Да, ювеналогия изучает проблемы, связанные с продлением жизни, сохранением здоровья, она также занимается пропагандой здорового образа жизни. Когда наступает старость? У всех по-разному. Один начинает «сдавать» уже к сорока…
Почему у одних народов продолжительность жизни заметно выше, чем у других? Можно ли, отвечая на этот вопрос, ограничиться данными о географических особенностях территории или о генофонде? Ученые предпочитают изучать проблему в комплексе. Именно такую задачу попытались решить американские и советские специалисты, которые некоторое время назад совместно исследовали феномен абхазского долгожительства.
Американка Сула Беннет постаралась понять, в коей мере образ жизни абхазов и характер их социальных отношений влияют на продолжительность жизни
Образ жизни, при котором система господствующих ценностей никогда не подвергается сомнению, способствует уменьшению количества стрессогенных ситуаций и недоразумений. Кроме того, существование неписаного кодекса правил поведения, которому подчиняются как старые, так и молодые, значительно снижает вероятность конфликтов между разными поколениями.
В ходе моих бесед с абхазами я просила их перечислить возможные в жизни стрессогенные ситуации в порядке уменьшения их значимости. Ответы были удивительно сходны. После смерти члена семьи самая страшная вещь, которая может случиться, — это когда родители, в особенности отец, отрекаются от своего ребенка и запрещают ему переступать порог родного дома. Вслед за этим по степени серьезности стрессовых ситуаций следует оскорбление, нанесенное родителям, особенно отцу. После этого следует оскорбление, нанесенное жене. К моему удивлению, очень редко кто упоминал о личном оскорблении, как если бы оно никогда не имело место. На вопрос анкеты: «Что бы стал делать опрашиваемый, если бы встретил человека, стремящегося к спору и ведущего себя при этом оскорбительно?» — 69% опрошенных ответили, что они просто отошли бы от него.
Большое внимание уделяется семейной чести. Когда семейная честь в опасности, это «все равно что рушится крыша». Внутренние семейные конфликты рассматриваются как менее стрессогенные. Есть основания думать, однако, что брак с человеком, воспитанным в рамках другой культуры, мог бы стать источником настоящих стрессогенных ситуаций из-за различий в жизненных ценностях и моделях поведения.
Для современного общества характерно стремление его членов к более высокому положению и успехам на жизненном поприще; при этом расхождение между действительными возможностями человека и тем, что ожидает от него семья, часто вызывает чувство глубокого разочарования. В тех же случаях, когда жизненные планы не расходятся с возможностями их осуществления, когда человек продвигается по жизненному пути в соответствии с его способностями, стрессогенные ситуации случаются значительно реже. В некоторых обществах общепризнанные престижные жизненные цели достижимы только для немногих избранных, результатом чего у многих является разочарование и, как следствие этого, глубокий стресс.
В противоположность этому требования, которые предъявляет к себе абхаз, являются очень реалистическими. Традиционное общество или семья не оказывают на своих членов давления, понуждая их добиваться высоких результатов, превышающих пределы их возможностей. В Абхазии редко можно встретить озабоченность по этому поводу или парализующий страх провала и неопределенного будущего. Абхазы не устанавливают для себя предельных сроков выполнения того или иного дела; срочность и безотлагательность проявляются только в критических ситуациях. Дух соревнования, когда он имеет место, обычно связан с второстепенными областями деятельности, такими как развлечения, красноречие, спорт, танцы, музыка и т. д. Успех человека определяется количеством и влиятельностью дружественных и преданных ему людей в собственном доме, в роду и в обществе.
С появлением в каждой деревне школы очень большое внимание стало уделяться успехам в учебе. Поскольку ряд юношей и девушек продолжают учебу в высших учебных заведениях, чтобы стать врачами, агрономами, архитекторами, а поступление в вузы основывается на оценках знаний, успехи в этой области приобрели первостепенное значение. Мне многократно приходилось слышать, что низкие оценки, получаемые детьми в школе, являются предметом серьезной озабоченности их родителей. Эта ситуация является предметом дискуссий, а ее влияние на душевное здоровье предстоит проследить.
