Полюбуйтесь, каков герой — растолкал всех в песочнице, одного стукнул совком по голове, у друго выхватил из рук ведерко, третьего отпихнул от песочного «пирожка», да и сам «пирожок» через секунду приказал долго жить. Такой маленький, а такой… Какой? Шустрый, активный, напористый…
Правильные замечания для ребенка
Часто ли вам приходится делать своему ребенку замечания? Имеется в виду, когда он, выполняя какие-либо действия, делает
Увы, очень трудно научить ребенка
Так что, если ваш ребенок строит из кубиков конструкцию непонятной формы и назначения, лепит собачку, скорее похожую на крокодила, не очень складно рассказывает вам о фильме, но при этом увлечен и сосредоточен, — не спугните этот миг истинного творчества и доверия. К сожалению, замечания, сделанные во благо, гораздо чаще приводят к обратному результату.
Почему дети воруют
Согласитесь, ой как нелегко подавить в себе бурю эмоций (стыд, ярость, отчаяние), если внезапно вы обнаруживаете, что в семье завелся малолетний воришка. Еще вчера вы и не подозревали, что ангелоподобное существо с ясным и невинным взором (ваша «кро-виночка», «куколка», «мышонок») может быть уличено в том, что потрошит ваши карманы, сумку, шкатулку и т. д., беззастенчиво экспроприируя всевозможные ценности…
Перевели дыхание? А теперь вспомните, сколько лет вашему наследнику и действуйте строго по инструкции.
Если ему нет еще пяти, можно потешить себя мыслью, что ребенок пока не ворует, а просто берет, не осознавая смысла понятий «мое — твое». Но, тем не менее, уже сейчас начинайте объяснять, что все вокруг делится на «твое» и «чужое», и брать это самое «чужое» без спроса и разрешения непозволительно никому. Ругать и стыдить малыша за то, что он присваивает чужие вещи и игрушки, в общем-то, бессмысленно, но вернуть взятую вешь владельцу и извиниться очень полезно.
А вот если ребенку от пяти до восьми лет, причины воровства и руководство к действию могут быть иными.
По-видимому, ведущую роль теперь играют эмоциональные переживания ребенка: его ощущение одиночества, покинутости, отсутствие привычных любви и ласки, чувство отдаления от горячо любимых мамочки и папочки, страх оказаться незамеченным, непризнанным, отвергнутым в новой непривычной социальной среде — школе.
Вот и начинается одаривание и задабривание одноклассников сладостями и безделушками, купленными на украденные у родителей денежки.
Что можно посоветовать в данной ситуации?
Прежде всего, в этот непростой период взросления не дайте почувствовать ребенку недостаток любви и внимания с вашей стороны: ему необходимо дружелюбное общение во всех его позитивных формах. Ну и, конечно, не на последнем месте в процессе воспитания стоит просветительская работа в плане того, что истинный авторитет среди одноклассников можно заслужить успехами в учебе, спорте и дружелюбным отношением к товарищам.
И, наконец, остановимся на характерном для детей более старшего возраста воровстве соблазна, когда дети воруют, не устояв перед желанием обладать понравившейся вещью. Увы, они уже понимают, что за содеянное их ждет наказание, но иной возможности заполучить желаемое для себя не видят. Чаще на месте воришек оказываются дети из так на- зываемых неблагополучных семей, имеющих целый «букет» причин и поводов для воровства. Но если свою семью вы считаете вполне нормальной, вам придется преподать ребенку урок, как говорится, по полной программе. И первым номером этой программы будет обязательное возвращение украденной вещи, затем осуждающие выражения и взгляды, в конце концов допустимы и ваши слезы, и демонстрация нежелания какое-то время общаться с ребенком на прежнем уровне… Что ж, строго, но справедливо.
Когда же страсти поутихнут, по пробуйте проанализировать, что именно соблазнило ребенка. Может быть, это только с вашей точки зрения сей предмет — глупость и блажь, а для подростка он просто жизненно необходим?
подготовила Татьяна Попова