Беды, болезни, страдания людские предопределили приход в мир человека, создавшего новую философскую и религиозную систему — Будды.
Будда не был сверхчеловеком. Тело его было бренно. Вот слова из его последней проповеди, обращенной к ученикам: «…Близится конец мой… Но не печальтесь. Жизнь бренна, нет рожденного, кто бы не умер. Когда я умру, тело мое истлеет, как телега. Это будет лишним доказательством бренности человеческого существования».
Так кто же он, это земной Бог? Постараюсь передать если не историческую, то хотя бы поэтическую биографию Будды, восстановленную учениками и дополненную легендами. Безусловно, вымысел здесь тесно переплетается с теми скудными реалиями, которые сохранило время.
…На берегу реки Рохини, протекающей у самого подножия Гималаев, в городе Капилавасту, столице государства рода Шакья, жил царь Суддхо-дана Гаутама. Он был правитель мудрый и справедливый, снискавший любовь своего народа. И была у него жена по имени Майя, женщина царского рода.
Более двадцати лет прожили они в мире и согласии. Лишь одно печалило: не было у них детей. Но однажды царица увидела вещий сон и — зачала. И родила сына. Случилось это 8 апреля в погожий весенний день (точный год исследователи назвать не могут, приблизительно в середине V века по Р. X.). Обрадованный царь дал мальчику имя Сиддхартха, что значит «Исполнение всяких желаний». Второе его имя было Шакья-Муни.
Через семь дней после рождения принца его мать Майя умерла. Но ребенок жил беззаботно, в ласке и довольстве, оберегаемый отцом. Войдя в возраст, Шакья-Муни женился на своей двоюродной сестре и ждал рождения первенца. Ему было уже 29 лет. И вдруг наступил душевный кризис. Перелом. Три события, три неожиданных встречи перевернули судьбу принца. Сначала он встретил дряхлого, беспомощного старика, потом больного проказой и, наконец, увидел вздувшийся, пожираемый червями труп человека. И узрел воочию, что значит старость, болезнь и смерть.
Вот, оказывается, как иллюзорно довольство, его окружающее! Принц понял: «Этот мир полон страданий. В нем постоянно горят огни страданий, недугов и смерти». И — отрекся от мирских уз, оставил семью, ушел в отшельники. Ибо решил: только пройдя через моря страданий (а уже сама жизнь — страдание, не говоря о смерти), откинув все мирское, истязая плоть свою, можно обрести нирвану — высшее состояние души, освобожденной от мирских сует. И стал Буддой Просветленным, Благословенным. Тем, кому суждено спасти человечество.
Обращали ли вы
Не судите легко о буддизме. Не случайно многие великие люди испытали на себе его влияние. Лев Толстой в своей «Исповеди» признавался, что его отказ от светской жизни был вызван наряду с философией Шопенгауэра и учением Будды.
А разве вы не согласитесь с тем, что говорит Будда: «Желания человека не знают границ… Человек не может удовлетворить свои желания. Из-за того, что он не может получить то, что хочет, он страдает… Горя в огне желаний, они (люди) не могут прожить данную им жизнь и умирают прежде времени. Все на свете кажется им враждебным для них…»
Размышление, созерцание, медитация — основа буддизма. Ламы-созерцатели (даянчи) в народе пользовались всегда особым почетом.
В Монголии, рассказывали мне местные священнослужители, ритуал созерцания с некоторых пор стал условным. Но еще в начале века А. Позднеев писал: «Из числа богатых лам — двадцатый обязательно сидел на даяне (созерцании). Совершается это очень просто. В летнее время богатенький лама… берет с собой юрту, прислужников и едет в горы, в уединенное место у реки. Выбрав удобное для созерцания место, ставит саженях в двухстах юрту. Назначает прислужникам время, когда они должны приносить ему пищу, а сам садится на „подвиг“. Созерцание продолжается 30— 49 дней. В течение этого времени лама-созерцатель не видит никого из людей, ест раз в день, а то и раз в два- три дня. Прислужника, ставящего еду в установленном месте, не видит. Потом возвращается в монастырь и ведет обычную жизнь. Но теперь у него слава созерцателя, он пользуется большим почетом».
Но были, были в той же Монголии в двадцатых годах нынешнего века (до революции) и истые монахи-подвижники, посвящавшие подвигу созерцания всю свою жизнь. Это совершалось в особых монастырях, и приходили сюда уже зрелые люди, изучившие высшую догматику буддизма.
Их испытывали на знания и прежде всего вверяли наставнику. Ставили пришедшему юрту рядом с юртой Учителя. Что происходит дальше? …Первые 16 дней ученик пребывает в юрте Учителя. Затем начинает предаваться созерцанию. Вначале видит своего наставника раз в два-три дня, потом три раза в месяц. Ученик, явившись к Учителю, падает перед ним ниц на землю, крепко обнимая его колена. Подняться и сказать
Учитель и ученик обязаны оберегать покой друг друга. Очевидцы рассказывают: бывали случаи, когда ученик, явившись к Учителю, заставал его погруженным в созерцание. И, дабы не прерывать его мысль, оставался распростертым без движения, случалось, и три дня… Но бывало и наоборот. Учитель, очнувшись, находил своего ученика в медитации — его руки уже не сжимали колена —- и тоже застывал, охраняя покой ученика…
Это, действительно, подвиг, полное отрешение от мира (не сон!). «Я попросил старика-служителя, — пишет А, Позднеев, — показать мне созерцателей хотя бы украдкою, и он согласился на это, обещая взять меня с собою… когда пойдет разносить пищу… У кровати, на обычном месте хозяина… сидел созерцатель. В других юртах увидел я то же самое… те же исхудалые и восковые фигуры добровольных страдальцев… бывали случаи, что и скудная пища оставалась нетронутой».
