Каждый год в конце апреля в небольшое село Ореховка, затерявшееся в глубине России, приезжают люди со всей страны. Они собираются здесь, чтобы почтить память Порфирия Иванова, создателя учения, которое приобрело много последователей.
Суть этого учения заключается в том, что каждый человек при желании может осознать свое место в природе, жить в полной гармонии с ее законами и никогда не болеть. Сейчас в России практически в каждом городе живут люди, считающие себя приверженцами учения Иванова и следующие его системе естественного оздоровления. Но для нескольких сотен человек эта система перестала быть просто набором правил, следуя которым можно вернуть утраченное здоровье. Она стала для них единственно возможным образом жизни.
Несколько десятков семей из разных городов сделали непростой выбор. Они навсегда оставили свои благоустроенные городские квартиры и уехали жить в Ореховку, туда, где родился их учитель Порфирий Иванов. Из таких семей в Ореховке образовалась коммуна. Люди, живущие в коммуне, не отделяют себя от местных жителей, но и не навязывают окружающим свой образ жизни, который в
Я познакомилась с членами коммуны бывшими москвичами Александром Сопроненковым, его женой Светланой и их двумя детьми. Семья приехала в Ореховку три года назад. Для самого Александра Порфирий Иванов не просто учитель или пример для подражания. Иванов спас Сопронен-кова от смерти.
Когда Саше было два года, он почти полностью ослеп. Это было осложнение после золотухи, развившееся в туберкулез глаз. Затем к этой болезни прибавилось много разных недугов — порок сердца, язва желудка, камни в печени. Из больниц Саша практически не выходил — так было и когда ему уже исполнилось тридцать лет. Когда он в очередной раз лежал в туберкулезной клинике, товарищ рассказал ему, что в Москву приехал совершенно необыкновенный старец — Порфирий Корнеевич Иванов, кото рый лечит от всех болезней.
Александр отнесся к этому сообщению безучастно: за долгие годы ни один врач и ни один целитель не могли избавить его от страданий. Но приятель взял такси и выкрал его из больницы.
Была зима. Первое, что сделал седой и бородатый старец, одетый только в короткие шорты, это отвел Александра в ванную и окатил его холодной водой. Затем вывел на улицу и заставил несколько секунд потоптаться босиком по снегу. Александр был в состоянии шока от ужаса, но запомнил советы старца о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть.
Правила системы оздоровления П. Иванова, предложенные им каждому человеку для исполнения
Два раза в день обливайся холодной водой или купайся в чем можешь — озере, реке, ванной. Перед купани ем или после него стань босыми но гами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1 —2 минуты. Вдохни несколь ко раз воздух через рот и мысленно попроси себе здоровья. Старайся хотя бы раз в неделю полностью обходить ся без пищи — с вечера пятницы до воскресного утра. Относись с уваже нием к окружающей тебя природе. Здоровайся со всеми, даже незнако мыми тебе людьми. Помогай людям чем сможешь, особенно бедным и больным, и делай это с радостью. Победи в себе лень, самодовольство, страх и лицемерив. Освободи свою голову от мыслей о болезни и смер ти. И при этом не отделяй мысль от дела —действуй.
Александр Сопроненков вернулся в больницу. Он был абсолютно уверен в том, что все его заболевания обострятся. Но ничего не случилось, наоборот, он почувствовал себя лучше и бодрее. Это и стало толчком к тому, чтобы воспользоваться советами, которые дал ему удивительный старец. Он начал обливаться и голодать еще в больнице, а через два месяца выписался и с этих пор прекратил свое общение с медициной. В этом просто больше не было нужны. Позже врачи все-таки обследовали Сопроненкова и признали, что от его недугов не осталось и следа.
У Александра возникло страстное желание поехать к Порфирию Корне-евичу. Так он и поступил. Затем в течение семи лет до самой кончины Иванова по нескольку раз в году приезжал к нему. Когда Иванов ушел из жизни, эти поездки все равно продолжались. Потому что, как считал Александр, ничего не изменилось. Учитель остался в его сердце, так же как и в сердцах других людей, которые приезжали сюда. В любое время на хуторе Верхний Кондрючий Луганской области, где жил последнее время Иванов и продолжала жить его жена, находилось по 200 — 300 человек. Здесь начали проходить встречи и конференции, инициатором которых стал Александр Сопроненков.
