Как приятно было бы лечиться живописью! Повесил на стену какую-нибудь симпатичную картинку — и поглядывай, когда вспомнишь про нее. А впрочем, она и сама свое дело знает — излучает энергетику, заложенную в нее художником.
Почему-то всегда, когда заходит речь об оздоровительном потреблении живописи (которое я сознательно несколько утрировала), картины выбираются такие, которые к искусству не имеют никакого отношения. А значит, и к энергетике тоже.
Искусство самоценно, и всякая его имитация, конечно, имитирует и его воздействие. Хорошая живопись и от художника, и от зрителей требует духовных усилий, благодаря которым и возникает поле ее воздействия. Есть зрители очень чуткие, это — тоже талант. Наверное, таким талантом обладали купцы Павел и Сергей Третьяковы, умевшие безошибочно отличать живопись от имитации.
Прекрасные картины появлялись во все, даже самые неподходящие для этого времена. Но там, где искусство поощрялось, а зрители были подготов лены к открытию и признанию нового, таланты художников расцветали. Такой была Италия в эпоху Возрожде ния (XIV—XVI вв.). Сейчас любой назо вет их гениями, а тогда от зрителя тре бовалась готовность увидеть мир по- новому — вместе с Фра Филиппо, Джотто, Андреа Вероккио, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело…
Талант Леонардо да Винчи был впервые оценен во Флоренции. Но, успев создать под покровительством просвещенных Медичи лишь несколько прославивших его картин, он вдруг бросает все и в 1482 году уезжает в Милан, приняв приглашение Лодовико Сфорца, герцога Моро.
Исследователи называют разные причины, побудившие Леонардо на пороге своего тридцатилетия переехать в Милан. Предполагают, что его погнала из Флоренции нужда: не поладив в
Все эти предположения верны, и все-таки он покидает Флоренцию не для этого. Он верит, что его ждут великие свершения. Лоренцо Медичи, избалованный тем, что у него под рукой всегда были лучшие художники, готовые выполнить любой заказ, разочарован в Леонардо, недоволен его медлительностью. Но в Милане ждет Лодовико Сфорца, ждет с нетерпением, и под таким покровительством можно осуществить грандиозные проекты.
Леонардо предложил герцогу Моро увековечить облик его отца, Фран-ческо Сфорца, в огромном конном памятнике и с жаром взялся за работу. Довольно скоро глиняная модель «Колосса» уже стояла на площади перед дворцом, изумляя современников красотой и мощью. Но далее дело не продвинулось. За семнадцать лет, проведенных Леонардо в Милане, статую гак и не удалось отлить в бронзе. А глиняную модель французские стрелки расстреляли в 1499 году.
Он получил заказ на большую фреску «Тайная вечеря» для миланского монастыря Санта Мария делла Грацие. Великий экспериментатор, Леонардо решил писать ее масляными красками. Это было невозможно — едкая известь разъедала масло. Но если бы удалось удержать масляный слой на стене, то и во фреске он мог бы добиться переливающегося цвета, тающей светотени.
И Леонардо разрабатывал новые грунты, покрывал ими поверхность стены, шлифовал ее — до тех пор, пока краска не легла послушно. И он создал шедевр. «Тайная вечеря» засияла невиданными до той поры в настенной живописи тонами. Эта работа более других прославила Леонардо, но кто мог знать, что она окажется столь недолговечной. Уже в XVI веке известь все же отторгла масляный слой, и фреска оказалась полуразрушенной. Упорными усилиями, реставраторов цвет местами был восстановлен. К счастью, и сейчас читается вся композиция, и можно вообразить, какой она была
Миланский период был расцветом в творчестве Леонардо. Он приехал в этот город полным сил и замыслов. По описаниям современников, это был высокий человек с русыми волосами, правильными чертами лица, голубыми глазами. Вазари писал о Леонардо: «Блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе, а словами мог заставить любого упрямца сказать „да“ или «нет“. Своей силой он смирял любую ярость, правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец. С равной доброжелательностью выказывал он внимание любому, будь тот богат или беден, лишь бы обладал дарованием и доблестью».
О его душевных привязанностях Вазари, родившийся за семь лет до кончины Леонардо, ничего не сообщает. Среди примерно двух десятков сохранившихся до нашего времени картин, несомненно принадлежащих его кисти, есть несколько прекрасных женских портретов. Один из них — на нашей обложке.
У «Дамы с горностаем» тонкие, благородные черты, но главное — ее обаяние, сквозящее в одухотворенности лица, в грации осанки и жеста. И как всегда у Леонардо, в картине нет ничего лишнего, мешающего восхищению натурой.
Ему было чуть более тридцати лет, когда он писал этот портрет. И, по свидетельству Вазари, «он был так обаятелен, что влек к себе сердца людей».
А она была не только хороша собой, она писала стихи, и современники называли ее «миланской Сафо». Любуясь этим портретом через пять веков после того, как он был написан, я не могу поверить, что не любовь вдохновляла Леонардо. А может быть, это был все тот же живой и жгучий интерес к жизни, который сродни любви.
Эта юная женщина, семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, была возлюбленной его миланского покровителя — Лодовико Сфорца.
Разве не удивительно, что у нее на руках не котенок, а хищный зверек? Но горностай был геральдическим символом рода Сфорца. К тому же по-итальянски этого зверька называют «гале», что созвучно с именем Галлерани. Значит, этот символ объединяет герцога и его возлюбленную. Видимо, так было задумано.
Зверек в руках Чечилии кажется ручным, и это тоже могло быть значимой деталью, говорящей о власти Чечилии Галлерани над Лодовико Сфорца. Однако в ее облике нет ничего властного. Наоборот, лицо ее кажется доверчиво-бесхитростным. А рука с разжатыми пальцами даже не пытается удерживать зверька.
Изысканная красота больше всего передана в пластике: изящный поворот головы, почти полностью повторенный горностаем, легкий жест руки. И оба смотрят в сторону —
В этом повороте и взгляде кроется, мне кажется, загадка того самого «пульсирования жизни», которое почти всегда можно почувствовать, глядя на портреты Леонардо. В данном случае это как бы готовность к движению: его еще нет, но оно вот-вот произойдет.
Многое известно о Леонардо, и тем не менее он остается человеком очень загадочным. Чего стоит один его почерк! Леонардо писал справа налево, прибегая время от времени к шифру. Чтобы прочесть около семи тысяч листов его рукописей, исследователям пришлось составлять список его знаков и пользоваться зеркалом.
Но есть вещи еще более странные. Он никогда не торопился — но успел оставить след во многих науках, не говоря уже об искусстве. Он так много сделал — но так мало сохранилось. Ни одно открытие не названо его именем — но так много гениальных догадок и изобретений рассыпано по его рукописям. Человечество потом открывало их заново.
Похоже, земная слава не заботила его. И предназначение его, наверное, было не в том, чтобы оставить целые залы в музеях и страницы в учебниках по физике, математике, физиологии… Он был похож скорее на гениального наблюдателя, оставившего ярчайший след в искусстве и всех науках, которыми занимался.
«Для Флоренции было величайшим даром рождение Леонардо и бесконечной потерей — его смерть», — заключает свое повествование об этом гении Джорджо Вазари.
Не только для Флоренции…