Почти 98% детей, по статистическим данным, рождаются незрелыми, то есть беременность, протекающая у современных женщин в неблащполучной экологической ситуации, заканчивается рождением «несозревших» детей.
Эта незрелость прежде всего касается центральной нервной системы, поэтому даже нормальные роды являются травмирующими для таких детей. Что же тогда говорить о женщинах с патологией беременности или отягощенной наследственностью? О незрелости нервной системы новорожденного можно судить по многим признакам: это беспокойство или, наоборот, вялость ребенка, частый немотивированный крик, нарушения сна, упорные срыгивания, изменение мышечного тонуса (чаще всего его повышение), дрожание подбородка и кистей рук, не зависящее от того, замерз ребенок или нет, и усиливающееся при возбуждении, крике, плаче и т. д., цианоз (синюшность) носогубного треугольника, мраморный рисунок кожи, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса, кратковременные остановки дыхания, поперхивание во время еды и питья, судороги, глазодвигательные нарушения и др. Ребенок бурно реагирует на любое раздражение: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью, вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Он пуглив, всего боится.
При повышении тонуса мышц-разгибателей спины дети часто выгибаются лежа на спине или запрокидывают голову, как бы рассматривая
Вследствие повышения мышечного тонуса в руках кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локтевых суставах, и их с трудом можно развести в стороны. Позднее ребенок испытывает затруднения, пытаясь взять игрушку в руки или целенаправленно двигать рукой. Когда такие дети лежат на животе, ручки у них чаще всего вытянуты в стороны или назад, а не согнуты перед грудью.
При повышении мышечного тонуса в ногах ребенок сильно вытягивает ноги, особенно в носочках, напрягая их. Когда его ставят на ноги, опирается не на всю стопу, а на носочки, как балерина. Он не может шагать, так как не сгибает ноги в коленных суставах, или идет, цепляя одну ногу за другую, перекрещивая стопы или косолапя и поджимая пальцы ног. Лежа на спине ребенок сопротивляется, когда родители хотят согнуть его ноги в коленных и тазобедренных, суставах и развести их в стороны. Совершенно очевидно, что повышение мышечного тонуса будет серьезным препятствием для освоения ребенком основных движений, которые, как правило, формируются до трех лет.
При повышенном тонусе мышц-разгибателей спины, например, ребенок не сможет самостоятельно сесть и сидеть — его будет покачивать назад, из-за чего он все время будет падать на спину, хотя лежа на животе этот ребенок очень рано начинает держать голову (еще до месячного возраста).
При повышенном мышечном тонусе в руках ребенок не сможет совершенствовать ручную умелость, которая играет важную роль и в его речевом, и в его умственном развитии. Из-за этого нарушается и познавательная деятельность ребенка через игрушки. В более старшем возрасте ребенок плохо обучается письму, рисованию и другим важным функциям ручной умелости. Понятно, что это серьезно затормозит его развитие.
При повышении мышечного тонуса в ногах будут страдать основные двигательные навыки по ползанию, ходьбе, бегу, прыжкам, лазанью, причем эти затруднения могут сохраниться и в более старшем возрасте в виде неловкости, неустойчивости, частых падений. У таких детей всегда возникают проблемы на уроках физкультуры, хотя, например, научаются стоять они довольно рано — в 5—6 месяцев.
У одних детей по мере дозревания нервной системы безо всяких специальных методов коррекции эти симптомы исчезают. У других задерживаются довольно долго, мешая выработке правильных динамических стереотипов движения. А ведь двигательные стереотипы сохраняются всю последующую жизнь, лишь несколько совершенствуясь.
У грудничков движения являются основным действием, стимулирующим развитие всего организма, работу всех органов и систем. Поэтому справедливым будет наше стремление выявить у ребенка все его недостатки, не ожидая, чтобы они сгладились сами, и провести их коррекцию. Не выжидать пассивно, когда ребенок сам научится чему-либо, а заранее обучить его необходимому навыку, помогая преодолеть отставание в развитии, — такого правила должны придерживаться родители, воспитывая ребенка.
Идея опережающего, «преждевременного» развития вполне согласуется с тем, что незрелому мозгу ребенка предстоит вскоре ощутить огромное информационное воздействие и стрессовые факторы цивилизованного общества. А ведь педагоги давно жалуются, что многие дети плохо усваивают или неспособны усвоить школьную программу. Классы даже стали делить на подгруппы: умные дети, не очень умные и совсем не умные. И таких «совсем не умных» стало так много, что решено даже не оставлять их на второй год. При этом многие дети недостаточно физически развиты, со слабо развитой мускулатурой, с плоскостопием, нарушениями осанки, искривлениями позвоночника, плохим зрением, подвержены разным заболеваниям.
Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодолеть это отставание через физическую культуру и психическое совершенствование с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.
Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике (удерживать его будет нормальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Постепенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличивается. Скоро вы сможете раскачивать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, которая проявляется в гулении, повизгивании, улыбке и смехе.
Кстати, о турниках. Подобное нехитрое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мягко, на резинках — получится подвижная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Наступит время, когда, подтянувшись, ребенок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на турничок ноги и делают «мостик» на лопатках или «полуберезку» — тоже полезные упражнения для мышц туловища. Во всяком случае, такое приспособление гораздо полезнее, чем погремушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам (на расстоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если повесить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.
Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторожно: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка приподнять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туловищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружающий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.
Полезны также упражнения типа «самолет» — парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражнение, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине (ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исходное положение.
Все эти упражнения не только укрепляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибулярный аппарат, который влияет на развитие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предоставлен самому себе (например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четвереньки — головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигательный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раскачиваться!
Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотянуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок (для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то влево к игрушкам, источнику звуков).
Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не «привыкнет к рукам». Получив достаточное количество информации и движения, он с удовольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игрушками и турничком и заснет. Когда ребенок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песенкой. Ребенку необходим тесный контакт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отходит от него, каким умоляющим становится его взгляд, он будто просит: «Возьми меня на руки!» — и этот контакт нужен ребенку довольно долгое время — лет до 3—4, не менее.
Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максимальной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически совершенствоваться, получая необходимую информацию для развития интеллекта.
Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рождения видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями — все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тогда можно рассчитывать на гармоничное развитие личности.
Для восстановительных процессов в утомленных мышцах (у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и способности ее принимать биоэнергетическую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Постарайтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка ползунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.
Наталья Полонская, врач-полеолог