Да, ювеналогия изучает проблемы, связанные с продлением жизни, сохранением здоровья, она также занимается пропагандой здорового образа жизни. Когда наступает старость? У всех по-разному. Один начинает «сдавать» уже к сорока…
Все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости… Грозна, страшна грядущая впереди старость и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: здесь погребен человек; но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».
Эти жестокие строки о старости принадлежат Николаю Гоголю.
Гёте ввел в немецкий язык выражение «Гретхенфраге». Имеется в виду тот кардинальный, основной, принципиальный вопрос, который задает Маргарита Фаусту: «Как обстоит с Твоею верой в Бога?». Фауст уходит от ответа, ибо «в своем исканье смутном» ради вечной молодости он готов продать дьяволу свою душу. А у Мефистофеля на любой случай готова саркастическая усмешка.
Классик писал «Фауста» не только о прошлом, но и о будущем, которое для нас становится настоящим. 83-летний нефтяной миллионер Миллер Куорлз из Техаса не желает умирать. «Не то чтобы я уж очень боялся смерти, — заявил он журналистам. — Но ни за что не хочется уступать место детям. Какой от них толк? Все они — хулиганы и развратники. А окружающий мир так хорош, что у меня нет сил его покинуть…»
На роль Мефистофеля новоявленный Фауст пригласил биотехнологическую фирму «Герон корпорейшн», для начала сделав взнос в 50 тысяч долларов, чтобы, как сформулировала английская газета «Санди тайме», «купить себе дополнительный кусок жизни».
Мечта жизнелюбивого старца из Техаса вполне может осуществиться. По мнению Майкла Фоссела, президента Американской медицинской ассоциации по проблемам предотвращения старения, «мир сегодня находится перед столь же радикальными переменами, какие принесло людям землепашество: мы должны готовиться к жизни в обществе, где люди долго, очень долго не будут превращаться в стариков».
Тут уж впору Маргарите задать свой вопрос из вопросов, коль скоро даже разговоры о вечной жизни на земле — богохульство, которое, с точки зрения религии, посильнее дарвиновской теории происхождения видов. Однако наука отвечает на этот вопрос мефистофельской усмешкой, демонстрируя «энзим (фермент) бессмертия» — выделенную из ядра живой клетки молекулу. Этому белковому веществу ученые-микробиологи приписывают ключевую роль в процессе старения человека, а также появления злокачественных образований.
Упомянутая молекула была открыта в 1985 году американскими исследовательницами Кэрол Грайдер и Элизабет Блэкберн и получила наименование «теломераза». Подобно «живой воде» из сказочного источника, она как бы придает бессмертие некоторым клеткам в организме человека.
«Только зародыш имеет теломе-разу во всех своих клетках, — говорит микробиолог Джерри Шэй. — Однако незадолго до рождения человека это вещество исчезает почти полностью. Оно сохраняется лишь у мужчин в виде зародышевых клеток, образующихся в яичках, а кроме того, остается в организме взрослого человека для выполнения нескольких функций: для обновления кожного покрова и тканей внутренних стенок кишечника, для нормального функционирования кровеобразующих клеток костного мозга».
Все прочие клетки новорожденного сразу же вступают в процесс старения, их регенерация прекращается — начинают тикать «часы жизни», генетически заведенные для каждого из нас.
Как установили доктор Джерри Шэй и его коллеги, этот «хронометр» помещается на окончаниях хромосом: именно там расположены тысячекратно повторенные, тесно прижатые друг к другу фрагменты ДНК, которые сразу же после появления человека на свет начинают свое деление и распад, утрачивая клеточный «эликсир жизни» и ограничивая продолжительность нашего пребывания в этом мире максимум 120 годами.
Доктору Джерри Шэю удалось в лабораторных условиях искусственно удлинить окончания хромосом и тем самым увеличить наполовину время существования клеток. Одновременно американские микробиологи исследовали клетки детей, страдающих прогерией (синдром преждевременного старения): обнаружено, что при таком заболевании окончания хромосом необычно сокращены, и, как следствие, кожа больных уже в юности покрывается морщинами, происходит обызвествление кровеносных сосудов и распад внутренних органов. Фрэнси Герингер из ЮАР, страдавший этой редкой болезнью, уже в 17 лет выглядел глубоким стариком.
В этом чудовищном недуге, в свою очередь, мелькает злобная ухмылка Мефистофеля, дающая понять, сколь длинен, а вернее, бесконечен путь генетики к неизменной мечте человека о подлинном долголетии. «Старение — исключительно сложный процесс, — говорит Джерри Шэй в интервью немецкому журналу „Шпигель“. — И вряд ли можно объяснить все его аспекты лишь сокращением окончания хромосом. Но в онкологии результаты наших исследований могут дать большой эффект, ибо в 90 процентах случаев мы находим в злокачественных опухолях «энзим бессмертия“, который из-за какого-то сбоя приводит к стремительному делению и росту раковых клеток. Если удастся блокировать этот очаг медикаментами, осуществится другая мечта человека: победа над раком».