Обычаи, связанные с приемом пищи, меняются медленно, особенно в обществах с прочными традициями. Поколение за поколением абхазы едят одну и ту же пищу, приготовленную традиционным способом. Поэтому уровень физиологической адаптации очень велик. Дети, взрослые и старики придерживаются одной и той же диеты и не проявляют никакого интереса к незнакомой для них пище. Дело совсем не в том, что у них нет выбора и они должны ограничиваться только продуктами, производимыми в данном районе, — просто они любят свои традиционные блюда и не видят причин заменять их
Как для мужчин, так и для женщин, худощавая конституция тела считается идеальной. Тучность связывают с нездоровьем. Абхазы говорят: «Человеку, который не знает объема своего желудка, часто приходится стыдиться самого себя». Пища откусывается очень маленькими кусочками и хорошо пережевывается. Абхазы считают, что очень горячие или очень холодные блюда или напитки приносят вред, поэтому пища к столу подается тепловатой. Стол всегда накрывается в одни и те же часы, пища — обычно только самая сбежая. Считается дурным тоном рассказывать за столом грустные истории, поскольку это нарушает спокойную, уравновешенную атмосферу, которая всегда царит в часы приема пищи. Возникнув в самом раннем детстве, эти привычки в приеме пищи усиливаются во взрослом возрасте и остаются точно такими же, когда человек стареет.
Данные по ряду стран мира свидетельствуют, что получаемое от работы удовлетворение способствует долголетию, и люди, удовлетворенные своей работой, как правило, живут дольше, и здоровье их лучше. Некоторые исследователи склонны даже из всех признаков именно удовлетворение работой считать важнейшей предпосылкой долголетия.
В ходе своего занявшего 9 лет исследования долгожителей Абхазии профессор Сичинава очень подробно изучил их трудовые обычаи. В условиях колхозной системы члены общества работали на началах сдельной оплаты. Исследованная профессором Сичинавой группа пожилых крестьян работала с производительностью, не превышающей 1/5 производительности молодых колхозников. Пожилые поддерживали свой темп, работали ровно и без ненужной суеты, время от времени останавливаясь отдохнуть на несколько минут. В работе они никогда не доводили себя до изнеможения и никогда не пытались превзойти собственные возможности. В противоположность этому молодые работали быстро, стараясь превзойти своих соседей.
Важно отметить, что пожилые абхазы ничуть не чувствуют себя обескураженными своими ограниченными силами и никогда не склонны состязаться с более молодыми членами коллектива. Тем не менее некоторые, пожилые колхозники умудрялись за год выработать поразительно большое число трудодней. Я спросила одного ; старого человека, не надоела ли ему монотонная полевая работа. Он был очень удивлен моим вопросом. «В конце концов, — сказал он, — это та работа, которую я знаю лучше всех других. Она мне не тяжела, и я люблю ее. Почему же я должен менять ее?»
В прошлом мужчины вступали в брак в относительно позднем возрасте. Абхазы полагают, что для того, чтобы сохранить энергию в половой жизни, как и во всем остальном, необходима самодисциплина и что регулярные половые отношения должны начинаться в более зрелом возрасте, потому что воздержание, по их мнению, продлевает потенцию и способствует хорошему самочувствию. То, что при этом удовлетворение откладывается на будущее, рассматривается отнюдь не как удручающее обстоятельство, но скорее как многообещающее ожидание предстоящих наслаждений. Продолжение половой жизни до глубокой старости считается таким же естественным явлением, как сохранение хорошего аппетита и здорового сна.
Регулярность, свойственная абхазскому образу жизни, видимо, является главной причиной хорошего самочувствия людей. Постоянство ежедневного распорядка дня во всем, что касается еды, работы, половой жизни и досуга, должны уменьшать нагрузку на организм и, видимо, способствовать долголетию. Физиология человеческого организма не приспособлена к внезапным переменам. Способность к адаптации стареющего организма особенно ограничена. Это относится ко всем основным функциям, процессам жизнедеятельности и активности организма: еде, сну, работе, отдыху, естественным отправлениям. Ритмичность всех этих жизненных процессов вносит несомненный вклад в состояние здоровья и способствует долголетию.
В обществах традиционного типа биологический ритм с самого детства служит тому, чтобы помогать индивидууму адаптироваться к требованиям существующей культуры. Исследования условий жизни долгожителей Абхазии показывают, что они всю свою жизнь проживают в одном и том же месте, делают одну и ту же привычную им работу, в одно и то же время каждый день едят традиционную для них пищу. У людей преклонного возраста, которые по тем или иным причинам были вынуждены сменить привычный для них образ жизни в деревне на городской, отмечаются неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья.
Среди абхазов распространено представление, что долгая и плодотворная жизнь — это нормальное явление, и старики это представление подтверждают. Старики-абхазы продолжают активно участвовать в Семейной и общественной жизни, сохраняя положительное самовосприятие. Поэтому физические и умственные признаки старения оказывают на них гораздо менее пагубное влияние и не являются таким источником стрессов, как в обществах других типов.
Сулла Бенет