После того как умер Бенджамин Спок, американские информационные агентства сообщили, что общие тиражи книги Спока «Ребенок и уход за ним» уступают лишь тиражам Библии.
Почему столь популярным оказался обычный учебник, а точнее самоучитель по педиатрии? Пеленки, молочные смеси, детские болезни, детские шалости — вот круг проблем, охватываемых этой книгой, как и тысячами других полезных книг, издаваемых для врачей и для родителей. Причем надо сказать, что доктор Спок не предложил каких-то новых, революционных способов стирать пеленки, изготовлять молочные смеси, лечить болезни или успокаивать расшалившихся детей. Худо-бедно, но и до Спока родители растили своих детей. И судя по тому, что хороших людей во все века вырастало не так уж мало, очень многие родители делали это совсем неплохо.
Но и до появления Библии были хорошие, честные, добрые люди. И даже среди тех, кто ни разу в жизни не брал Библию в руки, было немало достойнейших…
Заслуга доктора Спока в том, что он первым убедительно доказал, что ребенка можно и нужно воспитывать без насилия, что любовь и доброта сильнее, эффективнее принуждения, что уважение к ребенку и к миру его интересов, прежде всего к его духовным запросам — залог воспитания в нем лучших человеческих качеств. И еще доктор Спок считал, что жизнь родителей не должна ограничиваться воспитанием детей, она самоценна так же, как и жизнь ребенка.
Да, воспитание — тяжелый труд, но этот труд должен приносить радость и к тому же оставлять родителям место и для других радостей жизни.
Эти постулаты Спока внесли немалый переполох. Оказывается, ребенка совсем не обязательно кормить в определенные часы. Оказывается, его нельзя шлепать, а надо побольше ласкать. Оказывается, следует чаще доверять его инстинкту: он сам знает, что из еды ему полезно, знает, когда ему ложиться спать, а когда и сколько надо побегать.
Возражений было и есть более чем достаточно. Что же, идти на поводу у ребенка? А если он бегать захочет ночью? А если у него вовсе нет желания есть? А если его шалости всем мешают? А если… Да, возражения весьма резонны. Особенно в обществе, где главенствует догмат дисциплины, где подчинение считается более существенным, чем личностные порывы.
Что же, идеи Спока, как и любые другие идеи, можно довести до абсурда. Реализовывать их действительно труднее, чем заставлять подчиняться. Но сломленный ребенок станет ущербным человеком. А вот обласканный, радостный, любимый и во взрослую жизнь придет с ощущением счастья и готовностью делать людям добро.
Нравственный облик формируется уже в процессе самых простых дел — кормления, пеленания, купания. Во время игр и общения с родителями и сверстниками. По мнению Спока, уже к 2-4 годам личность ребенка в основном сформирована и чем выше дружелюбие, доброжелательность, уважение, справедливость родителей, тем более высоким нравственным идеалам будет соответствовать эта личность.
Спок дает рецепты, объясняет, как приучать ребенка к дисциплине лаской и любовью, как помогать ему без насилия, слез и огорчений познавать науку жить среди людей. Конкретный и простой пример — отрывок из книги, который мы публикуем в этом номере нашего журнала.
У Спока всегда было много врагов. Потому что его идеи гуманного воспитания жестко противостоят догматам воспитания тоталитарного. Ведь человеком, воспитанным в детстве «по Споку» (даже если его родители ничего о Споке и не слыхали), трудно управлять. Чтобы выполнять распоряжения или приказы, которые противоречат его взглядам, его натуре, человека надо сломать. А сломать взрослого, сложившегося человека — катастрофа.
Растет число детей, воспитанных по Споку, — растет количество катастроф. Свободная личность, попав в обстоятельства неприемлемые для нее, вынуждена вступать в жесткое противостояние, где победу не гарантирует никто.
Что делать? Я убежден — воспитывать детей по Споку. Чем таких людей больше, тем заметнее меняется общество.