И все-таки ожидаемая продолжительность жизни человека, равная сегодня максимум 120 годам, — согласитесь, немалый срок. И средняя продолжительность в 80 лет, достигнутая в Японии, и прогноз насчет того, что к 2000 году этот показатель в США составит 77 лет, и немецкая статистика, сообщающая, что уже сегодня мужчины в Германии живут в среднем 73 года, а женщины 79 лет — все это поводы для оптимизма. Достаточно сказать, что в Германии всего за одно столетие (1871-1971), несмотря на две ужасающие войны, средняя продолжительность жизни выросла почти вдвое — с 37 до 72 лет. А сегодня на 80 миллионов жителей ФРГ приходится 61 тысяча человек старше 95 лет. Среди немецких долгожителей — самая пожилая в мире практикующая женщина-врач, 97-летняя Маргарете Штейнбах, самый старый садовник, активно занимающийся любимым делом 103-летний Георг Бредтшнейдер, полностью сохранивший в 102 года ясность ума и творческие способности писатель Эрнст Юнгер.
Ну а в Японии проживает официально зарегистрированный старейшина рода людского 119-летний Сигецио Идзуми.
Данные об ожидаемой средней продолжительности жизни в современной России (по некоторым источникам, она составляет 70 лет, по иным — значительно меньше) не могут не огорчать. Но, во-первых, все в жизни меняется, причем не обязательно в худшую сторону. А во- вторых… Обратите внимание, как изменилось у нас отношение к возрасту человека, в особенности женщин, по сравнению, скажем, с оценками в русской, классической литературе.
Вспомните: «А, кстати: Ларина проста, Но очень милая старушка…»
А ведь пушкинской «старушке Лариной» не было и сорока. По страницам Тургенева, Толстого, Достоевского бродят пятидесяти и даже сорокалетние «старухи» и «старики», вызывая некоторое недоумение у нас сегодняшних.
Впрочем, подобные переоценки характерны для истории. Все зависит от условий жизни человека. Кроме Японии с ее средней продолжительностью жизни в 80 лет существуют такие страны, как Афганистан, Уганда и Сьерра-Леоне, где такой показатель равен соответственно 45, 41 и 38 годам. Ученые считают, что, когда он опускается до рубежа 18 лет, возникает угроза полного исчезновения данной популяции.
Исследования останков 173 человек каменного века показали, что лишь троим из них удалось дожить до 50 лет. По всей вероятности, именно этим объясняется культ пожилых людей, существовавший в первобытных культурах. Подлинного расцвета он достиг в античности, когда возникло явление геронтократии (господства стариков), когда советы старейшин управляли жизнью Эфеса, Крита, Коринфа и других древнегреческих городов и областей. Великий философ-идеалист Платон (427-347 гг. до н.э.) в своем труде «Государство» писал, что лишь по достижении 50-летнего возраста человек «в состоянии понять истину» и, следовательно, руководить обществом. Он делил общество на три класса — ремесленников, воинов и философов, причем для потребляющих классов — воинов и мыслителей, достигших сакраментального полувекового рубежа, Платон предлагал отменить частную собственность и семью…
Эти постулаты были видоизменены в Древнем Риме, где старшие по-прежнему сохраняли главенство и непререкаемый авторитет в семье, однако полностью уступили молодым императорам и полководцам в управлении государством. Это произошло отнюдь не без борьбы, о чем выразительно сказано в трактате выдающегося оратора, политического деятеля, адвоката и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) «О старости»: «Государства всегда разрушаются молодежью, спасают же и восстанавливают их пожилые люди». И еще: «Самым печальным для пожилого возраста мне представляется ощущение человеком того, как ненавидят его на этом отрезке жизненного пути молодые люди». Подобное же отношение к почтенной старости ощущалось и в средние века. «Кто же этот зверь, страдающий повсюду на земле?» — задавал в своих балладах вопрос нюрнбергский мейстерзингер и сапожник Ганс Сакс. И отвечал, причем со знанием дела, ибо сам дожил до мафусаилова по тем временам возраста (1494-1576): «Это бедный старик, у которого украдено все его добро, кто лишен радостей и удовольствий жизни и кого уже долгие годы терзает дряхлость».
Для многих развитых стран мира уже сегодня характерна резко меняющаяся возрастная пирамида населения. Сокращается рождаемость, и в то же время заметно увеличивается ожидаемая продолжительность жизни — в обществе становится все больше пожилых людей, причем понятие «старость» отодвигается все дальше и дальше.
Но пока старение человеческого организма, у кого-то раньше, у кого-то позже, происходит по известной схеме: теряет свою эластичность хрусталик глазного яблока и лопаются кровеносные капилляры за сетчаткой — зрение лишается былой восприимчивости к свету; к 90 годам головной мозг весит на 10 процентов меньше, чем в 20-летнем возрасте, а объем легких сокращается на 40 процентов; после 35 лет прекращается обновление костных клеток, и скелет человека постепенно становится более хрупким; то же происходит и с кровеносными сосудами из-за их обызвествления. Походка становится семенящей, неуверенной, спина сутулится, волосы редеют, появляются глубокие морщины, наступает беспомощность. А стареть так не хочется…
Алексей Григорьев