Опубликовано в разделе Здоровье, в подразделе Здоровье ребенка, 13.12.2011, 25085 просмотров

О проблемах возникающих у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет

Продолжается учебный год. Забот хватает не только ученикам, но и их родителям. В каждом школьном возрасте есть свои проблемы. Сегодня мы обсуждаем с ЕЛЕНОЙ ОСТАПЕНКО, психотерапевтом детского краевого психоневрологического диспансера, проблемы, возникающие у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет, том самом возрасте, когда закончена начальная школа и начинаются средние классы.

Подростковый возрасте 10 до 15 лет очень важен для всей жизни человека. Именно в эти годы происходит пере­стройка всего организма: и физиологическая — под действием гормонов идет половое созревание, и психоло­гическая — ведущей деятельностью ста­новится интимно-личностное общение со сверстниками, то есть начинает раз­виваться общественно-полезная дея­тельность.

В младшем школьном возрасте ре­бенок больше общается с родите­лями, находясь как бы под их по стоянной защитой от внешнего мира. Начиная с 10 лет, общение со взрослыми, осо­бенно с родите­лями, уходит на второй план, а на первом — обще­ние детей друг с другом. Резко снижается авто­ритет родителей. В младших классах мама говорит, что надо хоро­шо учиться — ребенок старается. А у под ростков развивается внутренний про­тест против всего, на чем настаивают ро­дители, прежде всего — против учебы. «Не хотим учиться, хотим развлекаться и веселиться». Поэтому и класс не ста­новится для подростка тем коллективом, в котором ему комфортно жить и об­щаться со сверстниками, отсюда и не­желание ходить в школу. Зато появля­ются новые друзья в дворовых или уличных компаниях, новые «авторитеты» и «ку­миры».

Мотивация учебы

«За лето мой десятилетний сын превратился в уличного мальчишку. В начальной школе не могли заста­вить погулять, теперь невозможно „загнать “ домой…»

Ничего страшного в этом нет. У ре­бенка появился свой круг общения — дворовая компания. В этом маленьком коллективе у ребят общие игры, общие интересы, и, главное, эти интересы со­вершенно другие, отличные от взрос­лых, направлены они на общение де­тей друг с другом. Идет своеобразная подготовка и адаптация к взрослой жиз­ни, к самостоятельности, потому что в этом коллективе ребенок решения при­нимает сам, без мамы и папы. А оторвать­ся от дворовойкомпании очень трудно, особенно и первые недели нового учеб­ного года, отдыхать летом намного приятней, чем учить уроки. Для учебы нужна мотивация.

«Дочери одиннадцатый год. В начальных классах училась хорошо, никогда не было проблем с приготовлением домашнего задания. Пос­ле лета с большой неохотой ходит в школу, а уроки делает чуть ли не со скандалом. Зато готова часами иг­рать в “стрелялки“ на компьюте­ре…»

Убедить «разболтавшуюся» за лето дочь начать учиться вы сможете, если только найдете мотивацию для учебы. Поговорите с ней, возможно, не один раз. Постарайтесь выяснить, чего же она хочет, какой видит себя во взрос­лой жизни, к чему стремит­ся в будущем и чем увле­чена сейчас. Именно сегодняшние интере­сы помогут стимули­ровать рабочую ак­тивность в шко­ле. Например, любит живот­ных, хочет стать вете­ринаром — для получе­ния выс­шего образования вра­ча-ветеринара необходимо хорошо закончить школу. Если все интересы сводятся только к игре в «стрелялки», тогда стимуляцией учебы может стать разрешение играть на компьютере.

Позво­ляйте сидеть за ком­пьютером только пос­ле того, как дочь вы­полнит домашнее задание, и родите­ли его проверили. Все хорошо—тогда можно разре­шить поиграть на компьютере, но не бо­лее двух часов. То есть развлечение идет в качестве вознаграждения. Разу­меется, такой подход к учебе собствен­ного чада требует от родителей зна­чительно больших усилий, чем когда ребенок предоставлен сам себе.

Семейный капитализм

Услышала от знакомых, что со своим 10-летним сыном они рассчи­тываются за отметки: «пятерка» — пять рублей, «четверка» — четыре рубля, «тройка» — ничего не дают, а «двойка“ — сын возвращает ро­дителям два рубля. Разве можно так?..»

В принципе, ничего плохого в этом нет. Как бы грубо это ни показалось — ребенок учится за деньги—здесь цель оправдывает средства, у ребенка есть мотивация, чтобы учиться лучше. Еще нет «привязки» к реальной жизни, 10-летний мальчишка не понимает, зачем ему учиться сейчас на «пятерки» и «чет­верки», и вообще, зачем учиться, когда можно на улице целый день в футбол играть или в кино сходить. А так мож­но учебой «заработать» деньги на какую-то давно желанную вещь, напри­мер, на плейер — что же здесь плохо­го? Такая мотивация учебы очень эф­фективно «работает» в наше время. Если ли хотите — капитализм входит в маши сммьи.

«Мои 11 летняя дочь не хочет носить в школу одежду, которую я ей купила, заявила мне: „Эту юбку и кофту будешь носить сама, а я хочу костюм, как у Лены“. А у Лены богатый папа, у меня таких денег нет. Что мне делать?..»

