Опубликовано в разделе Здоровье, 13.06.2011, 1412 просмотров

Японский сад камней

Странное впечатление произво­дит знаменитый японский «Сад камней». Сколь­ко ожиданий было перед поездкой в Киото — древнюю столицу Японии! Но вот пришли мы к мрачному дере­вянному строению, сбросили, как по­ложено, обувку, давая свободу на­труженным ступням, прошли через пустую полутемную залу и увидели…

Небольшая площадка светло-се­рого, выровненного граблями гравия, разбросанные тут и там большие и малые валуны. Монотонная цветовая гамма и минимум предметов. Мы се­ли на ступеньки, что тянулись вдоль всей стены деревянного ограждения, и деловито начали пересчитывать камни. Мы знали, что их должно быть пятнадцать, но из любой точки одно­моментно можно увидеть лишь че­тырнадцать…

Да какая разница, сколько камней, подумалось через минуту. И камни ли это вообще? Я не знаю, в чем психоло­гический фокус, но мир во мне и вокруг плавно изменился. Исчезли нетерпе­ние и взвинченность, стремление что-то решать и делать, исчезли недав­ние боли и обиды, исчезло простран­ство, набитое звуками и красками…

«Чего ты стоишь? — подумалось мягко и ненавязчиво. — Что любишь? Чего сумел достичь истинного?».

Хотелось запомнить и продлить это состояние, чтобы вернуться к не­му как к благодати, как к спасению, когда будет маятно и горько. Что за философская идея вложена в эти камни? Почему именно пятнадцать и почему один обязательно скрыт? Тот или этот. Образ мира, когда нельзя объять необъятное? Образ дали, когда по ме­ре движения появляются новые пред­меты?

Образ жизни, когда, обретая, ты непременно что-то теряешь?…

Какой красивый, выразительный символ: от твоей позиции зависит глубина видения, но другой человек, с другой точкой зрения, узнает иные очертания. Благородный, примиряю­щий образ…

«Сад камней» был бы невозмо­жен в современной Европе или в Аме­рике, построенных на рваном, упру­гом ритме,— любая имитация оказа­лась бы зримо фальшивой. И как за­кономерен он здесь, в Киото, где са­мо древнее название города «Хей-Ан» означает «мир и спокойствие».

— Хисаи-сан,— спрашиваю я нашу переводчицу, — из всех версий «Сада камней» какая для вас предпочтительнее?

Хисаи опекает нас третий день. По-японски прелестна: грациозна, безукоризненно деловита и точна, предупредительна и деликатна. Она ходит в строгой черной юбке и бело­снежной блузке, а если моросит дождь, вытаскивает из сумки ярко-красную кофту и пестрый зонтик.

— Цифра пятнадцать, — отвечает она, — символизирует у нас полнолуние. После полнолуния на­ ступает время распада…

И тут мне становится ясно: «Сад» подсказывает, что надо остановиться на шаг раньше. Да, пятнадцать, но в любой момент, с любой точки и лю­бой из нас должен видеть на камень меньше. На один меньше до насы­щения, до исчерпания данности.

У Юрия Трифонова, замечатель­ного писателя с незавершенной судьбой, есть замечательная фраза. Вот она дословно: «…истинное в ис­кусстве всегда чуть сдвинуто, чуть косо, чуть разорвано, чуть не закон­чено и не начато, тогда пульсирует волшебство жизни».

Это в искусстве. А в моем деле, в науке, к которой обязательным эпите­том приварилось определение «точ­ная»? Наверное, любая сфера зна­ния невозможна без опоры на факты, доказательства, аргументы, стати­стику. Но впереди них идет мысль, идея, которая, как бы то ни было, всегда остается чуть незаконченной. Потому что всегда оставляет надеж­ду и право на другой вариант, на но­вое и лучшее продолжение.

Идея не может быть исчерпана до конца, какие бы убедительные факты мы на нее ни нанизывали. Не следу­ет думать, что ты увидел весь объем, все пятнадцать каменьев твоего «са­да». Пятнадцать означает полнолу­ние. Апогей самоуверенности и са­модовольства, за которым следует распад. Пусть один камень останется за чертой зримости. Придет кто-то другой и увидит его.

…Поразительно, что в этой сверх­современной стране, заполненной машинами, компьютерами, так много мест и способов для душевной тре­нировки человека. Для сосредоточе­ния на высоком, обращения к разуму, отрешения от суеты. Здесь пульси­рует волшебство жизни.

Олег Гомазков, доктор биологических наук