Человек, в отличие от всех других живых существ, способен оценивать свою жизнь, смотреть на нее со стороны, распоряжаться ею — вплоть до добровольного ухода из жизни. При этом жизнь подавляющим большинством людей воспринимается как величайшая ценность, благодать, а смерть — как трагедия.
Австрийский философ и психолог Эрих Фромм считал, что из-за этих своих свойств: способности мыслить, осознавать, оценивать — человек оказался отделенным непроходимой пропастью от мира природы. Разум заменил людям инстинкты, которые направляли бы их поведение в тех или иных критических ситуациях. Человек взял на себя ответственность за свою жизнь. И Фромм делает печальный вывод: Homo sapiens одинок во Вселенной.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн придерживается противоположной точки зрения. Он утерж- дает, что человек неразрывно связан с природой, он — ее часть, и разум помогает ему не только пользоваться природой, но и радоваться ее совершенству.
Обе точки зрения подчеркивают противоречивость, заложенную в самой природе человека. Видимо, поэтому жизнь может быть для него источником радости и счастья, а может ощущаться как тяжелая драма и даже как проклятие.
Поскольку человек руководствуется разумом, а не инстинктами, ему постоянно приходится выбирать, каким путем избавиться от тех или иных неприятностей, опасностей, страданий. Но если он любыми способами уклоняется от переживаний, уходит от трудных ситуаций, то его жизнь обедняется, лишается духовных ценностей и опускается на более низкий уровень, который тяготеет к полюсу небытия — только небытие полностью избавляет человека от опасностей и страданий. Как ни удивительно, в природе человека заложено стремление к ощущению всей полноты жизни, включая и мучительные переживания.
Итак, всю жизнь человека можно представить развернутой во времени системой выборов. Основополагающим в этой системе является выбор между жизнью и смертью.
По данным психотерапевтов, в ситуацию такого выбора человек попадает сразу, едва родившись. Речь, конечно, идет не о сознательном выборе младенца, а о соотношении элементарных эмоций, которые он испытывает, попав из спокойного, замкнутого мира в совершенно иной — привлекательный, но пугающий своей новизной. И от того, как примет младенца незнакомый ему мир, во многом зависит, возобладает ли у него стремление жить. Любящая мать не даст чувству страха достигнуть апогея, вызвать у ребенка панику. Но если он воспримет действия окружающих по отношению к себе как пренебрежение, отвержение, эти ощущения останутся с ним на всю жизнь, влияя на его систему выбора в дальнейшем.
Любому человеку на протяжении жизни приходится много раз совершать выбор — тот, что касается самой сути существования. На каждом этапе своей жизни он попадает в новые обстоятельства, в непривычные системы социально-психических связей. Сначала — ясли, потом детский сад, школа, техникум, институт, армия. Потом — работа, смена работы, выход на пенсию. На каждой такой ступеньке человек проходит путь от робкого новичка до равноправного члена коллектива или даже лидера и, наконец, до ветерана. Смешно звучит: «ветеран детского сада». Однако именно опытными и знающими чувствуют себя дети из старшей группы садика по отношению к малышам. Но перешагивает вчерашний «ветеран» детского сада школьный порог и мгновенно оказывается на самой низшей ступеньке школьной иерархии. И так всю жизнь.
На каждом этапе своей индиви-дуапьной истории человек должен подтвердить или отвергнуть свой основополагающий выбор. Исход такого выбора, особенно в юности, зависит от отношения к подростку значимых для него людей. Если он находит понимание и поддержку, то исход выбора оказывается в пользу жизни.
Казалось бы, самореализация на разных этапах жизненного пути дает возможность прожить много разных жизней и от этого жизнь должна казаться человеку долгой. Но чем дольше живет человек, тем явственнее возникает у него чувство ее кратковременности. Почему это происходит? Каковы истоки такой распространенной иллюзии? Первое, хотя и не самое главное, объяснение психологов заключается в кратковременности каждого этапа жизни. Ощущение краткости отрезков жизни постепенно упрочивается и обобщается.
