Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 18.05.2011, 24774 просмотра

Незрелый или слабый ребенок

Почти 98% детей, по статисти­ческим данным, рождаются незрелыми, то есть беремен­ность, протекающая у современных женщин в неблащполучной экологи­ческой ситуации, заканчивается рож­дением «несозревших» детей.

Эта незрелость прежде всего касается центральной нервной систе­мы, поэтому даже нормальные роды являются травмирующими для таких детей. Что же тогда говорить о женщи­нах с патологией беременности или отягощенной наследственностью? О незрелости нервной системы новоро­жденного можно судить по многим признакам: это беспокойство или, нао­борот, вялость ребенка, частый немо­тивированный крик, нарушения сна, упорные срыгивания, изменение мышечного тонуса (чаще всего его повышение), дрожание подбородка и кистей рук, не зависящее от того, замерз ребенок или нет, и усилива­ющееся при возбуждении, крике, плаче и т. д., цианоз (синюшность) носогубного треугольника, мраморный рисунок кожи, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса, кратковременные остановки дыхания, поперхивание во время еды и питья, судороги, глазодвигательные нарушения и др. Ребенок бурно реаги­рует на любое раздражение: звук, свет, перемену положения тела, корм­ление грудью, вздрагивает, вскиды­вает ручки, кричит, плачет. Он пуглив, всего боится.

При повышении тонуса мышц-раз­гибателей спины дети часто выги­баются лежа на спине или запрокиды­вают голову, как бы рассматривая что-то  на потолке у себя за головой. При асимметрии мышечного тонуса могут появиться признаки кривошеи: ребе­нок все время поворачивает голову в одну сторону или изгибает туловище дугой вбок и не может лежать из-за этого на животе, так как все время заваливается на этот бок, не может переворачиваться со спины на живот в какую-то одну сторону, так как перетя­гивают мышцы, асимметрично натяну­тые. Лечение в этом случае, конечно же, отличается от лечения истинных мышечных кривошей, связанных с повреждением самой кивательной мышцы, и требует специальных рас­слабляющих приемов.

Вследствие повышения мышечного тонуса в руках кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локте­вых суставах, и их с трудом можно раз­вести   в стороны. Позднее ребенок испытывает затруднения, пытаясь взять игрушку в руки или целенаправ­ленно двигать рукой. Когда такие дети лежат на животе, ручки у них чаще всего вытянуты в стороны или назад, а не согнуты перед грудью.

При повышении мышечного тонуса в ногах ребенок сильно вытягивает ноги, особенно в носочках, напрягая их. Когда его ставят на ноги, опирается не на всю стопу, а на носочки, как балери­на. Он не может шагать, так как не сгибает ноги в коленных суставах, или идет, цепляя одну ногу за другую, перекрещивая стопы или косолапя и поджимая пальцы ног. Лежа на спине ребенок сопротивляется, когда роди­тели хотят согнуть его ноги в коленных и тазобедренных, суставах и развести их в стороны. Совершенно очевидно, что повышение мышечного тонуса будет серьезным препятствием для освоения ребенком основных движе­ний, которые, как правило, формиру­ются до трех лет.

При повышенном тонусе мышц-раз­гибателей спины, например, ребенок не сможет самостоятельно сесть и сидеть — его будет покачивать назад, из-за чего он все время будет падать на спину, хотя лежа на животе этот ребенок очень рано начинает дер­жать голову (еще до месячного воз­раста).

При повышенном мышечном тонусе в руках ребенок не сможет совершен­ствовать ручную умелость, которая играет важную роль и в его речевом, и в его умственном развитии. Из-за этого нарушается и познавательная дея­тельность ребенка через игрушки. В более старшем возрасте ребенок плохо обучается письму, рисованию и другим важным функциям ручной уме­лости. Понятно, что это серьезно затормозит его развитие.

