Как чудесно пахнет эта сирень…» — «Но это не сирень, а ландыши. А вот абстрактная картина, она собрана из осколков выпуклого стекла. Ее можно потрогать руками, определить, что на ней изображено. То ли бабочка, то ли море». — «Но я никогда не видел бабочку.
Об этом эпизоде с подарками в доме Александра Суворова, младшего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования я узнала от его друзей. Их рассказ напомнил мне сюжет с розами из известной оперы „Иоланта“. «Я красную просил сорвать», — обращается рыцарь к слепой от рождения девушке. Она не знает о своем недуге и ошибается, срывая цветы, никак не может понять, чего от нее хотят.
Мне не удалось попасть на Сашин день рождения, потому что не встретилась я с его гостями в условленном месте на вокзале. Пришлось повернуть назад, идти навстречу сплошному потоку пассажиров. Подумалось сразу о Саше. Он живет под Москвой, и нередко ему приходится одному, без сопровождающих, отправляться в дорогу. Так вот почему на мой вопрос, для чего у него на шее свисток, он мне тогда, при первом знакомстве, ответил с улыбкой: «Для очеловечивания толпы». Не сразу мне довелось оценить всю глубину этой фразы…
…В последних числах мая состоялась защита диссертации Александра Васильевича Суворова «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты». Собрался весь цвет отечественной науки — известные философы, педагоги, психологи. Еще бы! Подводился итог небывалого духовного эксперимента, начатого еще четверть века назад талантливым психологом А. И. Мещеряковым и его другом выдающимся философом современности Э. В. Ильенковым. Александр Суворов был непосредственным участником эксперимента, а затем продолжателем его после ухода из жизни своих учителей.
Стоя за кафедрой, диссертант проводил пальцами по шершавым как терка страницам со шрифтом Брайля и хорошо поставленным голосом зачитывал реферат. Чтобы по-человечески существовать, говорил он, для лишенных слуха, зрения и речи нужен прорыв в чужой мир, в мир здоровых людей, а он не приспособлен для тех, кого жизнь поставила перед обрывом в тьму безмолвия. Проблема в том, каким образом осуществить взаимную интеграцию здоровых и инвалидов. По убеждению диссертанта, она должна строиться не на базе милосердия, а как взаимное общение представителей этих двух миров и должна быть основана на уровне общей культуры, общей интеллигентности, общего воспитания. В мире существует некая идея «субкультуры» для инвалидов. Суворов резко настроен против нее, он отрицает ее, потому что она способствует самоизоляции. В то время как личностью можно стать только в общении.
Научный труд этот создан на обширном материале, составленном из книг и статей диссертанта. Их более сорока. Сами названия их о многом говорят: «Проблема конкретной человечности», «Достоинство», «Прикосновение»… Помимо того что все они написаны прекрасным языком, ценность этих работ состоит еще и в том, что созданы они на основе личного опыта. Автор в них выступает не как подопытный кролик, а как вполне сознательный участник жесткого эксперимента. Слепоглухота, по мнению Суворова, отдельная планета, на ней он — разведчик науки. И какой разведчик! Это по достоинству сумели оценить представители научного мира, присутствовавшие на защите столь необычной диссертации. Автор ее невольно сам стал прекрасной иллюстрацией своей идеи о беспредельных возможностях человеческого духа.
Отмечая диссертацию как важный вклад в развитие наук, посвященных человековедению, оппоненты Александра Васильевича Суворова оценили ее еще и как победу, подобную той, какую одержал в свое время его легендарный однофамилец, с той только разницей, что на этот раз были пройдены «Альпы» сложнейших человеческих испытаний. Ученый совет единодушно постановил: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук заслуживает быть признанной докторской. Такое случается редко. Но это был как раз исключительный случай.
Один на один с пустыней… Засохшее дерево в лесу… Никакого воображения не хватит, чтобы поставить себя на место слепоглухонемого. Переживания переживаниями, но жизнь ставит человечество перед «упрямыми фактами». Они неумолимы и свидетельствуют о том, что число инвалидов, лишенных слуха, зрения и речи, нарастает во всем мире. Мало констатировать их обездоленность. Мало исследовать их проблемы. Надо создавать условия для полноценного развития их личности. Но как? Сегодня в специализированных домах для детей-инвалидов умеют создавать среду, которая дает кое-какие знания, владение дактильной речью (общение с помощью пальцев), умение читать с помощью шрифта Брайля, а также возможность трудиться, чтобы обеспечивать себя, выполняя простейшие механические операции.
