Философская дискуссия о природе медицины насчитывает уже много веков. Врачи полагают, что здоровье требует того или иного вмешательства извне, тогда как сторонники естественной гигиены утверждают, что здоровье есть результат жизни в согласии с законами природы. В Древней Греции считалось, что врачам покровительствует бог врачевания Асклепий (в римском варианте — Эскулап), а целителям — богиня здоровья Гигиея, дочь Асклепия.
Философ Рене Дюбо пишет: «Для служителей Гигиеи здоровье — естественный порядок вещей, состояние, по праву принадлежащее человеку, который разумно распоряжается своей жизнью. По их мнению, самая важная функция медицины — открывать и проповедовать законы природы, которые позволят человеку иметь здоровое тело и здоровый дух. Последователи же Асклепия считают, что главная роль врача — лечить болезнь, исправлять любые несовершенства, как врожденные, так и приобретенные в течение жизни».
Разные философии приводят к разным видам практики. На Западе внимание медицинской науки сосредоточено в основном на обнаружении внешних возбудителей болезни и разработке средств борьбы с ними. Середина нашего века ознаменовалась выдающимся успехом медицины — открытием антибиотиков и благодаря этому победой над инфекционными заболеваниями. Именно этот успех в первую очередь привлек сердца и умы на сторону Асклепия и убедил многих в перспективности медицины, использующей современные технологии.
На Востоке, особенно в Китае, медицина сосредоточена совершенно на другом. Она исследует способы повышения внутреннего сопротивления организма, благодаря чему можно сохранить здоровье, каким бы вредным влияниям оно ни подвергалось. Это уже подход, характерный для Гигиеи. В процессе исследований китайские врачи обнаружили много природных веществ, которые оказывают тонизирующее воздействие на организм. И несмотря на некоторые успехи западного подхода, он значительно уступает по своей ценности восточному.
Оружие всегда несет в себе опасность: оно может обернуться против того, кто им владеет, или вызвать еще большую агрессию со стороны противника. В наши дни специалисты по инфекционным заболеваниям во всем мире с отчаянием думают о возможности возникновения неизлечимых болезней, вызываемых резистентными (не поддающимися воздействию антибиотиков) микроорганизмами. В журнале университетского медицинского центра, где я преподаю, была опубликована статья «Устойчивость к противомикробным средствам: новая чума?» В ней, в частности, говорится: «Хотя проти-вомикробные средства считаются „чудо-лекарствами“ XX века, сегодня врачи-клиницисты и ученые остро осознают, что устойчивость микробов к лекарственным средствам становится главной клинической проблемой. Предлагается множество решений. Фармацевтическая промышленность пытается разрабатывать все новые и новые средства, лучше противостоящие выработавшимся у микробов механизмам устойчивости. К несчастью, у микробов быстро вырабатываются новые механизмы защиты. Устойчивость к противомикробным средствам становится все более неотложной проблемой во всех практических ситуациях, которые могут отрицательно влиять на исход заболевания».
Выражение «могут отрицательно влиять на исход заболевания» — это иносказание. Оно подразумевает, что пациенты будут умирать от инфекций, которые врачи могли раньше лечить антибиотиками. По сути, антибиотики быстро утрачивают свою силу, и некоторые инфекционисты начинают задумываться о том, что мы будем делать, когда больше не сможем на них полагаться. Возможно, нам придется вернуться к методам, которые использовались в больницах в 20-е и 30-е годы, перед появлением антибиотиков: к строгому карантину и дезинфекции, к хирургическому дренажу и т.д. Какой шаг назад для нашей высокоразвитой медицины!
В то же время устойчивость к тонизирующим средствам, используемым, например, китайской медициной, не развивается, потому что они действуют не против микробов (и поэтому не влияют на их развитие), а усиливают защитные силы организма. Они увеличивают активность и действенность клеток иммунной системы, помогая пациентам сопротивляться всевозможным инфекциям, а не только тем, которые вызывают микробы. Антибиотики же эффективны только против микробов, а против вирусов они бесполезны. Беспомощность западной медицины в борьбе с вирусными инфекциями ясно прослеживается на примере СПИДа. Китайское лечение травами людей, инфицированных ВИЧ, более действенно хотя бы потому, что оно нетоксично и позволяет многим из тех, кто страдает ВИЧ-инфекцией, жить относительно долго без проявления симптомов болезни, несмотря на то, что вирус сохраняется в организме.
