Опубликовано в разделе Здоровье, 01.06.2011, 1575 просмотров

Счастливая семья

Еще Энгельс писал: «Прогресс общества будет зависеть от состоя­ния семьи и уровня развития произ­водства». Всего два главных показа­теля отмечает он, причем первым называет семью. В настоящее время социологи также отдают приоритет семье и в то же время подчеркивают открытость этой малой социальной группы, на которую общество оказы­вает положительное или отрицатель­ное влияние. Как и семья, в свою очередь, положительно или отрица­тельно воздействует на другие системы. В наше переходное время, в эпоху социальных потрясений, в осо­бенно трудном положении оказалась как раз семья. Приведем несколько цифр.

По данным ЮНЕСКО, количество разводов, в прошлом году, составило в Германии 33%, в США 50%, в России 62%.

По числу самоубийств Россия превосходит Англию втрое, США — вдвое.

Социологические исследования в Екатеринбурге, проведенные в янва­ре проведенные 2 года назад, свидетельствуют, что каждая седьмая смерть подростков происходит из-за самоубийства; 28,5% старшеклассников входят в группу суицидального риска, то есть каждому четвертому подростку при­ходила в голову мысль о доброволь­ном уходе из жизни.

На международной конференции «Духовная основа цивилизации» го­ворилось о том, что главная задача общества — создавать условия для нравственного воспитания, прежде всего в семье. Такова стратегия оз­доровления общества.

Семья должна уметь самостоя­тельно, своими силами решать свои проблемы, не доводя их до конфлик­тов, ссор и разводов. Хорошие ре­зультаты дает курс позитивной се­мейной психотерапии, основателем которой является профессор X. Пезешкиан, создавший Центр позитив­ной семейной психотерапии в Висба­дене (Германия).

Успехи позитивной психотерапии заложены в самой сути метода, ори­ентированного не на ошибки и сла­бые стороны, а на потенциальные способности человека. Суть подхода выражается формулами: «Познай себя» и «Помоги себе сам».

Здоровая семья не та, что осво­бождена от проблем, а та, что умеет решать их. Семья не любит диктат внутри себя, тем более не приемлет какого-либо вмешательства извне.

Социологические исследования показали, что, несмотря на экономи­ческие и бытовые сложности, на пер­вом месте у опрашиваемых пробле­мы супружеских, личностных и роди­тельских взаимоотношений. Гла­вным оказалось умение изначально научиться строить отношения в семье, а через нее и в обществе так, чтобы не допускать конфликтов. В этом суть позитивного подхода.

Мой многолетний опыт показал, что наиболее эффективно позитив­ная семейная психология усваивает­ся после того, как жених и невеста подают заявления в ЗАГС. Именно в это время вся необходимая инфор­мация воспринимается очень заин­тересованно, она ко времени, она нужна, она востребована. Вступая в брак, каждый надеется создать сча­стливую семью и потому восприни­мает советы легко и доброжелатель­но. Эти беседы приносят гораздо больше пользы, чем занятия со старшеклассниками в школе или кон­сультации по поводу разрешения уже возникших в семье конфликтов.

Старшеклассники чаще относятся к таким урокам несерьезно, считая, что подобные проблемы их не кос­нутся. Они еще во многом самоуве­ренны, никакие советы им не нужны, еще не пришло к ним то время. Ре­шать же уже возникшие проблемы, конфликты пришедших на консульта­цию людей часто бывает уже слиш­ком поздно, столько накопилось не­гативных чувств.

Надо еще отметить особенность семейной культуры нашей страны, где утвердилась в семейных отноше­ниях психология борца, воителя, ко­торый должен суметь себя поставить в семье, отстоять себя. Даже советы молодоженам обычно дают такие: сумей поставить себя, не быть под пятой и т.д., тогда как позитивный метод предлагает совсем иной фун­дамент отношений: «Каждый шаг на­встречу друг другу равен многим дням радости». Именно такой прин­цип дает гармонию отношений, се­мейное счастье.

Надежда Кузнецова