Ему уже было мало того, что он имел абсолютно здоровое тело. Ему захотелось, чтобы и все люди на земле были здоровы. Александр начал собирать записи, дневники, письма учителя. Стал делать с них копии и рассылать нуждающимся людям. Так началось движение последователей П. К. Иванова. Пропагандируя идеи своего учителя, ивановцы всегда подчеркивают, что эта система—не «ведротерапия» и не средство от насморка. Она глубока и философична по своему содержанию. Ведь любовь к природе, о которой так часто говорил Иванов, — это не выезд на пикник и не променаж на пленере. Это модель существования, новый образ мышления, свободный от идеологии потребительства.
Сопроненков открыл для себя, что самое эффективное знание то, которое приобретено непосредственно благодаря собственному личному опыту. Только человек, подходящий с любовью к природе, получает истинное знание о том, как жить не болея. И единственный путь для каждого — индивидуальная практика. Другим путем не познать законы природы. Нельзя сесть на пенек в ближайшем лесу и получить это знание. Ведь природа — это живой и разумный организм. Ее нельзя подкупить, нельзя обмануть, все сокровенные человеческие мысли ей известны, потому что мы в ней растворены, потому что она — это все, в чем мы живем, и она — это мы. Чтобы природа обратила на человека внимание, он не должен кричать и топать ногами. Он должен попросить у нее помощи и заслужить право на нее своим искренним отношением к природе и уважением ее законов. Но если природа почувствует внутри этой просьбы ложь, недоверие, иронию, то настолько же и впустит в себя человека. Природа очень тонко чувствует степень открытости каждой личности.
Осознание этих истин привело Александра Сопроненкова к решению жить как можно ближе к природе. Но находясь в огромном грохочущем городе с его сумасшедшими ритмами, асфальтом и жесткими рамками социума, сделать это было невозможно. Поэтому так случилось, что Сопроненков с семьей, а вслед за ним и другие семьи навсегда покинули города и соединились с природой. При этом также пришло осознание, что Ореховка — родина Иванова, единственное место, где они смогут жить в соответствии со своей потребностью быть как можно ближе к природе, стать ее частью, ее естественным продолжением.
Добились ли люди, приехавшие в Ореховку на постоянное жительство, желаемого растворения в природе? Как они, рожденные в огромных городах, живут в своей коммуне вдали от цивилизации?
Сопроненков считает, что цивилизация породила три порочные вещи: белье, консервы и стул. Поэтому члены коммуны носят минимум одежды, не едят консервированных продуктов и стараются как можно меньше сидеть или лежать. Они ходят босые круглый год и стремятся все дела делать на свежем воздухе. Организм каждого легко адаптируется к жаре и холоду, к любым изменениям погоды. Все страхи и комплексы по отношению к природным стихиям: морозу, ветру, дождю легко преодолелись как бы сами собой. Каждый нашел свой путь, и степень своего погружения в природу регулировал сам.
Отношения коммуновцев с едой выглядят следующим образом. Они не едят и не пьют воду в понедельник, среду и субботу. Этим самым они не только разгружают организм, но и освобождаются от привычки потреблять. Эти люди стремятся к тому, чтобы организм научился находить и использовать собственные ресурсы. Они хотят научиться брать энергию для своей жизнедеятельности непосредственно из окружающей среды — из воздуха, воды, земли. Они входят в такой контакт с природой, когда она сама дает человеку силу и от человека же получает силу.
Многие коммуновцы воздерживаются от еды и питья и более длительное время, но это уже происходит по желанию, когда человек вдруг ощущает готовность своего тела к более длительному голоданию и потребность в этом, Коммуновцы чутко прислушиваются к своему организму, и любое воздержание от пищи для них—внутренняя потребность души и тела.
А в принципе они едят все, что могут вырастить и запасти. Очень любят дикорастущие травы и разбираются в них. Рыбу и мясо не едят совсем. Овощи и фрукты в основном сушат на зиму, избегая консервирования, но в большом количестве квасят капусту и все, что поддается квашению. Любят грибы и ягоды, варенье у них на столе всю зиму. Спиртных налитков здесь не бывает вообще. В погребах свежие овощи хранятся всю зиму, не портясь, так как выращиваются естественным способом без химических удобрений.