Америка впервые столкнулась с «проблемой Спока» в шестидесятых годах, когда массовым стал отказ американских юношей воевать во Вьетнаме. Жестокая, бессмысленная война противостояла идеям гуманизма. Тут-то и вспомнили про вольнодумную книгу Спока, приписывая ей идеи вседозволенности. Дело дошло до шумного судебного процесса над Споком и несколькими его единомышленниками. Доктор получил два года тюрьмы. Вот вам и учебник педиатрии!..
Мне посчастливилось провести в Москве один день вместе с этим великим человеком.
Дело было в августе 1977 года. В антиамериканской пропагандистской кампании процесс над Споком был прекрасным козырем. И знаменитого доктора пригласили в Советский Союз, хотя его идеи очень не подходили нашей догматической коллективистской педагогике и строго регламентированной педиатрии. К тому времени книга Спока у нас уже была издана, причем хорошими тиражами. Во всех рецензиях, а также в предисловии к ней много говорилось о Вьетнаме, о борьбе за мир. Вот характерная цитата из предисловия к русскому переводу: «Война во Вьетнаме с военной точки зрения безнадежна, с моральной порочна, с политической обречена на поражение. Америка тратит безумные деньги на войну и ничего не делает для того, чтобы покончить с нищетой у себя дома». Когда есть возможность запустить в противника такой пропагандистский булыжник, можно многим пренебречь.
Надо сказать, что эта книга появилась у нас на излете хрущевской «оттепели», когда на кухнях по вечерам спорили о свободном развитии личности, о тоталитаризме, мешающем прогрессу. Книга сразу стала необыкновенно популярной. Ее передавали друг другу по мере появления в семьях малышей, чтобы потом, когда ребенок подрастет, отдать ее тем, у кого недавно родился сын или дочь.
У меня тогда подрастал младший из сыновей, и мы с женой, конечно, заглядывали в знаменитую книгу, хотя, признаюсь, не всегда последовательно выполняли ее наставления.
В тот день мы с Севой Кукушкиным, работавшем в ТАССе, заехали на его машине в гостиницу «Украина», где поселился доктор Спок, и повезли его в Крылатское, на гребной канал.
Дело в том, что Бенджамин Спок ко всем своим достоинствам был еще и знаменитым спортсменом. Да, в 1924 году на Олимпийских играх, которые проходили в Париже, он стал чемпионом по гребле.
В свои 74 года доктор был подтянут и строен. Рост под 190, сильные руки, вес — в норме. Он вполне профессионально и ловко управлялся с узким, неустойчивым суденышком, а надо сказать, это очень непростое дело. Мы повосхищались гостем и приступили к разговору.
В то время я работал в спортивном журнале, и олимпийская тема была мне очень интересна. Впрочем, она и сейчас не перестала волновать меня.
Золотая олимпийская медаль, которую Спок завоевал в составе восьмерки Йельского университета, представлявшего команду США, для доктора была отнюдь не проходным эпизодом давно отшумевшей молодости. Он с упоением рассказывал о ходе олимпийской регаты, о тренировках, о своих товарищах.
— Спорт — как жизнь, — говорил он. — Уроки, которые я получил за свою относительно недолгую спортивную карьеру, помогали мне всегда. Я уже не говорю о физической закалке, которую мне во все последующие годы оставалось лишь поддерживать. Из тех, с кем я выступал, а среди них, между прочим, был и Дэвид Рокфеллер, шестеро еще живы, один умер, один разбился на самолете. Сейчас спорт стал другим, его физические и психические нагрузки нередко превышают возможности человеческого организма. Поэтому многих из нынешних молодых людей, занимающихся спортом профессионально, вряд ли ожидает долгожительство. Без спорта жить нельзя, но перегрузки тоже здоровья не прибавляют.
— А как вы относитесь к спортивным соревнованиям среди детей? — вернул я собеседника в сферу его повседневной деятельности. — В некоторых видах спорта детей готовят в чемпионы чуть ли не с дошкольного возраста.
— Дети любят соревноваться, и не надо им мешать, — ответил доктор. — Страшно другое: вмешательство взрослых, замороченных чрезмерным честолюбием или озабоченных доходами, которые они собираются получить с помощью малолетних чемпионов. Их вмешательство дезориентирует ребенка, мешает его гармоничному развитию. Повторяю: без спорта нельзя, но слишком много спорта для ребенка — тоже плохо.
