Почему ребенок икает? Прежде всего отметим, что икота – обычное явление, которое представляет собой нарушение функций внешнего дыхания. Так что, совершенно нет повода для волнения, если вы услышали то, что ваш малыш начал икать…
Одна из проблем особенно характерна для учеников начальных классов — это возможность нарушения осанки и искривления позвоночника. Ведь столько времени приходится проводить за партой, а дома — за столом, готовя домашние задания. Учителям, да и родителям, не всегда хватает времени и терпения уследить за тем, чтобы ребенок сидел правильно.
При нарушениях и для формирования правильной осанки, пожалуйста, начните заниматься с ребенком профилактической гимнастикой (кстати, заниматься ею можно, начиная с двух лет и до 16—17-ти). Она несложная, не требует много времени, а польза — несомненная. И пусть ребенок привыкнет к ней. Только найдите для нее удобное время. Кроме того, не торопите ребенка. Не требуйте выполнения упражнений через силу. Предложите ему поупражняться вместе с вами. Кстати, этот комплекс подойдет и взрослым — только увеличьте количество повторений до 5—10 раз.
Для выполнения комплекса упражнений приготовьте: ватный или поролоновый матрасик, гимнастическую палку (ее длина — ширина плеч малыша плюс 40— 45 см).
1. И. п.— лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, ноги прямые и сомкнутые. На счет 1 поднять прямую правую ногу, на счет 2 — опустить. То же — левой ногой. Повторить 2—3 раза каждой ногой.
2. И. п.— лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. На счет 1 — поднять прямую правую ногу и левую руку, на счет 2 — опустить. То же — поменяв ногу и руку. Повторить 2— 3 раза.
3. И. п.— лежа на животе, руки, вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. Развести руки в стороны, затем согнуть в локтях и провести под грудью, имитируя движения пловца. При этом грудь немного поднимается (опора на мышцы живота). Ноги не сгибать и не отрывать от пола. Повторить 3—5 раз.
4. И. п.— лежа на спине, взять в руки палку. На счет 1 — поднять руки над головой, на счет 2—5 — проделать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
5. И. п.— сидя на пятках, руки вытянуть перед собой. На счет 1 — наклониться вперед и упереться руками в пол. На счет 2 — быстро скользнуть и продвинуться всем телом вперед, выпрямляя ноги, коснувшись грудной клеткой и животом пола, руки не сдвигать. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
Теперь можно немного отдохнуть — пусть ребенок пройдется или даже пробежится по комнате на цыпочках, подняв руки над головой, постепенно замедляя бег, переходя на шаг и выравнивая дыхание.
Следующая группа упражнений для исправления и формирования правильной осанки.
6. И. п.— упор на руках и коленях. Поднять правую руку и правую ногу (параллельно полу), задержаться в этом положении, вытягивая ладонь и ступню. Вернуться в и. п. То же — поменяв руку и ногу. Повторить 2—3 раза.
7. И. п.— лежа на животе, руки с гимнастической палкой отвести назад и согнуть в локтях, ноги прямые. Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола и задержаться в этом положении на несколько секунд. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
8. И. п.— лежа на спине, руки выпрямить и завести за голову, ноги прямые. Сделать мах руками вверх, сесть, не отрывая ноги от пола, потянуться вверх. Задержаться в этом положении на несколько секунд и вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
9. И. п. — лежа на животе, выпрямленные руки с палкой завести назад, ноги прямые. Прогнуться, подняв голову, руки, заведенные за спину, и прямые сомкнутые ноги. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
И еще одна группа упражнений при нарушении осанки.
10. И. п.— лежа на спине, прямые руки завести за голову, поднять прямые сомкнутые ноги под углом 45 градусов. Опустить. Повторить 5 раз.
11. И. п.— лежа на животе, руки положить под грудью на ширине плеч. Отжаться несколько раз на руках, не отрывая ног от пола. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
12. И. п.— лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. В течение нескольких секунд выполнять «ножницы», не сгибая ноги в коленях. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
13. И. п.— лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги прямые, голову опустить. Поднять голову и тянуть прямые руки и ноги. Задержаться в этом положении. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
14. И. п.— лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. Поднять прямые сомкнутые ноги и завести их, если возможно, за голову. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.
Этот комплекс упражнений для осанки можно выполнять и целиком, и но частям. После упражнений — встать, пробежаться или пройтись бодрым шагом по комнате, постепенно сбавляя темп. Обычно, когда упражнения хорошо выучены, эта гимнастика занимает около получаса.
Здоровья вам и удачи!
А теперь несколько советов.
Зачастую школьные завтраки в наше время — это слезы: и не вкусно, и не сытно, и т. п. Приучите ребенка или напоминайте ему сами, чтобы он обязательно брал с собой в школу свой завтрак. На выбор: «зеленый бутерброд» — черный хлеб с огурцом и салатом, печенье или несколько кусочков сыра. И обязательно — 2—3 яблока, а лучше 2—3 штуки уже очищенных морковок, кусок свежей капусты или горсть вымытых сухофруктов. Конечно, трудно приучить ребенка к этому — подумаешь: морковка! Вроде как ее и на глазах сверстниковто стыдно есть… Найдите слова, объясните, что наша морковка все равно что заморский банан и уж точно — полезнее!
И еще. Жизнь наших школьников безумно насыщена: уроки, школьные собрания, факультативы и т. д. Часто они не успевают поесть ни в школе, ни дома, потому что после занятий несутся: кто — на тренировку, кто — на тусовку…
А вечером — жалобы на усталость, головную боль, головокружение, сухость во рту… Бывает хуже — они могут в течение дня терять сознание. И происходит это не только из-за того, что ребенок недостаточно ел в течение дня. Причина может быть в другом — в обезвоживании организма.
При повышенных нагрузках, при жаре или холоде, в условиях пониженной влажности и т. п. потребность организма в жидкости, естественно, возрастает. (Причем жажда сама по себе не является истинным показателем этой потребности).
Судите сами: если жидкость в достаточной мере не поступает, организм черпает ее из клеток — чтобы восстановить объем крови.. И так до тех пор, пока этот источник не истощается. Далее — недостаточный объем крови вызывает понижение давления, что в свою очередь вызывает усталость, головную боль, головокружение и так далее.
Считается, что подростку 14—16 лет в течение дня необходимо минимум 2— 2,5 литра жидкости — содержащейся в пище и в виде напитков.
Поэтому — приучите своего ребенка не только
подготовила Татьяна Попова