Другая, гораздо более существенная причина кроется в особенности человеческой памяти. Вспоминая о тех или иных периодах своей жизни, о разных событиях, человек не воспроизводит их во всей полноте. Благодаря способности к речи он как бы составляет сжатое повествование о них.
Третью причину психологи усмотрели в потребности человека, особенно обостряющейся к старости, суммировать все стадии своей жизни, понять и осознать ее смысл. При таком обобщении вся прожитая жизнь воспринимается как один миг.
Вместе с тем многим пожилым людям свойственно стремление обстоятельно и детально рассказывать о разных эпизодах своего прошлого. Можно предположить, что это объясняется естественным стремлением как бы растянуть свою жизнь, а кроме того, и переосмыслить ее, приподнять над обыденностью, сделав более значительной.
Чем более полнокровна, насыщенна, созидательна жизнь людей, тем меньше тревоги они испытывают при мысли о ее конечности. Одно из оснований жизни — иллюзия собственного бессмертия, характерная для человеческой психики. Поэтому для большинства людей не страх 6 собственной смерти, а угроза для жизни близкого человека становится тяжелым испытанием. И это понятно, ведь отношения любви сильно расширяют и обогащают жизнь. Любящий начинает жить в пространстве любимого. Присутствие любимого, общение с ним выявляет в личности такие прекрасные черты, о существовании которых он и не подозревал. Смерть одного из супругов, как правило, суживает, обедняет, ограничивает жизнь другого — он теряет часть самого себя. Мысль о близкой смерти или сам факт смерти любимого переживается как нечто противоестественное.
Наблюдения убеждают меня в том, что отношение к смерти качественно отличается у верующих и атеистов. Верующие (независимо от конфессии) убеждены, что человек умирает только телесно, но его душа бессмертна, и ей уготована встреча с душами тех людей, которые покинули наш мир. Они, конечно, горюют из-за вынужденной разлуки, но не впадают в отчаяние, поскольку считают ее временной. В самые тяжелые минуты эти люди руководствуются принципом «всё в воле Божьей».
Атеисту примириться со смертью близкого труднее. Распространенные слова «все люди смертны» обычно не приносят утешения. Может ли пожилой супруг понять потерю жены, с которой он прожил долгую жизнь, иначе, чем ужасный удар судьбы, делающий бессмысленным его собственное существование?
Однако человек может и должен подняться над своим горем.
Один из способов выстоять — посмотреть на свою жизнь как на продолжение жизни умершего человека. Мысленно беседовать с ним, рассказывать о своих удачах и неудачах, обидах и переживаниях. Это позволяет сохранить душевную связь с ним. Приведу пример.
С детства в небольшой круг моих подружек входила одна милая, хорошо воспитанная девочка. Назову ее Мартой. Она была единственным ребенком в семье. Отец ее рано умер, а вскоре у Марты обнаружилось тяжелое заболевание сердца. Она училась, работала, но состояние сердца все ухудшалось. И вот, не достигнув 50 лет, Марта, помучившись несколько дней, умерла. Горе матери трудно передать. «Почему я не умерла раньше нее?» — стенала она. Она не хотела слышать никаких слов сочувствия. Но я все-таки подошла и сказала: «Для Марты ведь было счастьем, что в последние дни жизни к ней прикасались не равнодушные, а любящие руки, и она видела ваши любящие глаза. Как было бы ужасно, если бы вы ушли первой». И мать ответила: «Да, в этом есть некоторое утешение». В другой раз она сказала мне, что очень хочет поскорее умереть. Но я тотчас возразила: «Вы должны беречь себя, без вас некому будет ухаживать за ее могилкой». И после этого я не раз видела, как старая женщина даже зимой медленно гуляла по улице.
В нашей душевной жизни находит продолжение жизнь множества людей. Они живут в форме наших воспоминаний, мыслей, чувств. Берегите себя и даже в самых трудных ситуациях выбирайте жизнь!
Публикация Бориса Бочарова