Казалось бы, что за премудрость — держать детей за руку? Но вот тревожная статистика: каждый шестнадцатый пострадавший на улице ребенок вырвался из рук сопровождавших его родителей. Пострадал или даже погиб на глазах и по прямой вине находившихся рядом взрослых!..
Известна ли эта печальная закономерность в мире? В мире — да, в России — нет!
В Японии миллионным тиражом издана маленькая, хорошо иллюстрированная книжка для семейного чтения о безопасности на дорогах. Основные разделы: «Дети», «Пожилые», «Велосипедисты», «Мотоциклисты», «Водители и пассажиры автомобиля».
В разделе «Дети» рассказан случай: «Шестилетний мальчик по дороге в детский сад переходил дорогу вместе с мамой. Внезапно он вспомнил, что забыл
В утвержденном решением британского парламента «Дорожном кодексе» говорится: «Ведите ребенка так, чтобы находиться между ним и проезжей частью, крепко держите его за руку или привяжите в коляске». Как видим, жестко: или держите надежно, или привяжите!
Почему же в нашей стране проблема «дети вырываются из рук» никак не упомянута?
К сожалению, у нас эта проблема ограничена лапидарными тезисами из правил дорожного движения: «переход на красный свет», «переход в неустановленном месте», «выход на дорогу, не убедившись в безопасности». Но этого явно мало. Главное — ошибки детей, родителей и водителей в оценке ситуации. Во многих странах уже долгие годы основной акцент делают на ситуационное обучение и воспитание пешеходов и водителей. Не забывая, конечно, и о правилах дорожного движения. Неслучайно в Японии, вышедшей на первое место в мире по снижению числа несчастных случаев на дорогах, ежегодно погибает в семь раз меньше детей, чем во всех странах бывшего СССР.
Когда я начал копаться в архивах и документах, чтобы понять истинные причины несчастных случаев, а не просто «переходил в неустановленном месте» или «вышел на дорогу, не убедившись в безопасности», шел 1973 год. Моему старшему сыну Борьке было три года. Он заикался и поэтому ходил в специальный логопедический детский сад в центре Москвы. И я каждый день водил его в садик и обратно, пересекая забитые автомашинами московские улицы. Узнав, что 6% пострадавших детей, прежде чем попасть под машину, вырвались из рук родителей, я был поражен. Я стал держать Борьку за руку совершенно не так, как раньше! Теперь моя рука держала его ручку повыше запястья — не «кисть в кисть», а «за палочку».
И, конечно, теперь я держал старательно и был готов противостоять возможной попытке Бориса вырваться и убежать. Цифра всплывала в моем сознании каждый раз, когда мы с сыном приближались к проезжей части улицы…
Может быть, на моем месте так поступили бы каждый отец или мать. Но мне в таких случаях помогала давняя привычка руководствоваться статистикой опасности.
Дело в том, что я много лет занимался достаточно рискованным видом спорта — альпинизмом. Участвовал во всесоюзных соревнованиях, совершал восхождения высшей категории сложности. Конечно же, я хотел не только насладиться любимым спортом, но и остаться живым.
И вот, каждый раз, начиная спуск с покоренной вершины, я полностью сосредоточивался на соблюдении правил безопасности ( «донести свои кости до лагеря»). Во время всего довольно длинного спуска я многократно взбадривал или «подмобили-зовывал» себя, напоминая самому себе: «А ты помнишь, что 70% несчастных случаев в горах произошли на спуске?» И это было оправданно, потому что на спуске (вершина позади!) неудержимо тянет расслабиться. Ведь спуск обычно несложен, хотя и коварен, полон опасностей. Помогало!
В уже упомянутой японской брошюре написано:
«Дети находятся в зависимости от сопровождающих их взрослых и полагаются на них. Поэтому, когда рядом взрослые, дети склонны не обращать внимания на окружающее, в том числе и на транспортные средства».
Да, дети беспечны и не заботятся о собственной безопасности. Верно, но почему дети так часто и успешно пытаются вырваться из рук взрослых на улице? Почему взрослые так небрежно держат детей за руку и не успевают их удержать?
