Опубликовано в разделе Здоровье, 26.04.2011, 1357 просмотров

Вредность не порок!

Для того, чтобы из вредного человека стать добрым, почтальону Печ-кину из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» не хватало велоси­педа. Хотя, если разобраться, ничего «вредного» почтальон и не делал -просто старался соблюдать букву закона. Как не перешагнуть черту, за которой «вредность во благо» становится просто вредностью?

В МЕРУ ВСЕ ХОРОШО

Меня в детстве интересовало: почему об одном человеке говорят, что он вредный, злой, а о другом — милый, добрый. Было интересно: если разозлить доброго, станет ли он злым и если приласкать вред­ного, станет ли добрым? Я стави­ла эксперименты, за это меня на­зывали «врединой». Так я для себя усвоила, что многое в этой жизни зависит от мнения людей, которые тебя окружают. Нравится им посту­пок — называют человека добрым, не нравится — злым. Получается, безотказный хлюпик — добрейшей души человек, а если пытаешься отстоять свою точку зрения — зло­дей, каких свет не видывал.

Моя подруга — в прошлом сту­дентка Литературного институ­та, — часто приводит такой пример: «Когда ругают твои стихи на 1 кур­се — ты обижаешься до слез, счи­таешь всех критиков вредными, злыми людьми, своими личными врагами. К концу 2 курса начина­ешь видеть свои ошибки и сам сме­ешься над ними. Ты понимаешь, что критики были правы, и нужно было не обижаться, а прислушиваться. На 3 курсе происходит переоценка: бывшие «друзья» — то есть люди, которые горячо восхищались твои­ми несовершенными произведени­ями, — либо просто не видели оши­бок, либо не хотели портить с тобой отношения, а может, им просто было наплевать на твое творчест­во. Огульно похвалить всегда про­ще, а критика требует времени и умственных усилий — нужно углуб­ляться в текст, анализировать, вы­искивать «блох». На 4 курсе сама начинаешь искать неравнодушных людей — тех, которые разобрали бы твои стихи «по косточкам», покри­тиковали, не кривя душой, не бо­ясь поссориться. Да ты и сама уже не обижаешься на критику, пони­маешь, что одно дело — отноше­ние к тебе как к человеку, и сов­сем другое — требовательность к твоим стихам. (Ведь если ты, на­пример, сварила невкусный суп, то критиковать тебя можно только как нерадивую хозяйку, а не как Чело­века, тем более, что «мастерство варки супа» приходит с опытом). Критика — очень нужное и важ­ное дело: человек, которого только хвалят, перестает расти — ему неку­да стремиться, он думает, что уже достиг вершины. Одно «но»: кри­тика должна быть конструктивной, обоснованной (что именно плохо и почему), а просто сказать «фи, ка­кая гадость“ — это такое же равно­душие, как и огульная похвала».

Так что, мой вывод: вредные люди — это люди неравнодушные. Поэтому, вредность — хорошее ка­чество, конечно, если оно в меру. В меру — все хорошо.

Дарья Кирилловна МАКОВА

ОТ ПЕРВОГО СТОЛА

Я провизор — продаю лекарс­тва в аптеке, и на себе проверила, что покупатели могут быть очень вредными: не чета «вредному пен­сионеру» И.М. Бесхлебному. Он-то действовал правильно — свои пра­ва нужно отстаивать, но и чужих прав не ущемлять!

Понятно, что здоровые люди в аптеку не ходят, сюда идут со своими болезнями, проблемами, бо­лями, со всем раздражением, на­копившимся за время болезни. С обидами на всю систему российс­кого здравоохранения: на очереди в поликлинике, на невнимание вра­чей, на дороговизну лекарств… И все это выплескивают на нас — ра­ботников «первого стола», как буд­то именно мы во всем виноваты.

По-настоящему вредные поку­патели — это не те, кто просит ле­карство «в такой синенькой коро­бочке», или лекарство на букву «Н», или «от головы и живота од­новременно». И не те, кто, прежде, чем купить, задает массу вопро­сов и просит достать из коробоч­ки инструкцию — это правомерно. И даже не те, кто воспринимает провизора, как лечащего врача и рентгеновскую установку одно­временно — требуют на основании нескольких жалоб поставить диа­гноз и выписать лекарство — в кон­це концов, все мы люди. По-настоя­щему вредные покупатели желают, во что бы то ни стало, докопаться до истины. Причем, «истины» весь­ма сомнительной, известной толь­ко им одним. Они заставят снять с полки десяток коробочек, проэкза­менуют тебя по всему курсу фар­макологии, пытаясь уличить неиз­вестно в чем. Ведь они-то знают «правильный ответ» — причем, са­мый невероятный: начинают спо­рить, что-то доказывать провизору, кричать, ругаться, даже швырять лекарствами! И, естественно, ни­чего не купят — не за этим, видимо, пришли. Просто зашли посканда­лить, излить душу — понимают, что ты на работе, и обязан быть веж­ливым… А настроение потом на весь день испорчено. И как прият­но, когда покупатель тебе улыбнет­ся, ответит на приветствие, скажет спасибо, не посмотрит, как на вра­га народа. Мы ведь тоже люди, нам доброе слово приятно.

Е.С. Петренко