Каждое утро независимо от погоды Сопроненковы идут на реку, что течет в нескольких сотнях метров от дома. Дети бегут впереди без всякой одежды. Зимой прорубают прорубь и купаются в ледяной воде, кто сколько захочет. Никто ни ни на кого не кричит и не прогоняет домой. Никто также не плюхается в воду с разбега, визжа и дергаясь от обжигающих струй. В любую погоду здесь входят в воду тихо и степенно, сокровенно переживая каждый миг своей встречи с природой.
Здесь дети кажутся мудрее родителей, и родители чувствуют это. Дети так естественны в своей привязанности к природе, так гармоничны в своем единении с ней, что наблюдение за их поведением становится неким ритуалом, особенно для тех, кто приехал сюда впервые. Поэтому здесь в принципе невозможны раздраженный тон или грубый окрик. Дети веселы, радостны, здоровы и так свободны, что хочется побыстрее влиться в их гармоничный союз с окружающим миром.
Сопроненков считает, что развитие цивилизации привело к тому, что человек между собой и природой, в которой он жил до определенного времени как любимое дитя, поставил массу посредников в виде одежды, еды, жилого дома, машины и всю свою жизнь посвятил обслуживанию этих посредников. Посредник стал для человека самой главной ценностью, а он сам — его рабом. В Ореховке иные ценности, и когда люди спрашивают Александра, что он делает здесь, то Сопроненков отвечает, что нашел путь иного проживания в этом мире.
— Мы много стали говорить о сознании, о его гармонии, пытаемся управлять им, но к телу своему мы при этом относимся безобразно. Мы хотим головой пробиться в гармонию, а остальная часть тела нас совершенно не интересует. Тело свое мы эксплуатируем безжалостно, не задумываясь о последствиях. Но ведь наше тело ничем не глупее наших мозгов. Телом тоже можно воспринимать истину. Босыми ногами мы воспринимаем истину земли, благодать воздуха, сокровенное знание воды. И поэтому шаги к природе нужно делать и душой, и телом.
Первый шаг на пути оздоровления, который может сделать каждый, — это по возможности избавляться от посредников, и прежде всего одежды и обуви. Летом снимите башмаки и станьте голыми ступнями на землю. Про биологически активные точки на стопе, которые массируются и закаляются, рассказывать не буду. Это все знают. Но на ступнях находятся и особые энергетические зоны. Мои друзья вставали на лед босиком — и там, где была пятка, прожигалась лунка во льду. Когда тибетские ламы сушат на голом теле мокрые простыни в тридцатиградусный мороз, это уже происходит не за счет биологических процессов в организме, а за счет энергий другого порядка. Владение ими дает человеку другой уровень владения телом. С уровня излечения тела человек переходит на обладание энергиями, благодаря которым можно стать бессмертным. Это шаг простой, не требующий больших усилий. Вообще вся система Иванова очень проста. И в самом начале она требует минимума времени для работы над собой.
Второй шаг — умение насыщать свою кровь воздухом, взятым с высоты. Найдите место, где можно сбросить обувь и стать на землю босыми ступнями. Ощутите тепло и энергию земли. Затем закиньте голову и сделайте глубокий вдох открытым ртом, всей гортанью, как бы втяните в себя воздух с высоты. Задержите дыхание на 5 — 6 секунд. В эти мгновения проглотите воздух и попросите природу помочь вам исцелиться. Мысленным взором посмотрите на больное место. Представьте, что вместе с выдыхаемым воздухом вы выгоняете из себя болезнь. Повторите такую процедуру три раза.
Эти небольшие встречи с природой нужно проводить два раза в день — утром и вечером. И у кого-то через несколько дней, а у кого-то чуть позже, но улучшение наступит обязательно. Тогда при следующей встрече не забудьте поблагодарить природу. В данном случае степень излечения во многом зависит от того, насколько искренними и открытыми вы были.
Скоро вы заметите, что ваши короткие встречи с природой стали вашей потребностью. Зто значит, что вы включились в ритм оздоровления посредством природы. Не пропускайте эти встречи. А затем однажды придите на свою полянку с ведром воды и окатите себя с головой. Разотрите тело, оденьтесь, и вы почувствуете блаженство.