Восточный принцип укрепления внутренних защитных механизмов характерен для Гигиеи, поскольку предполагает, что организму свойственна естественная способность сопротивляться возбудителям болезни и справляться с ними. Будь в западной медицине такая тенденция выражена более явно, наше здравоохранение не стояло бы сейчас перед лицом экономического кризиса, потому что методы, использующие преимущества естественных способностей организма к исцелению, гораздо дешевле, нежели вмешательство технологической медицины, и в конечном итоге безопаснее и действеннее.
Сторонники Асклепия больше заинтересованы в лечении, в то время как последователи Гигиеи — в исцелении. Лечение — это воздействие извне, исцеление же происходит изнутри. Слово «исцелить» означает «сделать целым», то есть восстановить целостность и равновесие в организме.
Я хочу привлечь внимание к внутренней, сокровенной природе процесса исцеления. Даже если лечение приводит к успешному исходу, этот исход есть результат активизации внутренних механизмов исцеления, которые при иных обстоятельствах могли бы действовать и без какого бы то ни было внешнего стимула. Организм способен исцелить себя сам. А причина в том, что он обладает своей системой исцеления.
До сих пор немногие из врачей и ученых интересовались случаями исцеления, поэтому не удивительно, что феномен самоисцеления кажется неясным, а понятие о внутренней системе исцеления расплывчатым. Но чем глубже мы будем вникать в механизм самоисцеления, тем меньше у нас будет поводов прибегать к ненужному медицинскому вмешательству, которое порой бывает пагубным. Медицина, ориентированная на исцеление, будет служить человеку гораздо лучше, поскольку она надежнее, безопаснее, а кроме того, намного дешевле, чем существующая медицинская система.
Двадцать пять лет назад, чтобы разобраться в том, какое лечение перспективнее — традиционное или ориентированное на самоисцеление, восточное или западное, я предпринял путешествие в северо-западную часть бассейна Амазонки, расположенную неподалеку от колумбийско-эквадорской границы. Я хотел разыскать шамана по имени Педро — индейца из племени кофанов, который жил в одинокой хижине в дебрях огромнбго непроходимого леса. Говорили, что этот шаман — искусный целитель.
За год странствий по Южной Америке, встречаясь со многими шаманами, я испытал много разочарований. Одни оказались пьяницами, другие явно охотились за славой и богатством. Педро был моей последней надеждой. Я был бы для него первым гринго, и у меня были большие надежды, что он откроет мне тайны целительского искусства, которые я жаждал познать.
Я оказался в этой южноамериканской глуши потому, что надеялся найти нечто экзотическое и удивительное, нечто несказанно далекое от моего повседневного опыта. Я мечтал проникнуть в сокровенный источник целительского дара —этого союз волшебства, религии и врачевания. Я хотел понять, как сознание взаимодействует с телом. А кроме всего прочего, я надеялся разузнать секреты индейцев, которые мог бы практически использовать, помогая людям обрести здоровье. Я провел в стенах престижного университета восемь лет, четыре из которых изучал ботанику и четыре — медицину, но так и не нашел ясных ответов на свои вопросы. Изучение ботаники пробудило во мне желание увидеть джунгли, встретиться с туземными целителями и сохранить быстро исчезающие знания о лекарственных растениях.
Когда я изучал медицину, мне хотелось бежать из мира агрессивного, технологизированного лечения к романтическому идеалу естественного исцеления.
В 1969 году, завершив основной курс клинической подготовки, я принял решение не использовать на практике те знания, которые только что получил. Для этого у меня были две причины: одна эмоциональная, другая логическая. Первая заключалась просто в том, что я чувствовал: случись мне самому заболеть, я бы не хотел, чтобы меня лечили так, как я научился лечить других, разве что не будет другого выбора. Поэтому мне было неловко лечить людей. Логическая причина состояла в том, что большинство методов лечения, с которыми я познакомился за четыре года обучения на медицинском факультете Гарвардского университета и за год в интернатуре, не воздействовали на причины болезни и не способствовали исцелению, а лишь подавляли или просто сводили на нет видимые симптомы заболевания. Я почти ничего не узнал о здоровье и его сохранении и о том, как предупреждать болезнь, и это было большим упущением, поскольку я уже верил, что главная задача врача — учить людей тому, как не заболеть. Слово «доктор» происходит от латинского слова «учитель». Главным должно быть обучение профилактике болезни, а лечение уже существующей болезни — дело второстепенное.
