Для человека отношения с другими людьми всегда были важнее отношений с природой. Законы социальные, какими бы обременительными они порой ни оказывались, были для него гораздо существеннее законов природы. Это объясняется не каким-то глобальным заблуждением, а тем, что выжить в условиях враждебной, полной неожиданностей окружающей среды человек мог только совместно с другими людьми.
Поэтому главным для индивидов было (и остается до сих пор) — угодить социуму, подчиниться условным законам и установлениям, даже если они выглядят порой нелепыми и противоестественными. Такими противоестественными являются, в частности, законы агрессивности, вызванные постоянной борьбой за обладание материальными благами, за первенство в социальной группе, за власть. Эти законы рождены в первобытной стае человекообразных и сохранились до наших дней.
Во все времена перед всякой общественной группой и перед каждым человеком стояла альтернатива — добиваться своих целей мирными средствами (трудом, добрым отношением) либо агрессией. Путь агрессивный подразумевает готовность применить силу, нанести ущерб и идти на жертвы. Порой агрессивность оказывается вынужденным, единственным отчаянным выходом из критической ситуации. Но гораздо чаще — проявлением внутренней слабости, неготовности утвердить свои цели, свою волю, свои принципы мирными средствами.
Надо признать, что агрессивное начало присутствует в каждом человеке. Если не культивировать альтруистическое начало, формируется человек-разрушитель.
Поскольку агрессивность предполагает готовность к применению физической силы, а также определенный дефицит благоразумия, то понятно, что агрессивность больше свойственна молодым людям, особенно в случае их малой культуры и социальной неустроенности. С годами, по мере социализации, экстремизм молодых людей постепенно улетучивается.
Но надо признать, что малая культура и социальная неустроенность — страшная угроза для общества. Исходя из этого наше государство в число своих приоритетов должно прежде всего включить трудоустройство молодых людей и повышение их культурного уровня.
Лев Мельников