Не так давно я ехал в дальнюю командировку. Единственным моим попутчиком в купе полупустого вагона оказался высокий подтянутый пожилой мужчина. Мы познакомились, разговорились. Обстановка в поезде всегда располагает к беседе, а к моему соседу очень подходили слова Тургенева: «Приятен старик, когда он приветлив и серьезен». Именно такое впечатление и произвел он на меня сразу, хотя назвать его вслух стариком я бы не решился. «Возможно, ему за семьдесят, — подумал я, — но выглядит хорошо и держится с достоинством».
С определением возраста я крупно промахнулся. «Мне восемьдесят с гаком», — сказал с улыбкой мой сосед. Я не стал уточнять, каков этот «гак», но не смог удержаться от удивления: «Как это вам удалось так сохраниться?» Я имел в виду не только внешний вид. От него исходило какое-то внутреннее спокойствие, уверенность в сочетании с доброжелательностью.
Меня вначале озадачило видимое отсутствие у него интереса к моим резким высказываниям о войне в Чечне, об экономическом положении. Я закипал, а он оставался сдержанным.
После того как я излил на него все, что у меня накипело на душе, он попросил меня успокоиться, подумать и ответить на вопрос: как в его положении пенсионера можно реально повлиять на экономику, на войну в Чечне, на судьбу обездоленных людей и т. д.
Я стал говорить
Ничего не мог я посоветовать дельного моему соседу. И теперь уже я у него спрашивал: «Так что же делать?»
Он сочувственно улыбнулся и сказал: «Вооружиться психологической броней. Если бы у меня ее не было, думаю, я давно бы был на том свете. А ведь я уже более двадцати лет на пенсии, но, как видите, энергичен, не потерял интереса к жизни и веры в людей. Сейчас возвращаюсь с традиционной встречи выпускников нашей школы. Моих одноклассников осталось совсем немного, и все они так больны и беспомощны, что даже не смогли прийти на традиционный сбор. Так я их навещал у них дома».
Вот что он рассказал мне про свою психологическую броню: «Я ограждаю свой мозг от информации, вызывающей бесполезные переживания. Психологическая броня должна ограждать меня, как скафандром, от ненужной, вредной информации и в то же время оставаться проницаемой для нужной, полезной информации, пусть и не всегда несущей положительные эмоции. Это не башня из слоновой кости и не розовые очки, а разумный, трезвый подход к жизни. Зачем мне откликаться на чужую злобу, ненависть, зависть?
Зачем допускать в свое сознание чуждые мне неправедные поступки? Я часто вспоминаю слова моей бабушки: „Отринь неправедное! Пестуй себя самого!“ И вот я продолжаю пестовать себя до сих пор.
Практически в каждом случае я определяю для себя, отчего возникла та или другая неприятность. Если она естественна, рождена природой и касается самого меня: болезнь моя или близких, несчастный случай, неудачи в делах — я принимаю ее как независящее от меня, от моих усилий уже свершившееся событие. Не рву на себе волосы, не проклинаю жизнь, не ищу виновных — этим горю не поможешь. Есть боль и горе, которым противостоять бесполезно, с которыми нужно смириться. Принять в себя, перестрадать, собрав все свои силы, перетерпеть. Преодолев неизбежное или неотвратимое горе, я выхожу из кризиса способным к продолжению жизни. Здесь психологическая броня мне не нужна — мой мозг, душа, чувства открыты для переживания.
Если же чья-то чужая злоба, чья-то неправедная жизнь ищет у меня сострадания, взывает к бесполезным, неоправданным и даже вредным переживаниям, то я ставлю перед ними психологическую броню и не допускаю этой отравы к своему мозгу, к своей душе, своим чувствам. На страже всегда стоит мой разум. Я не выступаю в роли судьи, но и не болею болезнями чуждых мне людей. Предательство, обман, злоба, зависть — все эти болезни рождаются неправедными людьми. Они их порождают, пусть сами из-за них и переживают. Я не даю пробиться им через мою психологическую броню.
Я постоянно повторяю про себя: «Господи, дай мне терпение вынести то, что я должен вынести и не могу изменить, дай мне силы изменить то, что я должен изменить, и дай мне ум, чтобы не спутать первое со вторым». В разумном подходе и состоит отличие психологической брони от эгоизма.
С большой осторожностью я выбираю книги, телевизионные программы, радиопередачи. Фильтрую, отбрасываю убийства, насилие, ужасы, безысходные трагедии.
Гёте в своем дневнике признавался о собственной книге «Страдания молодого Вертера»: «Эта книга буквально начинена взрывчаткой. Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое психическое состояние, из которого книга возникла, когда я ее писал». Я стараюсь избегать такого воздействия искусства, разделяя наблюдение одного из шекспировских героев:
Не пой!
Печальных песен звуки
Больной души не исцелят,
Они удвоят только муки
И раны сердца растравят.
Окружающая жизнь часто заставляет меня защищаться психологической броней от «печальных песен звуков».
Беседа с соседом по купе не прошла бесследно для меня. Прежде всего я понял, что надо расставаться со старыми привычками читать газеты от корки до корки и смотреть без разбора все новости, политические перебранки и диспуты по телевизору. Конечно, психологическая броня не панацея от всех информационных стрессов в нашем современном мире, но реальным свидетельством ее пользы был мой безымянный попутчик.
Денис Кучеров