Я читала руководство по вхождению в нирвану. Приведу некоторые моменты. В совершенном уединении вы усаживаетесь в священной позе, то есть загнув правую ногу и заложив ее на колено левой, а левую — на колено правой. «Опустив пояс, он (созерцатель — М.Л.) складывает руки у своего недра и покачивается во все стороны до тех пор, пока стан его не выпрямится, так что спинная кость его сделается вровень с затылком, а кончик носа — с пупком. Потом, вдохнув в себя свежего воздуха столько, чтобы наполнить им всю внутренность своего тела, он выпускает его из себя одним выдохом и вслед за тем сжимает рот и вполовину закрывает глаза.,.»
Наконец, после долгих невероятных усилий дух располагается к сосредоточенному неуклонному вниманию. Есть несколько видов созерцания, На низших его ступенях созерцатель еще может испытывать душевное наслаждение, радость и прочее, например, размышляет о любви к милосердию Будды. Но лестница созерцаний ведет все выше — к полному духовному совершенству. Главное — совсем отрешиться от чувственного мира, не сосредоточиваться на какой-либо ступени, где испытываешь радость. Нельзя и задремать. На одной из ступеней созерцания (а всего их —12) душа пребывает в совершенной пустоте, она бесстрастна. Но и это не предел. Впереди еще четыре неба созерцания. Высшее — это даже не область совершенной пустоты. Ибо сама пустота тоже изменчива: была, а потом не будет. Следовательно, и она не вечна. Вот созерцатель достигает состояния небытия — ему кажется, что он не существует. Может быть, это высший предел? Нет, убеждение в небытии — тоже личное ощущение. Самая высшая ступень — та, в которой нет ничего: ни мышления, ни немышления. Это состояние умного покоя. Вечного покоя. Оно достигается путем абсолютного отрицания. В таком состоянии и возможны те психические явления, которые мы привыкли считать сверхъестественными: связь с космосом, материализация миражей, телепатия и т. п. Это прерогатива тех, кто избрал путь мистиков, приверженцев секты «красношапочников».
Будда Шакья-Муни хотел, чтобы его последователи отказались от всего земного, презирали его и вступали в духовные звания. Но в конце концов понял, что нельзя все человечество обратить в аскетизм, и сам вернулся к людям из отшельничества — нести им истину. Так, буддизм всех людей поделил на две части: монахов и мирских людей. Для первых было непременным выполнять обеты, соответствующие духовным званиям. Для младших послушников их было пять: не убивать, не воровать, не лгать, не прелюбодействовать, не пить вино. Конечно, и мирские люди должны были вести совестливую жизнь. Но эта жизнь не отрицала земные радости.
Первые пять обетов часто принимали и простолюдины, обычно еще в детстве. В Монголии начала века ⅝ населения приняло первый обряд. Мы привыкли представлять Монголию той же атеистической страной, что и наш Союз в свое время. А между тем русские ученые отмечали, что монголы так набожны, что и живут, кажется, в потустороннем мире: так идея перерождения в другой жизни захватывает их.
Мне посчастливилось побывать на аудиенции у самого хамбо — главы монгольских буддистов. И на мой вопрос о набожности монголов он ответил очень дипломатично: «Это выясняется теперь…» Я сама убедилась: набожны, видимо, эта вера и не уходила из душ…
Ну как тут не согласиться с А. Позднеевым, который писал: «Нам постоянно твердят о том, что духовенство у ламаитов отличается своей невежественностью, что повсюду оно гнетет народ, не неся на себе никаких общественных обязанностей… что это чуть ли не самый развратный и своевольный класс народа… При ближайшем знакомстве с буддизмом я нашел в буддистских монастырях… стройные правила жизни лам… видел отношение лам к народу и религиозную жизнь самого народа».
Разве не свидетельствует о таких стройных и мудрых правилах жизни в известных храмах дореволюционной Монголии забота о развитии науки? Опять-таки сошлюсь на наблюдение А. Позднеева.
Это так называемые цанитские монастыри. «Цана» — мудрость, «нит» — сущность (т. е. «учение, излагающее сущность мудрости»). Здесь шла своя жизнь, высокая, духовная. В цанитских аймаках и монастырях (они сейчас возрождаются в Монголии) ламы всецело занимаются наукой: изучением научных трактатов буддизма по части богословия, философии, логики, риторики, этики, астрологии, медицины. Любознательные юноши сами, по сознательной и доброй воле приходят сюда.
Все свое время эти юноши проводят в чтении, составляют выписки из различных сочинений. Это подлинная жизнь ученых, подвижническая жизнь. Они часто предпринимают путешествия в другие монастыри, которые славятся постановкой цанита. Лама отправляется в путь без всяких средств, с котомкой, где лежат духовное одеяние и записи. Весь путь обходится только милостыней. Достигнув известного цанитского монастыря, он облачается в духовную одежду, приходит на хурал (молебен), вместе со всеми читает молитвы. А по окончании, когда начинаются диспуты, выходит первым и предлагает интересующие его вопросы. Начинаются оживленные споры, ламу расспрашивают, что он ищет, какую истину, какие интересные рукописи есть в его монастыре… Иногда юноша остается здесь на год, а потом опять — в путь в поисках истины…
Заветная мечта таких ученых (а речь идет о Монголии) — посетить Тибет, Лхасу — сокровищницу буддийской мудрости. Средоточие главных школ буддизма. Но о Тибете мы поговорим в следующий раз.
Маргарита Ломунова