Десятки тысяч лет здравый смысл помогает человеку выжить в нашем не больно-то уютном мире. Противоречащее здравому смыслу — нелепое, вздорное — почти автоматически воспринимается как неверное. «Встроен» в нас здравый смысл по велению Высшего разума или возник в ходе эволюции — так или иначе, он согласован с миром, в котором мы живем.
Есть искушение трактовать научное познание мира как уточнение и прояснение здравого смысла. С этим соприкасаются многие точки зрения на талант ученого: «учение увидеть простое в сложном», «простота гениального».
Гениальный Ньютон заметил, что яблоки падают сверху вниз. Закон всемирного тяготения — торжество здравого смысла.
А что, если слово сказано и сказано верно (это выяснится через каких-нибудь сто лет), а здравый смысл не торжествует? Если интуиция гения опрокинула здравый смысл?
До определенного момента физика формулирует, уточняет и развивает положения здравого смысла.
Но теория относительности Эйнштейна в нормальном, «литературном» изложении — чистая фантастика. Дедушка порхает туда-сюда по Вселенной и возвращается моложе своих внуков. Метр, лежащий вдоль космолета, становится короче метра, лежащего поперек. Мышь весит тонну.
Теория вероятностей возникла из игры и изначально отражает лишь неполноту нашего знания. Мы гадаем, есть ли у нашего партнера валет пик, и предполагаем, что скорее всего есть; но партнер-то знает точно, и уж, во всяком случае, в действительности валет либо есть, либо его нет. Событие либо происходит, либо нет. В мире только две реальные вероятности — ноль и единица.
На периодическую систему Менделеева приятно смотреть. В частности, ясно, что философского камня не существует. Простые вещества только сочетаются по-разному, и золото можно добыть лишь из того соединения, которое его содержит.
Так ли?! Согласно учению об атомном строении, берем два килограмма железа, один килограмм расщепляем на электроны, протоны и нейроны и с помощью этого добра второй превращаем в золото. Это сложно, но принципиально возможно. Ну, и очень дорого, то есть философский камень нерентабелен, но это к высокой науке не имеет отношения.
Теория Дарвина, несмотря на свой откровенно богоборческий характер, имела огромный успех среди современников. Как справедливо отмечает уже наш современник философ В. Тростников, некоторые вопросы могли опрокинуть эту теорию в зародыше.
Согласно одному из дарвиновских постулатов, популяция особей одного вида, если ей создать «райские» условия — вдоволь места и еды и полное отсутствие врагов, — размножается по экспоненте, то есть удваивается через равные промежутки времени.
Мы — отсюда — предвидим одно возражение из области генетики: сам замкнутый характер популяции ведет через вынужденное кровосмешение к вырождению. Но дело даже не в том, верен или неверен постулат Дарвина. Дело в том, что его можно проверить простым экспериментом.
Действительно, исходных условий легко можно достичь, например, для зайцев в заповеднике, отогнав лис, сов, волков и медведей. Что же реально происходит в заячьем раю?
Поначалу численность зайцев и вправду растет по экспоненте. Но вскоре этот рост замедляется и останавливается. В популяции, достигшей «своего размера», особи ведут себя иначе: индифферентно, вяло.
А теперь самое удивительное — эксперимент поставлен через столетие после Дарвина. Целый век биологи не просто верили в Дарвина, а «верили и не проверяли» — против всех принципов бытия естественной науки. Теория Дарвина логично, но неверно объясняла мир. Следующая, более верная модель истины уже маячила впереди как нечто тревожноалогичное, противоречащее здравому смыслу.
«Здравомысленный» девиз науки: «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» — был сокрушительно посрамлен в лице французской Академии наук, провозгласившей невозможность существования летательных аппаратов тяжелее воздуха. Самолет не раздражает нас только потому, что мы его постоянно видим. Но здравому смыслу он противоречит.
Кун и Поппер убедительно доказывают, что развитие любой науки идет не поступательно, а через кризисные моменты, «смену парадигм». Концепция осваивает все новые горизонты, объясняет факт за фактом, потом один или несколько упрямых фактов, никак ей не поддающихся, опрокидывают ее и заставляют ученых-новаторов изменить все: язык, начальные предположения, сам угол зрения на вещи. Здравый смысл обретает новую точку зрения на мир. Смысл нашего наблюдения в том, что
Насколько глубоко тождество человека и мира? Почему от физического неуюта человек создал город — буфер между ним и природным миром? Почему Природа не создала нас телепатами, и существует речь, не адекватная, строго говоря, ни мышлению, ни миру, — еще один буфер? Почему знания не передаются генетически? Почему человек наделен способностью ошибаться? Почему границы здравого смысла теснее границ познания?
Я думаю, мир тождествен не человеку, а Высшему разуму, стало быть, скорее непознаваем, чем познаваем. Всякая наука — химия, физика, биология — должна помнить, что любой ее провозглашенный закон может быть нарушен Высшим разумом, а стало быть,
Я думаю, здравый смысл — некоторый ареал более или менее комфортного существования человека. Например, расщепление атома (по смыслу слова — мельчайшей, неделимой частицы материи) — ахинея, противоречащая здравому смыслу. Оно возможно — здравый смысл посрамлен. Более того, он приспособился к новой ситуации — бесконечности материи. Но не напрасно ли? История XX века показывает нам, что расщепление атома запретно. Не то чтобы невозможно, а нельзя. Так же, по моему глубокому убеждению, запретно внедрение в генетический код.
Научное познание мира остановить невозможно. Но начиная с некоторого момента оно становится выражением «инстинкта смерти».
Впрочем, не только высокая наука, но и повседневная реальность нет-нет, да и нарушает границу здравомыслия. Это становится очевидно, когда разговорятся случайные попутчики в купе. За долгую жизнь мало кто ни разу не встретился с невероятным.
Со мной это произошло один раз. Я ехал в полпервого ночи в метро от «Текстильщиков» к центру. На Волгоградском проспекте в вагон вошел мой дальний знакомый по МГУ, друг моих друзей. Мы поболтали о
Назавтра я рассказал об этой встрече нашей общей знакомой.
— Странно, — сказала она. — Дело в том,что в одиннадцать вечера мы с ним гуляли по улице Вавилова. Он вдруг оживился, начал расспрашивать о тебе, потом пошел тебя искать. Я спросила: «Как ты его найдешь?» Он ответил: «По энергиям».
Если бы это произошло не со мной, я бы, наверное, не поверил. Для полноты картины добавлю, что оказался на «Текстильщиках» совершенно, как казалось, случайно, «по ходу дня», и никто, включая меня самого, заранее не мог рассчитать это время и место.
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…».
Леонид Костюков