В нынешнем году исполнилось бы 70 лет «духовному отцу» Александра Суворова, как он сам его называет, Эвальду Васильевичу Ильенкову. В американской философской литературе его называли «единственным в мире человеком, точно знающим, что такое диалектика». В своей статье «Не человеческий фактор, а личность», посвященной юбилейной дате Э. В. Ильенкова, Суворов вспоминает о том, какое влияние на развитие его личности оказал этот блестящий мыслитель. С ним он общался 11 лет. (Ильенков ушел из жизни в 1977 году в возрасте 53 лет.) Свою научную деятельность «духовный отец» Суворова посвятил проблеме становления каждого человека как полноценной личности. Он утверждал, что человечество в силах справиться с самой гуманной задачей — сделать «духовными аристократами всех». Всех! В том числе и инвалидов.
Личностью не рождаются, а становятся — это убеждение Ильенкова совпало с тем, что творилось в душе юного Суворова. «Я хотел состояться», — пишет он, вспоминая свою поисковую активность. И далее: «Я всегда смотрел на себя не как на неисправимый биомеханизм, не как на организм с дефектами, но как на личность, с детства попавшую в экстремальную ситуацию… Я хотел сам за себя отвечать, сам себя творить, не перепоручая столь важного дела никому». А Ильенков, вспоминает его ученик, ломал себе голову над тем, что необходимо сделать, чтобы «кусок мяса» превратился в человека, в личность, а не в частичную деталь частичной машины.
Эвальд Васильевич принял деятельное участие в судьбе четверых воспитанников Загорского детского дома, отобранных для того, чтобы оторвать их от уготованного им обучения примитивному надомному труду или в лучшем случае конвейерным операциям и научить мыслить, дать им пропуск в мир здоровых людей. Ильенков, уверенный в том, что слепоглухота лишь обостряет общечеловеческие проблемы, высвечивает их, стал все чаще появляться в Загорском доме: «…Здесь я, как на ладони, впервые начинаю понимать всю глубину положений Спинозы, Фихте, Гегеля о сознании, о мышлении…» Так осуществил он переход от теории к практике.
Для четырех подопечных Мещерякова, а затем и Ильенкова были созданы особые условия обучения. Им помогли поступить на факультет психологии Московского государственного университета, где с ними занимались лучшие представители гуманитарных наук. Все четверо получили блестящее образование и были зачислены научными сотрудниками Института психологии АПН. Это была великолепная победа учителей и учеников, доказавших на собственном примере, что человеческие возможности безграничны и от общества зависит, будут они проявлены или нет.
Дальнейшая судьба четверых такова: Юрий Лернер окончил художественную школу, увлечен скульптурой; Сергей Сироткин защитил кандидатскую диссертацию, работает во Всероссийском обществе глухих; Наташа Корнеева вышла замуж за здорового человека, родила двух детей, помогает мужу работать над составлением учебного пособия по изучению дактильно-контактной речи. Вышла в свет его книга «Азбука чутких рук». Как сложилась судьба Суворова, вы об этом уже знаете.
Защитив диссертацию, Саша уехал на Черное море в детский лагерь «Орленок». Однажды он сказал: «Научные труды, книги — в сберкассу времени, а главное для себя сейчас, сегодня быть полезным людям, особенно детям». Он живет и преодолевает трудности ради тех людей, кому он может принести пользу и еще ради тех, кто его любит. И прежде всего ради мамы. Она удержала его на этом свете: «Я твердил себе, что обязан ее пережить». Мария Трофимовна — необыкновенная женщина, всю себя она посвятила становлению сына. В прошлом путепроход-чица
И еще главное для него — дети. Он не хочет, чтобы лишенные зрения, слуха, они страдали, и старается сделать все возможное, чтобы наперекор мраку и безмолвию они могли почувствовать себя счастливыми — хоть немножко, хоть чуть-чуть. Александр Суворов учит своих маленьких друзей, как надо вести себя с людьми из мира зрячих и слышащих, что надо делать, чтобы не сидеть затворниками у себя дома в четырех стенах, боясь высунуть нос на лестничную площадку, учит, как не надо качать права, пользуясь своей инвалидностью, и учит, как надо работать над собой, чтобы хоть в
Беседы Суворова полезны всем людям, они многого стоят. Взять хотя бы это: «Сначала радость. На основе радости — любовь, на основе любви — долг. Ни в коем случае не наоборот! Получится традиционная педагогика насилования ребенка, если попытаться идти от долга через любовь к радости».
Сам Александр Суворов идентифицирует себя с человечеством, при этом считает, что главным органом чувств должна быть у людей «духовная культура». С тем и идет сам к ним навстречу, создавая вокруг себя, невольно, совершенно естественно, особую ауру доверительности, спокойствия и доброты. А как же слепоглухота? Ее постепенно перестаешь замечать. И невольно ловишь себя на мысли, что только от тебя самого зависит, как чувствовать себя — инвалидом или полноценным человеком.
Нина Крюкова