью красок на бумаге. Поясните ребенку, что нарисо­вать он может как конкретный предмет «из мешка», так и свои эмоции, выражая их в абстрактной картине.

Пригласите своего кроху совер­шить «Путешествие в страну вкусов». Попросите его закрыть глаза и дайте попробовать что-нибудь  съе­добное, то, что он раньше никогда не пробовал. Пос­ле этого пусть юный путешественник нарисует свои ощущения. А готовые полотна можно подписать и развесить на стенах в кухне. Такая игра замечатель­но тренирует правое полушарие мозга, так как вку­совое ощущение в сознании ребенка преломляется в изобразительный мотив.

На запах

Мир запахов открывает для ребен­ка абсолютно новые чувственные ощущения. Помочь развить и усилить их поможет игра «Парфюмер». В те же стеклянные бутылочки, которые вы уже ис­пользовали ранее, поместите вещества с сильными запахами: ванилин, духи, чеснок, кофе, листочек мяты. Объясните малышу, как правильно нюхать: держа бутылочку с ароматным веществом на неболь­шом расстоянии от носа, втягивая в себя воздух, ла­донью направляемый к носу. Пусть ребенок поню­хает все бутылочки и нарисует сначала наиболее приятный для него аромат. После этого усложните задачу, предложите крохе составить художествен­ную композицию из всех предложенных запахов.

На звук

Научите ребенка распозна­вать различные звуки, это облегчит его контакт с окружающим миром. В одинаковые стеклянные бу­тылочки, оклеенные бумагой (чтобы не было видно содержимое), поместите разные предметы: фасоль, песок, камушки, канцелярские кнопки. Предложи­те малышу потрясти каждую бутылочку и нарисо­вать то, что он услышал. Любой творческий про­цесс вашего ребенка (лепку, рисование, апплика­цию) старайтесь сопровождать музыкой. Музыкальный фон создает приятную атмосферу, снимает внутреннее напряжение, способствует рож­дению внутренних образов. Главное — правильно по­добрать репертуар: для вашего малыша подойдет не­спешная классика (некоторые произведения Моцар­та, Чайковского, Римского-Корсакова) или звуки природы.

подготовила Анна Аникеева

Полезные метки: психология

Схожие по тематике статьи
Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек)

Мне кажется, проблема отцов и детей подросткового возраста усиленно раздувается. Многие родители сегодня не считают нужным решать свою частную конфликтную ситуацию с ребенком. Их убедили, что проблема отцов и детей родилась вместе…

Учимся вместе со своими детьми

Последние два года люди в нашем городе все чаще обращаются к врачам-психотерапевтам. И к взрослым, и к детским. Само словосочетание «психотерапевт» перестало пугать и настораживать родителей. Они приходят к врачам…