Маме надо было сразу по­купать одежду для дочери только вместе с ней, обсуждая с доч­кой, что покупать. Найти компромиссное решение между желанием дочери и возможностями родителей. Родители не должны унижать и порабощать себя в угоду ребенку — это «перегиб ситуа­ции», а попытаться найти общее реше­ние, устраивающее обе стороны. Не­обходимо научиться договариваться с ребенком именно в возрасте 10—11 лет. Не научитесь теперь — с 16-лет­ней не договоритесь никогда. Возвра­щаясь к конкретной ситуации «костю­ма, как у Лены», предложите дочери за­работать самой на этот костюм. Не ког­да-нибудь, а теперь. И это «зарабаты­вание» совсем не обязательно должно выражаться в денежном эквиваленте. В 11 лет еще не отправишь на «летние заработки», а вот домашняя работа вполне по силам. Возможен такой ва­риант: «Ты месяц пылесосишь и моешь полы в квартире, и тогда мы идем по­купать с тобой тот самый костюм».

Об авторитетах и кумирах

Очень боюсь за 10-летнего сына. В нашем дворе полно парней с уголовным прошлым, а сын пос­леднее время просто пропадает во дворе. Боюсь, попадет он в дурную компанию…»

Кого станет уважать ваш сын, зави­сит от воспитания всех предыдущих 10 лет. Подсознательно ребенок выберет себе того «героя», на которого все эти годы давали ему установку родители. И не стоит бояться, что это будет уго­ловный элемент. Если родители сами настроены на положи­тельных людей и воспитывали этот на­строй в ребенке то он, пусть под­сознательно, бу­дет подражать родителям и никогда не выберет себе в кумиры уголовного авто­ритета. А лучше помочь ребенку выб­рать «авторитет», возможно, им станет тренер в спортивной секции или руководитель ка­кого-то кружка в Доме пио­неров, или учитель музыки в школе, организовавший школьный джазовый ансамбль. Помогая сыну най­ти сво­его «ге­роя», вы реши­те проблему занято­сти ребенка после школы, и уйдет ваш постоянный страх, что сын попадет под «дурное» вли­яние.

«Вся комната моей 11-летней до­чери завешена плакатами и вырез­ками из журналов портретов запад­ных артистов. Даже дверцы ее шка­фа заклеены картинками с торсами совершенно незнакомых заокеанс­ких красавцев и красавиц. Ни уго­воры, ни требования убрать все эту пошлость со стен ни к чему не при­водят…»

Не стоит конфликтовать с дочерью. Это подражание западной моде в об­ществе на кумиров — артистов кино, эс­традных певцов или спортивных звезд. Чаще эта мода приходит к нам из Аме­рики. Даже если вам очень не понра­вится кумир вашей дочери, прежде чем требовать «убрать эту пошлость» со стен, поинтересуйтесь хотя бы — кто это. Информацию не трудно найти в том же Интернете или в молодежных жур­налах. Будете в курсе интересов свое­го ребенка, овладеете молодежным лексиконом — появятся общие темы для общения с дочерью. А станете раз­говаривать с подростком на одном язы­ке—поддержите свой пошатнувшийся авторитет.

«А как еще можно завоевать ав­торитет у подростка?»

К 10 годам ребенка очень важно по­менять стиль своего поведения с ним. Перестать быть «запрограммированным роботом» — дети к подростковому возрасту очень хорошо изучили, как пове­дут себя родители в той или иной си­туации, предсказуемость родителей рез­ко снижает их авторитет у ребенка. Если взрослый человек окажется в глазах ребенка непредсказуемым, оригинальным, не побоит­ся выглядеть иногда чудаком, то есть пока­жет, что он может быть разным в жиз­ни и не страшится реакции окружаю­щих на свое чуда­чество — таким роди­телем ребенок будет восхищаться и гордиться всю жизнь.

Материал подготовила Татьяна Попова

Полезные метки: психология

Схожие по тематике статьи
Если ребенок не забияка. Если малыш отказывается от пищи

Полюбуйтесь, каков герой — растолкал всех в песочнице, одного стукнул совком по голове, у друго выхватил из рук ведерко, третьего отпихнул от песочного «пирожка», да и сам «пирожок» через секунду приказал долго жить. Такой маленький, а такой… Какой? Шустрый, активный, напористый…

Красивая и умная, а парни не обращают на меня внимание. Ребёнок не хочет учиться. Чью сторону выбрать... отвечает психолог

Мне 16 лет. Я стройная и привлекательная. Но у меня до сих пор не было ни одного парня, хотя у моих подруг их по десятку. Меня знакомили со многими молодыми людьми, но безуспешно. Один знакомый моей подруги сказал, что я ему симпатична, но все же нравится ему моя подруга. Так повторялось…

Трудности переходного возраста

Тебе хочется поскорее распрощаться с детством, с бесконечными мамиными советами и запретами? Ты мечтаешь ни от кого не зависеть и поступать так, как этого хочется только тебе? Тогда эта статья для тебя. Прежде чем ответить на эти вопросы, хочется рассказать историю одной моей знакомой…

Правильные замечания для ребенка. Почему дети воруют

Часто ли вам приходится делать своему ребенку замечания? Имеется в виду, когда он, выполняя какие-либо действия, делает что-то , на ваш взгляд, плохо, с ошибками?А как ваш ребенок реагирует на эту критику? Обижается? Грустнеет и теряется? Или откровенно бунтует: «Ах так! Не нравится…