Еще Энгельс писал: «Прогресс общества будет зависеть от состояния семьи и уровня развития производства». Всего два главных показателя отмечает он, причем первым называет семью. В настоящее время социологи также отдают приоритет семье и в то же время подчеркивают открытость этой малой социальной группы, на которую общество оказывает положительное или отрицательное влияние. Как и семья, в свою очередь, положительно или отрицательно воздействует на другие системы. В наше переходное время, в эпоху социальных потрясений, в особенно трудном положении оказалась как раз семья. Приведем несколько цифр.
По данным ЮНЕСКО, количество разводов, в прошлом году, составило в Германии 33%, в США 50%, в России 62%.
По числу самоубийств Россия превосходит Англию втрое, США — вдвое.
Социологические исследования в Екатеринбурге, проведенные в январе проведенные 2 года назад, свидетельствуют, что каждая седьмая смерть подростков происходит из-за самоубийства; 28,5% старшеклассников входят в группу суицидального риска, то есть каждому четвертому подростку приходила в голову мысль о добровольном уходе из жизни.
На международной конференции «Духовная основа цивилизации» говорилось о том, что главная задача общества — создавать условия для нравственного воспитания, прежде всего в семье. Такова стратегия оздоровления общества.
Семья должна уметь самостоятельно, своими силами решать свои проблемы, не доводя их до конфликтов, ссор и разводов. Хорошие результаты дает курс позитивной семейной психотерапии, основателем которой является профессор X. Пезешкиан, создавший Центр позитивной семейной психотерапии в Висбадене (Германия).
Успехи позитивной психотерапии заложены в самой сути метода, ориентированного не на ошибки и слабые стороны, а на потенциальные способности человека. Суть подхода выражается формулами: «Познай себя» и «Помоги себе сам».
Здоровая семья не та, что освобождена от проблем, а та, что умеет решать их. Семья не любит диктат внутри себя, тем более не приемлет какого-либо вмешательства извне.
Социологические исследования показали, что, несмотря на экономические и бытовые сложности, на первом месте у опрашиваемых проблемы супружеских, личностных и родительских взаимоотношений. Главным оказалось умение изначально научиться строить отношения в семье, а через нее и в обществе так, чтобы не допускать конфликтов. В этом суть позитивного подхода.
Мой многолетний опыт показал, что наиболее эффективно позитивная семейная психология усваивается после того, как жених и невеста подают заявления в ЗАГС. Именно в это время вся необходимая информация воспринимается очень заинтересованно, она ко времени, она нужна, она востребована. Вступая в брак, каждый надеется создать счастливую семью и потому воспринимает советы легко и доброжелательно. Эти беседы приносят гораздо больше пользы, чем занятия со старшеклассниками в школе или консультации по поводу разрешения уже возникших в семье конфликтов.
Старшеклассники чаще относятся к таким урокам несерьезно, считая, что подобные проблемы их не коснутся. Они еще во многом самоуверенны, никакие советы им не нужны, еще не пришло к ним то время. Решать же уже возникшие проблемы, конфликты пришедших на консультацию людей часто бывает уже слишком поздно, столько накопилось негативных чувств.
Надо еще отметить особенность семейной культуры нашей страны, где утвердилась в семейных отношениях психология борца, воителя, который должен суметь себя поставить в семье, отстоять себя. Даже советы молодоженам обычно дают такие: сумей поставить себя, не быть под пятой и т.д., тогда как позитивный метод предлагает совсем иной фундамент отношений: «Каждый шаг навстречу друг другу равен многим дням радости». Именно такой принцип дает гармонию отношений, семейное счастье.
Надежда Кузнецова