И наконец, третий шаг — начните иначе относиться к еде. При этом вовсе не нужно выбрасывать в окно холодильник, переполненный продуктами. Нужно только проигнорировать его наличие один раз в неделю.
Живя в этом режиме, излечивая себя, человек выходит на тот уровень, когда он освобождается не только от болезней, но и от различных комплексов и стрессов, иными словами, исцеляется не только тело, но и душа. Он ощущает, что освобождается от гнета проблем, разрушающих его, становится менее от них зависимым. И человек вдруг осознает, что он может вообще освободиться от необходимости истреблять вокруг себя все живое.
— Но как это может происходить?
— То, что я расскажу, пока существует на уровне идеи. Но все возможно… Как вы думаете, кто дает силы спелой сочной землянике у вас на грядке? Или той же морковке? Кто вырастил ее из крохотного семечка такую крепкую? Вода, воздух, земля. Значит, в них есть эта сила, способная взрастить? Но морковка — тоже посредник между человеком и силами природы. И когда человек пользуется этим посредником, он не думает о силах, взрастивших его. Но мы, ивановцы, говорим: мы можем пользоваться силами природы без любых посредников.
Понимаете, Ивановым нельзя пользоваться изредка, как таблеткой, когда заболел, или как иконкой, когда трудно. В этом нужно пребывать постоянно и естественно. Но мы не являемся рабами этой системы. Она не закрепощает, а освобождает, даже от себя. Потому что она не привязывает к себе или к авторитету Иванова, а выпускает прямо в природу. Человек становится независимым от социума, он становится с природой на равных.
И тогда происходит самый сокровенный процесс — процесс опознавания тебя природой. Ты чувствуешь, как она пропускает тебя в себя. Ты начинаешь познавать ее тайны. Она их открывает далеко не всем, а лишь тем, кто пришел к ней с любовью.
И тогда ты по-настоящему ощущаешь свое единение с миром, космосом, естеством природы, благодать каждой травинки. Благодарность за то, что они есть, и невозможность для себя все это уничтожить. Ты перестаешь мыслить и начинаешь воспринимать Мать-природу непосредственно, минуя мысли и образы. Потому что мысли и образы опять являются посредниками между тобой и истиной. А истина для тебя — твое бессмертное проживание на бессмертной земле.
Возможности человека безграничны. Об этом знали великие русские ученые-космисты В. Вернадский, А. Чижевский, К. Циолковский, Н. Федоров, знал об этом Иванов и во многом доказал это собственной жизнью. И Циолковский, и Чижевский были убеждены, что каждый из нас способен становиться невидимым, свободно перемещать свое тело в пространстве, трансформировать его в сгусток энергии и на многое, многое другое. Но реальностью для каждого это станет тогда, когда мы, слившись со всем мирозданием и научившись жить без посредников, превратим себя в здоровую и органичную частицу огром- ного и разумного организма, называемого Природой…
Здесь, в Ореховке, куда люди каждый день приезжают автобусами, эти рассуждения Александра Сопроненкова не кажутся странными. Здесь меняются ценности. Человек, как существо, которое все время заботится о своей значительности, в Ореховке не воспринимается. Здесь другой уровень ценностей. Отсюда особенно ярко видна тщетность подобных устремлений. И становится понятным, что ивановцы — это не секта, а единение людей любых верований, собравшихся вместе во имя здоровой и гармоничной жизни. И сам Сопроненков — не апостол, который вещает, прорицает или проповедует. Он также не профессор, который объясняет, что происходит в организме при следовании системе Иванова. Он близко знал живого Иванова, подолгу жил рядом с ним и любил его, как любят человека, спасшего от смерти и давшего жизнь. Он рассказывает о системе, как о способе решения проблем человека, уставшего от городской жизни. Она может не требовать резкой смены городского образа жизни. Ивановцы предлагают свободу от гнета цивилизации и ее давления посредством более плотного духовного и сердечного общения с природой. Человек также становится более свободным от гнета окружающих его вещей, которым он до сих пор так преданно служил и которые подавляют его, принося разочарование и болезни. Человек с помощью системы Иванова останавливается в безумном беге, навязанном ему цивилизацией, находит возможность остановиться, оглянуться и жить в ней свободно, не быть ее рабом, общаться с ней, но не быть подавляемым ею.
Татьяна Абрамова