— Когда, на ваш взгляд, следует начинать приучать ребенка к физическим упражнениям?
— С первых же недель его жизни. Есть десятки прекрасных упражнений для грудных младенцев: двигать ручками и ножками, переворачивать его на живот и на спинку, многое другое. Ребенку нужны движения, и он любит двигаться. Ребенок, как бы он ни был мал, сам знает, что ему есть, сколько спать и двигаться. Насилие ломает психику ребенка и наносит вред организму, тогда как инстинкт и естественные биологические потребности являются лучшим регулятором жизненных функций.
Воспитывая ребенка, — продолжал доктор, — мы растим либо конформиста, либо индивидуальность. Подавление и насилие нивелируют личность, ведут к конформизму. Общество, нация процветают, когда поощряют воспитание ярких индивидуальностей. Правда, индивидуалист склонен порой к противостоянию окружающим. Чтобы этого не случилось, чтобы яркому, незаурядному человеку сопутствовало в жизни счастье, воспитание личности должно проходить на фоне общительности и дружелюбия ч окружающим.
— Расхожее мнение, — сказал я, — приписывает вам проповедь сво боды от всяких ограничений в пове дении ребенка. Ведь так можно до вести дело до полной анархии в по ступках детей.
— За это я не ратовал никогда. Анархии не будет, если у ребенка воспитать уважение к интересам и мнению окружающих и прежде всего — родителей. А такое уважение можно воспитать не силой, которая рождает только страх и покорность, а уважением к интересам и личности самого ребенка. Мы должны видеть в малыше не нашу послушную собст венность, а полноправную личность. Правда, личность эта пока беспомощна и неопытна, но не следует пользоваться такой беспомощностью, чтобы постоянно навязывать свою волю. Я не против строгости, но только в том случае, когда она целесообразна, справедлива и основана на уважении к ребенку. Такую строгость дети воспринимают как должное…
Незадолго до приезда доктора Спока в Москву в наших газетах было несколько сообщений со ссылками на американскую прессу о том, что знаменитый доктор, глядя на вольные нравы молодежи шестидесятых годов, разочаровался в своих принципах и стал призывать родителей к воспитанию с помощью ремня. У нас эти сообщения многими были восприняты весьма одобрительно.
— Ничего подобного не было, — сказал мне доктор Спок. — Американский вице-президент Спиро Агню, выступая перед конгрессом, заявил, что я призываю к воспитанию детей в антипатриотическом духе. Это было связано с моей деятельностью против войны во Вьетнаме. Выступление Агню стало сигналом к травле и клевете. Чего только обо мне не писали! В том числе и о моем якобы отречении от своих принципов. Этот лживый слух распространился очень широко. Я получил много недоуменных писем от родителей. Одна молодая англичанка писала: «Я воспитываю своих детей по Вашей книге. Дети мои добры, вежливы и послушны. Говорят, Вы отказались от того, что написали. Жаль! Может быть, Вам стоит перечитать свою книгу еще раз?..»
— Травля кончилась судом?
— Да, но я горжусь этим судебным процессом. Ведь нас, пятерых, признали виновными в антивоенной деятельности. Разве это не основание для гордости? Одного из нас оправдали, и он — трудно представить — плакал от обиды и злости на суд присяжных, посчитавший его недостаточно активным пацифистом для вынесения приговора.
В конце беседы доктор сказал:
— Если бы вы попросили меня назвать три главных события, опре деливших мою жизнь, я сказал бы:
1. Олимпийские игры в Париже.
2. Выход книги «Ребенок и уход за ним».
3. Суд за антивоенную деятельность. Да, именно в таком порядке. Окружающих я больше интересую как детский врач, а для меня, Бенджамина Спока, я сперва олимпийский чемпион, а потом уже «бэби-доктор».
Таким был доктор Спок. Он ушел, великая его книга осталась. С ее помощью идет и будет идти воспитание нового, свободного и счастливого человека. Идет порой успешно, порой не очень.
Но ведь и библейские заповеди выполняем мы еще далеко не всегда так, как задумывалось…
Станислав Шенкман