Если пролистать современный справочник лекарственных форм, легко обнаружить, что большинство названий лекарств начинается с приставки «анти», что значит «противо». Мы применяем противоспазматические, противогипертонические и противовоспалительные средства, антикоагулянты и антидепрессанты, лекарства против кашля, тревоги и зуда, а также бета-блокаторы и антагонисты гистаминовых рецепторов. Современная медицина по сути своей противодействует организму, угнетает его функции.
«Ну и что в этом плохого?» — может спросить читатель. Если жар представляет опасность или аллергическая реакция становится неконтролируемой, то с этими симптомами, разумеется, следует бороться. Я не возражаю против использования таких методов лечения, но только в качестве кратковременного средства для облегчения очень тяжелой ситуации. Если же сделать их главной стратегией лечения, то это чревато двумя серьезными проблемами.
Во-первых, пациент подвергается опасности, потому что фармацевтические средства по природе своей токсичны. Ожидаемый от них результат слишком часто сводится на нет побочными эффектами. Случаи острой реакции на лекарства угнетающего действия, имеющиеся в арсенале традиционной медицины, — серьезный аргумент против этой системы, и во время медицинской практики я видел их больше чем достаточно, чтобы понять: должен существовать какой-то другой, лучший выход. Траволечение привлекло меня потому, что предлагало возможность найти безопасную естественную альтернативу тем лекарствам, которые меня учили использовать.
Во-вторых, симптоматические методы лечения в конечном счете могут привести к усилению патологических процессов, а не к их прекращению. Эта мысль впервые пришла мне в голову, когда я прочитал труды великого еретика от медицины Самуэля Ганемана (1755-1843).
Это был замечательный немецкий врач-новатор, отец гомеопатии — одного из основных направлений альтернативной медицины. Гомеопатия основана на приеме очень малых доз сильно разбавленных средств, призванных служить катализаторами реакции самоисцеления. Я не гомеопат и не разделяю некоторых убеждений. Тем не менее я наблюдал случаи исцеления при использовании гомеопатических средств и восхищаюсь тем, что эта система использует методы лечения, которые не могут причинить вред. Более того, я нахожу некоторые принципы Ганемана очень важными для всей медицины.
Например, такой: опасно подавлять явные симптомы заболевания. Описывая лечение зудящей красной сыпи на коже, Ганеман писал, что лучше иметь болезнь на поверхности тела, чем внутри, потому что с поверхности ей легче исчезнуть. Симптоматические же методы лечения могут загнать болезнь внутрь, в более жизненно важные органы.
Ганеман пришел к такому пониманию задолго до открытия кортико-стероидов, очень сильных противовоспалительных гормонов, которые врачи прописывают сегодня своим пациентам, не особо заботясь о том вреде, который они могут причинить. Стероиды местного применения очень эффективно снимают кожные высыпания. В Соединенных Штатах их даже продают без рецепта. И вот я снова и снова встречаю пациентов, у которых развивается зависимость от этих препаратов. Пока они применяют стероидосодержащие кремы и мази, сыпь удается держать в узде. Но как только лечение приостанавливается, симптомы проявляются снова и в еще более острой форме, чем раньше. Патологический процесс не устраняется, а только сдерживается — при этом он набирает силу, чтобы проявиться снова, как только прекратится действие внешней, противоборствующей ему силы.
Если принимать стероиды систематически, их угнетающее и токсическое действие будет ощущаться еще сильнее. Пациенты, которые для борьбы с ревматическим полиартритом, астмой и другими аутоиммунными и аллергическими заболеваниями месяцами или годами принимают препараты типа преднизолона, часто страдают от неприятных последствий их токсичности (прибавка в весе, депрессия, язва, катаракта, хрупкость костей, прыщи), но отказаться от лекарств не могут, ибо в этом случае симптомы вернутся с новой силой.
