Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 05.02.2012, 2968 просмотров

Правильные замечания для ребенка. Почему дети воруют

Правильные замечания для ребенка

Часто ли вам приходится делать своему ребенку замечания? Имеется в ви­ду, когда он, выполняя какие-либо действия, делает что-то , на ваш взгляд, плохо, с ошибками?А как ваш ребенок реагирует на эту критику? Обижается? Грустнеет и теряется? Или откровенно бунтует: «Ах так! Не нравится? Вообще ничего не буду делать!»

Увы, очень трудно научить ребенка что-то  делать, не указывая на воз­можные ошибки, не замечая погрешностей, не оценивая результатов его усилий. Но стоит ли так скрупулезно указывать на каждую ошибку, особенно в тот момент, когда ребенок увлеченно занят делом: рисует, лепит или пытается завязать шнурки на бантик? Может, лучше предложить помощь или выразить свое мнение чуть позже, на фоне общего одобрения? «Слушай, это просто потрясающе (прекрасно, чудесно, изумительно, восхитительно)! У меня бы так, наверное, не получи­лось. А попробуй сделать немного по-другому… А если вот так?» И кто знает, что важнее окажется для вашего ребенка: знания и уме­ния или эмоциональный след от совместных занятий? Удовлетво­рение или разочарование, из которых впоследствии вырастает уве­ренность (или неуверенность) в своих силах? И, наконец, что не менее важно для вас: укрепление взаимного ува­жения и взаимопонимания или пополнение копилки взаимных недовольств?

Так что, если ваш ребенок строит из кубиков конструкцию непонят­ной формы и назначения, лепит собачку, скорее похожую на кроко­дила, не очень складно рассказывает вам о фильме, но при этом увлечен и сосредоточен, — не спугните этот миг истинного творчества и доверия. К сожалению, замечания, сделанные во благо, гораздо чаще приводят к обратному результату.

Почему дети воруют

Согласитесь, ой как нелегко подавить в себе бурю эмоций (стыд, ярость, отчаяние), ес­ли внезапно вы обнаруживаете, что в семье завелся малолетний воришка. Еще вчера вы и не подозревали, что ангелоподобное существо с ясным и невинным взором (ваша «кро-виночка», «куколка», «мышонок») может быть уличено в том, что потрошит ваши кар­маны, сумку, шкатулку и т. д., беззастенчиво экспроприируя всевозможные ценности…

Перевели дыхание? А теперь вспом­ните, сколько лет вашему наследнику и действуйте строго по инструкции.

Если ему нет еще пяти, можно поте­шить себя мыслью, что ребенок пока не ворует, а просто берет, не осознавая смысла понятий «мое — твое». Но, тем не менее, уже сейчас начинайте объяс­нять, что все вокруг делится на «твое» и «чужое», и брать это самое «чужое» без спроса и разрешения непозволи­тельно никому. Ругать и стыдить ма­лыша за то, что он присваивает чужие вещи и игрушки, в общем-то, бес­смысленно, но вернуть взятую вешь владельцу и извиниться очень полезно.

А вот если ребенку от пяти до вось­ми лет, причины воровства и руковод­ство к действию могут быть иными.

По-видимому, ведущую роль теперь играют эмоциональные переживания ребенка: его ощущение одиночества, покинутости, отсутствие привычных любви и ласки, чувство отдаления от горячо любимых мамочки и папочки, страх оказаться незамеченным, непри­знанным, отвергнутым в новой непри­вычной социальной среде — школе.

Вот и начинается одаривание и задаб­ривание одноклассников сладостями и безделушками, купленными на укра­денные у родителей денежки.

Что можно посоветовать в данной ситуации?

Прежде всего, в этот непростой пери­од взросления не дайте почувствовать ребенку недостаток любви и внимания с вашей стороны: ему необходимо дру­желюбное общение во всех его пози­тивных формах. Ну и, конечно, не на последнем месте в процессе воспита­ния стоит просветительская работа в плане того, что истинный авторитет среди одноклассников можно заслу­жить успехами в учебе, спорте и друже­любным отношением к товарищам.

И, наконец, остановимся на харак­терном для детей более старшего воз­раста воровстве соблазна, когда дети воруют, не устояв перед желанием обладать понравившейся вещью. Увы, они уже понимают, что за соде­янное их ждет наказание, но иной возможности заполучить желаемое для себя не видят. Чаще на месте во­ришек оказываются дети из так на- зываемых неблагополучных семей, имеющих целый «букет» причин и поводов для воровства. Но если свою семью вы считаете вполне нор­мальной, вам придется преподать ребенку урок, как говорится, по полной программе. И первым номе­ром этой программы будет обяза­тельное возвращение украденной ве­щи, затем осуждающие выражения и взгляды, в конце концов допустимы и ваши слезы, и демонстрация неже­лания какое-то время общаться с ре­бенком на прежнем уровне… Что ж, строго, но справедливо.

Когда же страсти поутихнут, по­ пробуйте проанализировать, что именно соблазнило ребенка. Может быть, это только с вашей точки зрения сей предмет — глупость и блажь, а для подростка он просто жизненно необходим?

подготовила Татьяна Попова

Полезные метки: психология

Схожие по тематике статьи
Если ребенок не забияка. Если малыш отказывается от пищи

Полюбуйтесь, каков герой — растолкал всех в песочнице, одного стукнул совком по голове, у друго выхватил из рук ведерко, третьего отпихнул от песочного «пирожка», да и сам «пирожок» через секунду приказал долго жить. Такой маленький, а такой… Какой? Шустрый, активный, напористый…

Красивая и умная, а парни не обращают на меня внимание. Ребёнок не хочет учиться. Чью сторону выбрать... отвечает психолог

Мне 16 лет. Я стройная и привлекательная. Но у меня до сих пор не было ни одного парня, хотя у моих подруг их по десятку. Меня знакомили со многими молодыми людьми, но безуспешно. Один знакомый моей подруги сказал, что я ему симпатична, но все же нравится ему моя подруга. Так повторялось…

Трудности переходного возраста

Тебе хочется поскорее распрощаться с детством, с бесконечными мамиными советами и запретами? Ты мечтаешь ни от кого не зависеть и поступать так, как этого хочется только тебе? Тогда эта статья для тебя. Прежде чем ответить на эти вопросы, хочется рассказать историю одной моей знакомой…

О проблемах возникающих у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет

Продолжается учебный год. Забот хватает не только ученикам, но и их родителям. В каждом школьном возрасте есть свои проблемы. Сегодня мы обсуждаем с ЕЛЕНОЙ ОСТАПЕНКО, психотерапевтом детского краевого психоневрологического диспансера, проблемы, возникающие у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет, том самом возрасте, когда закончена начальная школа…