Главной причиной кризисного состояния экономики и всего общества является, вероятно, биологическая деградация населения. Так, в годы революции эмигрировали многие талантливые люди, в классовой борьбе и на войне тоже гибли не худшие. Наиболее способные шли учиться, поздно вступали в брак. Меньше всего снижалась рождаемость у малообразованной части населения.
Влияние биологической деградации на экономику стараются компенсировать за счет таких мер, как улучшение организации труда, совершенствование оплаты и даже увеличение безработицы. Но в перспективе — дальнейшее ухудшение ситуации. Этого можно избежать, если срочно начать проводить среди населения искусственный отбор.
Человеку уже приходилось заниматься искусственным отбором в своей среде еще в каменном веке, где избавлялись от сородичей, приносящих мало пользы.
Со временем отбор ослаб, что в течение веков приводило к биологической и моральной деградации. Но в цивилизованном обществе вести такой же сильный отбор нельзя, иначе резко упадет число талантов, что и случилось в Древней Спарте. Поэтому необходимо иметь хотя бы небольшую искусственную популяцию, где отбор был бы не слабее, чем в первобытном обществе. Ограничивать деторождение следует примерно у 22% населения: у олигофренов (3%), страдающих пограничными формами интеллектуальной недостаточности (10%), наследственно больных (5%), лиц с отклонениями психики (2%) и у алкоголиков (2%). Такие родители неспособны дать своим детям хорошее воспитание.
Согласно статье Кодекса законов о браке и семье не разрешается вступление в брак лицам, признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Лиц, имеющих значительные отклонения в умственном, физическом, нравственном отношениях (примерно 5% общей численности населения), полагаю, следует ограничить в деторождении одним ребенком. Таким людям надо предоставить право на добровольную стерилизацию, которая практикуется в США, Индии, Китае, Европе, так как является гуманной альтернативой абортам. Семьи, отклоняющиеся от нормы, нужно обеспечивать надежными контрацептивами. Юрист Г. Литвинова даже предложила подвергать алкоголичек принудительной стерилизации, а врач Т. Новикова — принудительной контрацепции.
Многие детали моего проекта трудно представить заранее, поэтому вначале необходимо провести евгенический эксперимент в каком-либо небольшом городе, постепенно расширяя территорию. Всех жителей от 10 до 40 лет следует поставить на учет, провести их медицинское обследование, психологическое тестирование, затребовать характеристики с места работы. Этим займутся специальные комиссии из представителей рабочих, служащих, администрации.
Эксперимент должны проводить высококвалифицированные медики, психологи, социологи. С гражданами, признанными с евгенической точки зрения малоценными для общества, следует проводить консультации по вопросам планирования семьи. Их надо предупредить, что если у них родится больше детей, чем рекомендовано, то им будет уменьшено пособие по беременности и родам, сокращен срок отпуска по уходу за ребенком и т. п. Следует также развернуть пропаганду искусственного осеменения. Безусловно, такие меры не смогут полностью избавить человечество от биологической деградации, но более сильные средства в настоящее время неприемлемы по демографическим, социальным и биологическим соображениям.
Добровольцы, зачисленные в искусственную популяцию, должны быть хорошо развиты умственно и физически, отличаться безукоризненным здоровьем и примерным поведением. То же касается и их родственников. Из трех-четырех детей, рожденных в семье, в искусственной популяции останется в среднем двое, лучшие, а остальные будут жить вместе с основным населением. Значит, среди претендентов на брак не будет лиц с низким умственным и физическим развитием, больных, ленивых, некрасивых и т. п. Поскольку браки между членами искусственной популяции и представителями основного населения будут препятствовать сохранению и развитию генетического фонда человечества, то они будут считаться аморальными.
Как считает академик Н. Дубинин, вследствие загрязнения внешней среды количество мутаций у человека может удвоиться, и тогда почти все дети будут рождаться с умственными и физическими недостатками. В таком случае защитить членов искусственной популяции легче, чем все население.
Искусственные популяции дадут возможность резко повысить способности населения в течение нескольких поколений за счет приема добровольцев не только из своей страны, но и из наиболее развитых европейских государств.
Если в перспективе, как считают генетики, вмешательство в наследственность неизбежно, то не стоит это откладывать, пока экономические и социальные потери не станут громадны. При этом следует контролировать силами общественности деятельность государственных органов в этом направлении, для чего нужно создать научно-практическое евгеническое общество с отделениями в каждом городе.
вариант статьи «Улучшение генофонда нации», С. Мотков
Комментирует директор Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук, член-корреспондент РАМН Владимир Иванов
Основатель евгеники английский биолог Фрэнсис Гальтон предполагал, что это будет наука об улучшении человеческого рода. Такая цель может казаться благородной, но здесь есть изъян в рассуждениях. Он заключается в том, что Гальтон фактически берется быть арбитром в вопросе о том, что значит лучший и худший по отношению к человеку. Предполагается, что он это знает. Между тем этот вопрос не бесспорен даже тогда, когда мы говорим о явной патологии. Блаженный Августин, например, считал, что убогие несут на себе бремя и тяготы, но они существуют для того, чтобы у людей была возможность проявить сострадание и милосердие.