Мой опыт наблюдения пациентов подтверждает то, о чем предупреждал Ганеман. Недавно я видел женщину тридцати с лишним лет, у которой развились симптомы серьезного аутоиммунного заболевания — склеродермии. Болезнь началась с того, что на холоде у нее стали бледнеть руки и она при этом испытывала болезненные ощущения. Это так называемый симптом Рейно, признак нервно-сосудистого расстройства, которое может существовать само по себе или свидетельствовать о более глубоких нарушениях нервной системы и кровообращения. В данном случае оно сопровождалось болями в суставах и опуханием пальцев. Потом кожа на пальцах и кистях рук начала утолщаться и грубеть — это классическое проявление склеродермии (само это слово значит «грубая кожа»). Кисти пациента, страдающего тяжелой формой склеродермии, часто бывают холодными, красноватыми, блестящими, жесткими и неподвижными, но эта внешняя перемена, пусть даже уродующая их, не является худшим следствием заболевания. Если склеродермия затрагивает внутренние органы — пищеварения, дыхания, кровообращения, исход может быть смертельным.
Врачи быстро поставили диагноз и стали давать пациентке большие дозы преднизолона и других иммуно-депрессантов. Результаты появились быстро: за несколько месяцев кожа вновь приобрела нормальный вид, боли в суставах исчезли, и врачи возвестили о «полном излечении». К несчастью, через год у нее появилась одышка. Рентгеновское исследование обнаружило фиброз легких — прогрессирующее заболевание, при котором обычная легочная ткань превращается в патологическую, фиброзную. Больной сказали, что ее состояние не связано с предшествовавшей склеродермией, на самом же деле фиброз легких— хорошо известное, хотя и нечасто встречающееся проявление того же процесса с той разницей, что он поражает более жизненно важную часть организма и гораздо хуже поддается лечению. Кисти у женщины были теплые, розовые, мягкие, и на поверхности тела явных признаков болезни не наблюдалось. Тем не менее она стала инвалидом из-за болезни легких, которая теперь не поддавалась препаратам-депрессантам.
Ко времени окончания интернатуры я навидался достаточно таких случаев, чтобы ясно понять: я не хочу ни практиковать традиционную медицину, ни изучать ее дальше. Однако я не знал, чем ее заменить, и эта неуверенность толкнула меня на поиски, в результате которых я оказался на Амазонке.
В конце концов я все-таки нашел шамана Педро. Очень хорошо помню нашу встречу, хоть она и произошла очень давно. Разумеется, тогда я не представлял себе ее истинной важности, сочтя всего-навсего очередным звеном в длинной цепи разочарований. На самом же деле она стала первым шагом на новом пути, который со временем привел меня обратно к тому месту, где мне предстояло обнаружить то, что я всегда знал, только не мог угадать.
Шаман оказался энергичным серьезным мужчиной лет сорока с небольшим. Он мне сразу понравился. Однако Педро тут же заявил, что мне нет никакого смысла у него оставаться, потому что он больше не занимается своим ремеслом. Вместо того чтобы лечить людей, он увлекся политической деятельностью — пытался поднять соплеменников-кофанов на борьбу с серьезной угрозой, нависшей над их жизненным укладом. Она исходила, как оказалось, от компании «Тексако», которая проникла в северо-западную часть бассейна Амазонки, чтобы разведать богатые запасы здешней нефти. Как-то раз я ненадолго останавливался в одном приграничном городке, служившем «Тексако» базой, и пришел в ужас от того, что там увидел и услышал: город стал средоточием шума, грязи, дыма, воров, шлюх и головорезов. Оттуда все эти напасти распространялись дальше.
Индеец рассказал мне, что принадлежащие «Тексако» вертолеты выгнали из лесов дичь, а из рек стала исчезать рыба. За последние два года охота и рыболовство резко пошли на спад, в чем Педро винил исключительно нефтеразведку. Теперь вся его энергия была направлена на сбор подписей под петицией, требующей от «Тексако» денежного возмещения за нанесенный ущерб. Ему было жаль, что я зря проделал такой длинный путь. Мне тоже.
Однако скитания в поисках Педро открыли мне одну истину. Я понял, что искал ответы не там, где нужно. Чтобы найти источник исцеления, нет никакой необходимости отрекаться от собственной страны и культуры, от традиционного образования и собственного «я». Но чтобы прийти к этому, мне пришлось провести в пути не один год.
Эндрю Уэйл