При повышении мышечного тонуса в ногах будут страдать основные дви­гательные навыки по ползанию, ходь­бе, бегу, прыжкам, лазанью, причем эти затруднения могут сохраниться и в более старшем возрасте в виде нелов­кости, неустойчивости, частых паде­ний. У таких детей всегда возникают проблемы на уроках физкультуры, хотя, например, научаются стоять они довольно рано — в 5—6 месяцев.

У одних детей по мере дозревания нервной системы безо всяких спе­циальных методов коррекции эти сим­птомы исчезают. У других задержива­ются довольно долго, мешая выра­ботке правильных динамических сте­реотипов движения. А ведь двигательные стереотипы сохраняются всю последующую жизнь, лишь несколько совершенствуясь.

У грудничков движения являются основным действием, стимулирующим развитие всего организма, работу всех органов и систем. Поэтому справедли­вым будет наше стремление выявить у ребенка все его недостатки, не ожи­дая, чтобы они сгладились сами, и про­вести их коррекцию. Не выжидать пас­сивно, когда ребенок сам научится чему-либо, а заранее обучить его необ­ходимому навыку, помогая преодолеть отставание в развитии, — такого пра­вила должны придерживаться родите­ли, воспитывая ребенка.

Идея опережающего, «преждевре­менного» развития вполне согласуется с тем, что незрелому мозгу ребенка предстоит вскоре ощутить огромное информационное воздействие и стрес­совые факторы цивилизованного общества. А ведь педагоги давно жалу­ются, что многие дети плохо усваи­вают или неспособны усвоить школь­ную программу. Классы даже стали делить на подгруппы: умные дети, не очень умные и совсем не умные. И таких «совсем не умных» стало так много, что решено даже не оставлять их на второй год. При этом многие дети недостаточно физически развиты, со слабо развитой мускулатурой, с плос­костопием, нарушениями осанки, ис­кривлениями позвоночника, плохим зрением, подвержены разным заболе­ваниям.

Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодо­леть это отставание через физическую культуру и психическое совершенство­вание с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.

Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике (удерживать его будет нор­мальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Посте­пенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличи­вается. Скоро вы сможете раскачи­вать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, кото­рая проявляется в гулении, повизгива­нии, улыбке и смехе.

Кстати, о турниках. Подобное нехи­трое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мяг­ко, на резинках — получится подвиж­ная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Насту­пит время, когда, подтянувшись, ребе­нок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на тур­ничок ноги и делают «мостик» на лопатках или «полуберезку» — тоже полезные упражнения для мышц туло­вища. Во всяком случае, такое приспо­собление гораздо полезнее, чем погре­мушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам (на рас­стоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если пове­сить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.

Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторож­но: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка при­поднять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туло­вищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружа­ющий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.

Полезны также упражнения типа «самолет» — парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражне­ние, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине (ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исход­ное положение.

Все эти упражнения не только укре­пляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибуляр­ный аппарат, который влияет на разви­тие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предостав­лен самому себе (например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четве­реньки — головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигатель­ный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раска­чиваться!

Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотя­нуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок (для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то вле­во к игрушкам, источнику звуков).

Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не «привыкнет к рукам». Получив достаточное количе­ство информации и движения, он с удо­вольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игруш­ками и турничком и заснет. Когда ребе­нок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песен­кой. Ребенку необходим тесный кон­такт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отхо­дит от него, каким умоляющим стано­вится его взгляд, он будто просит: «Возьми меня на руки!» — и этот кон­такт нужен ребенку довольно долгое время — лет до 3—4, не менее.

Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максималь­ной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически со­вершенствоваться, получая необходи­мую информацию для развития интел­лекта.

Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рожде­ния видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями — все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тог­да можно рассчитывать на гармонич­ное развитие личности.

Для восстановительных процессов в утомленных мышцах (у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и спо­собности ее принимать биоэнергети­ческую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Поста­райтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка пол­зунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.

продолжение

Наталья Полонская, врач-полеолог