Со священником из Ирландии Патриком Келли я познакомился на Тивериадском марафоне. Тивериада — курортный городок на берегу озера Кинерет, называемого также Галилейским морем. Трасса марафона пролегала по дорогам.
Отец Патрик Келли не только духовный наставник своих прихожан, но и капитан команды бегунов-католиков, выступавшей на марафонах в Нью-Йорке, Лиссабоне, Лондоне, Риме, Валенсии, Варшаве. Свою команду он собирается привезти и на Московский международный марафон Мира. Он рассказывал мне о своих ежедневных тренировках (80-100 миль в неделю) и личных рекордах: 15.47 — на 5000 м, 33.08 — на 10000 м, 2:46.03 — на марафоне. Отцу Патрику Келли между тем 54 года. Я спрашивал о смысле таких напряженных для его возраста тренировок, о том, как он понимает смысл занятий бегом вообще. В ответ он, не заглядывая в Библию, процитировал Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Смысл сказанного отцом-марафонцем был мне не до конца понятен, и я отнес это недопонимание на счет архаичности английского языка Библии. Но, вернувшись в Москву, перечитал соответствующее место в русском переводе и убедился, что смысл его и в самом деле, как сейчас принято говорить, неоднозначен.
Цитату из Послания св.Павла обычно понимают как метафору — призыв к духовному совершенствованию, к «венцу нетленному». Отец Патрик Келли трактует это место Библии буквально. И не он один.
Пегги Дуглас, американка, работающая в Москве, с которой я познакомился во время пробежки по Лужниковской набережной, считает: «Джоггеры более продвинуты в духовном отношении и стоят ближе к Богу, чем спортсмены. У них стремление к самосовершенствованию преобладает над жаждой славы. Их не интересует победа над своими ближними, они стремятся к обретению душевного покоя».
Пегги рассказала мне, что принадлежала к католической церкви, но отошла от нее: «Организованная религия перестала привлекать меня. Я увидела, что слишком многое здесь вертится вокруг денег, а о подлинном самосовершенствовании забывают». Столь же отрицательно относится она и к участию в соревнованиях, хотя в Штатах в свое время бегала марафоны. «Марафоны стали слишком коммерческими, —поясняет Пегги,—и превратились в ярмарки тщеславия. Одни делают на бегунах деньги, другие бегут ради денег, третьи тешат свое „Эго“, четвертые паясничают, вырядившись в шутовские костюмы».
Отказавшись от соревнований, Пегги тем не менее ежедневно пробегает по 8-12 км, обретая в этих пробежках, по ее словам, душевное равновесие и ощущение приближения к Богу: «Ежедневно общаясь с природой, наблюдая, как времена года сменяют друг друга, я чувствую себя ближе к Богу. Благодаря бегу я наслаждаюсь хорошим самочувствием, радуюсь жизни и тому, что Бог дал мне ее. Часто возвращаясь с воскресной пробежки, я встречаю у дома некоторых своих соотечественников, отправляющихся в церковь. Здороваясь с ними, я говорю, что уже возвращаюсь с богослужения».
Еще более категорично мысль о духовности бега выражает Олег Денисов из одного московского КЛБ: «Мы верим в Бег, во всемогущий спорт, творящий для нас рай на Земле, и в Фидиппида, который на пути из Марафона в Афины страдал от обезвоживания, умер и был похоронен. Но ежегодно в день Московского марафона Мира восстает из мертвых и появляется на трибунах нашего стадиона. Мы верим в святой Марафон Мира, в Святые Олимпийские игры, в искупление кислородного долга и в воскресение тела после финиша. Аминь».
Что же, правы те, кто утверждает, что в каждой шутке есть доля шутки. Но посмотрите, правоверные (члены КЛБ) собираются каждое воскресенье. Богослужение проводится на открытом воздухе, носит форму массового паломничества, в ходе которого каждый его участник испытывает возвышение духа (эйфория бегуна), вызванное бичеванием тела, озарение, когда в момент напряжения всех сил достигается восхитительный момент единения тела и души.
Сама постановка вопроса о том, является ли бег новой религией, может показаться кощунственной. Но для многих людей сегодня бег если и не стал организованной религией, то все же является очень важной стороной их жизни. Бег сделался для них образом жизни. Бег занимает значительную часть их времени. Воскресное утро, традиционное для верующих время посещения богослужения, становится для них временем участия в соревнованиях или подготовки к ним.
Увлекшиеся бегом люди часто резко меняют образ жизни, расстаются с курящими друзьями, разводятся, бывает, со своими небегающими женами (или, наоборот, с небегающими мужьями в случаях, когда к бегу приобщаются женщины). Их объектом референтных отношений, как говорят психологи, то есть группой, с которой они себя соотносят, принимая и реализуя в своем поведении эталоны, нормы и ценности этой группы, становятся бегуны.
Алексей Чепрасов, прошедший в поисках Истины длинный путь от убежденного коммуниста, затем приверженца одной за другой нескольких конфессий — к энтузиасту бега, рассказывает: «Я люблю беги верю в него. Впервые в своей жизни я верю во
С ним не согласен Андрей Крутиков, 49-летний верующий, занимающийся бегом: «Бег улучшает мое самочувствие, но это не делает его религией. Смысл религии вообще не в том, чтобы чувствовать себя лучше. Если
Глубоко верующим христианином является доктор медицины Кеннет Купер, книги которого по аэробике привлекли к занятиям бегом миллионы людей во всем мире. В прошлом он не раз выступал перед многотысячной аудиторией на стадионах и во дворцах спорта вместе с известным проповедником Билли Грэхемом. Разъезжая с лекциями по всему миру, Кеннет Купер неизменно соблюдал основывающееся на религиозных убеждениях правило: никаких выступлений по воскресеньям.
К. Купер был одним из тех, кто закладывал научные основы занятий оздоровительным бегом. Он считает, что неподготовленному человеку необходимы 40 дней тренировки для того, чтобы адаптироваться к бегу, вдохнуть в свое тело новую жизнь.. Именно за такое время происходит калил-ляризация мышц, в результате чего улучшается их снабжение кислородом, повышается активность окислительных ферментов, а в результате всех этих изменений бег, доставлявший вначале мучения, становится вдруг более легким. Поднявшись на такой уровень подготовленности, начинающий оказывается способен спокойно бежать в течение часа, а это, в свою очередь, создает предпосылки для изменений психологического характера, проявляющихся в появлении чувства эйфории, в наступлении медитативных состояний сознания, вхождения в транс.
В этом случае бег дает не только физическое оздоровление, но и духовное.
Лев Каганов