Все дело в том, что в первые годы жизни ребенка, находясь с ним в доме, гуляя возле дома, во дворе, в парке — там, где нет машин, взрослые вырабатывают привычку держать ребенка за руку небрежно, «прогулочно». Взрослый привык, что дети иногда вырываются из рук, и привык не видеть в этом ничего плохого. Ребенок привык вырываться из рук родителей и тоже не видит в этом ничего плохого. Такое бытовое поведение совершенно неприемлемо в транспортном мире.
И взрослым и детям нужно вырабатывать совершенно иные привычки — «транспортные»: взрослым надежно держать ребенка, а ребенку крепко держаться за руку взрослого.
Вот в каких случаях дети чаще пытаются вырваться из рук родителей.
1. Когда ребенок вдруг заметил
На середине неширокой улицы с оживленным двусторонним движением оказались две сестры. Старшая, четырнадцатилетняя, держит за руку пятилетнюю сестричку. Младшая заметила на тротуаре бабушку и, вырвав руку, бросилась к ней. По счастью, опытный водитель наблюдал за стоящими на осевой детьми, предвидел ситуацию, и самого худшего не случилось.
2. Когда взрослый не привлекает ребенка к совместному наблюдению за движением в ожидании перехода.
На краю тротуара у пешеходного перехода стоит мама с четырехлетним сыном. Мама видит, что слева приближается легковая машина, а справа — мопед. Дима не замечает мопеда. Ему кажется, что машина еще далеко. Он решает, что мама зря стоит, вырывается, бежит, его сбивает мопед.
3. Когда родители недопонимают, что ребенок, которого они держат за руку, такой же человек, со своими наблюдениями, решениями и действиями.
Молодая мама, спеша, перебегала дорогу, держа сына за руку. Заметив опасность, женщина остановилась как вкопанная. А сын? Он ведь бежал и собирался бежать дальше. Он вырвал руку, побежал, попал под грузовик и погиб на глазах у мамы.
4. Когда родители сами создают на улице ситуацию, провоцирующую ребенка вырваться.
В Москву из Казахстана приехала семья. При переходе через улицу растерялись: папа перешел, мама с 12-летним сыном остались на другой стороне тротуара. Маме надо бы вцепиться в сына и строго запретить ему переходить. Но она не была готова к такой ситуации. Мальчик вырвался, побежал к отцу, его сбила машина, и ребенок получил увечье.
5. Когда взрослые выпускают ребенка из автобуса или такси первым, не учитывая возможной попытки ребенка вырваться.
Если дети выходят первыми, а родители заняты выходом, скажем, из автобуса, ребенку, который уже вышел, легче вырваться, а может быть, и выбежать на дорогу из-за стоящего транспорта.
На улице ребенка должны спать взрослые: родители и водитель.
Опытные водители ежедневно пасают детей, вырвавшихся из рук зрослых! Такой водитель заблагоременно замечает малонадежную пару «взрослый — ребенок за руку с ним», снижает скорость, увеличивает интервал, словом, готовится к экстренному торможению.
Автобус следует привычным маршрутом № 41 по ул. Кржижановского. Опытный водитель Лютиков легко и точно выделяет из массы машин и пешеходов объекты, требующие особого внимания.
Вот из магазина справа выходит женщина, таща за руку упирающегося малыша лет четырех. Водитель не выпускает «подозрительную» пару из поля зрения. «Может вырваться!» — оценив ситуацию, решил водитель и притормозил. Как раз вовремя: через мгновенье ребенок вырвался и оказался на проезжей части улицы перед надвигающимся автобусом. Но водитель был готов, и малыш остался цел и невредим.
Водитель самосвала Горлин подъезжает к пешеходному переходу, и выделяет из числа подходящих к проезжей части улицы пешеходов очень пожилую женщину, ведущую внучку за руку. Внучка опережает бабушку, почти бежит, тянет ее за собой. «Смотри: сейчас вырвется!», — начиная притормаживать, говорит водитель пассажиру, сидящему в кабине. И точно, девочка вырывается из рук и бросается через дорогу. Водитель уверенно спасает ребенка.
В развитых странах от водителя требуют поведения по спасению ошибающихся детей, которое мы наблюдали на примере водителей Лютикова и Горлина. Ребенок мал, но вот взрослые на улице ошибиться не имеют права.
Анатолий Добрынин