Конечно, никто не хочет, чтобы у него родился урод, и, вступая в брак, многие стремятся к некоторому социальному стандарту: «От худого семени не жди доброго племени». Но только евгеника тут ни при чем: ведь здесь речь идет о бытовом уровне и индивидуальных решениях, а она занимается целыми популяциями, причем право голоса отдает группе чиновников, которые якобы знают, что делать.
По критериям С. Моткова, едва ли не четверть населения не заслуживает права на продолжение рода. Зато у нас появятся города для избранных, где будут жить здоровые, умные, красивые и образованные люди. Но кто же займется непрестижной работой, не требующей большого ума, кто станет мести улицы, чинить унитазы? Очевидно, не столь умные, приглашенные для обслуживания красивых. То есть получится примерно то, что до недавних пор было принято в Южной Африке. Добавим сюда еще кое-что из мотковских прожектов — массовую стерилизацию, искусственное осеменение, отбраковку «малоценных» ради экономического процветания избранных — и получим современный «город Солнца». Правда, он сильно смахивает на большой лагерь строгого режима, где жизнью людей управляет кучка чиновников-селекционеров. Конечно, под контролем общественности. Но,нам ли не знать, что из таких замыслов обычно получается: преследование неугодных, множество человеческих трагедий и запоздалое прозрение. Так было в США и довоенной Германии. Недаром мой учитель выдающийся генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский считал, что человек не может быть судьей самому себе. «Свинья не может быть свиноводом, а овца — овцеводом», — говорил он. Требуется некая высшая сила, которая отбирает не то, что овцам кажется лучшим, а то, что ей больше нравится в овцах.
Хорошо, конечно, передавать по наследству только положительные наследственные признаки, например способности или хотя бы хорошие черты характера. Но чем сложнее признак, тем труднее его выделить и распознать на генетическом уровне.
Ну а как быть с примитивными отрицательными качествами? И тут не проще. Скажем, генетическую предрасположенность к алкоголизму выявить очень трудно. Скорее, возможно другое: если мать пьет в период беременности, то нарушается развитие плода, и опытный врач уже по внешнему виду младенца может поставить диагноз. Но заранее сказать, разовьется ли склонность к алкоголизму в патологию, очень трудно, даже если оба родителя алкоголики, потому что сочетание генов у ребенка может быть вполне удовлетворительным.
Лентяй, пьяница, хулиган — все это сочетание наследственной предрасположенности и влияния среды. Даже самые вопиющие случаи требуют индивидуальных решений.
Ф. Гальтон в одной из своих научных работ задался вопросом: что важнее — природа или воспитание? Теперь мы можем уверенно ответить: и природа, и воспитание. Но евгеника продолжает ставить на первое место все-таки природу, предпочитая простые и однозначные решения. По сути евгеника — это селекция человеческого рода. Как научное течение она к 70-м годам нашего века практически сошла со сцены, потому что обосновать ее невозможно. В науке нет ничего, что позволило бы более или менее успешно определять ущербный генотип.
В Германии, где евгенику называли расовой гигиеной, однажды уничтожили всех душевнобольных. Но это не принесло результатов, и через некоторое время они появились снова, потому что все наши гены из одной и той же корзины, которая называется «человечество». Его пороки — не среди нас, а внутри нас, и даже самые очевидные запреты приводят к сложным проблемам. Например, в российском законе есть статья, запрещающая вступать в брак слабоумным. Но она практически не работает, потому что нет четких критериев, при каком диагнозе можно жениться или выходить замуж, а при каком — нет. Кстати, и тут не все очевидно: вероятность того, что душевная болезнь перейдет по наследству к детям — не более 5—10%. Шизофрения — и того меньше, о психозах и вовсе говорить не приходится. Дело в том, что душевные болезни не носят сугубо наследственного характера, многое зависит от социально-бытовых условий, провоцирующих или, наоборот, сглаживающих недуг.
Примечательно, что примерно половина всей наследственной патологии, проявившейся в детях, отсутствует у их родителей. С другой стороны, если у обоих родителей есть наследственные патологические гены, то и тогда из четырех детей лишь один может родиться больным. Поэтому принудительная стерилизация означает невозможность родиться одному больному и нескольким здоровым.
Некоторые задачи, которые ставила перед собой евгеника, сейчас решает медицинская генетика, предупреждая наследственные патологии. Но евгеника — это не генетика, она лишь рядом с ней, потому что проблемы евгеники — не только медицинские или биологические, но и социальные. Однако ее роль в оздоровлении нации сродни популистским мерам в экономике. Мы не будем жить лучше, если не будем лучше работать. И сами мы не станем лучше, если не научимся иначе жить и иначе относиться друг к другу. При этом не надо ничего изобретать: многовековая мораль сконцентрирована в христианских заповедях, призывающих людей к взаимной любви, а не уничтожению «нестандартных».
Наше богатство — в разнообразии генотипов. Такие страны, как, например, Голландия или Швеция, достигли экономического благополучия и социального мира благодаря упорному труду, а не путем отбраковки «плохих» соотечественников.
Публикацию подготовил Е. Крушельницкий